Китайский дворец в Ораниенбауме: интересные факты и 23 фото. Отзывы – 2022. Россия

?

alkopona (alkopona) wrote, 2018-08-10 19:01:00 alkopona alkopona 2018-08-10 19:01:00 Categories:

  • История
  • Архитектура
  • Путешествия
  • Cancel

Китайский дворец в Ораниенбауме: интересные факты и 23 фото. Отзывы – 2022. Россия

История Петербурга знает много праздных событий. Но именно за одной постройкой в ближайшем пригороде закрепилась слава «увеселительного замка» для друга Петра I. Позже территорию облюбовал его тезка, тоже Петр, но уже третий. Переехав сюда с женой, они почти всегда жили отдельно, как и проводили время, поэтому Екатерина II развлекалась как могла. Так что же интересное спряталось на территории Ораниенбаума?

Отвоевав у шведов обратно драгоценные земли у берегов Финского залива, Петр I требовал их сохранить и помимо крепости в самом сердце Петербурга задумал оборонительный комплекс сооружений на входе в город, известный нам как Кронштадт.

В связи с тем, что фортификационные сооружения были особым фетишом у нашего царя, то он повесил на их постройку метку крайней важности и просил лично оповещать обо всех изменениях, ну и сам заскакивал с контрольной миссией.2.Китайский дворец в Ораниенбауме: интересные факты и 23 фото. Отзывы – 2022. РоссияПри этом понимал, морскими путями туда добираться будет намного дольше, чем сухопутными, поэтому провел прямую линию от острова до ближайшего берега и от этой точки начал рисовать дорогу в сторону Петербурга. Так наверное своим соратникам и говорил: «Лошадь накормил и в путь, не надо больше в парус дуть».Китайский дворец в Ораниенбауме: интересные факты и 23 фото. Отзывы – 2022. Россияфото с сайта https://pastvu.com/

Вдоль новообразованной дороги от пристани «на Кронштадт» до города царь приказал земли прибрежные нарезать на элитные участки, как колбаску к праздничному столу, ну и раздать первым лицам государства под загородные резиденции. Так появились Стрельна, Петродворец и первый в ряду от защитного острова — дворец Меншикова, с трудно выговариваемым и довольно смешным названием. Ораниенбаум!

4.Китайский дворец в Ораниенбауме: интересные факты и 23 фото. Отзывы – 2022. РоссияКак же появилось это название? Поговаривают, что Петр прогуливаясь по дворцу своего друга, выстроенному с видом на побережье, набрел на оранжерею с редкими деревьями, где на одной из них увидел смешное название «Oranienbaum» и расхохотался. Так по историческим легендам название и прижилось, потому что на всех званных вечерах он с усердием школьника познакомившегося с эбонитовой палочкой не переставал отпускать колкости в сторону Меншикова: «А где же наш красавчик со своим ораниенбаумом?».5.Китайский дворец в Ораниенбауме: интересные факты и 23 фото. Отзывы – 2022. РоссияА между прочим, в размещенном в кадке померанцевом дереве нет ничего плохого, и оно после всей этой истории легло в основу герба нового города. Историки все же склоняются к версии, что этот красивый цитрус с яркими плодами рос здесь еще до прихода графа Меншикова. Поэтому немецкое сочетание Orange (апельсин) с добавлением Baum (дерево) смотрится вполне обоснованно.6.Китайский дворец в Ораниенбауме: интересные факты и 23 фото. Отзывы – 2022. Россия

Но если более тщательно разгребать исторические документы, то можно разузнать о совершенно иной причине возникшего названия. Ведь Меншиков хотел удовлетворить царя по-орански.

Вот если сегодня маленькие девочки развешивают в своих комнатках над кроватями у ночника плакаты Егорки Крида, то в те годы Петр I не мог без вздохов пройти мимо картин с изображением английского короля Вильгельма III Оранского.

Поэтому в след за названной в честь него крепостью Ораниенбург, появившейся в Воронежской области, под Петербургом в свою очередь образовался Ораниенбаум.

7.Китайский дворец в Ораниенбауме: интересные факты и 23 фото. Отзывы – 2022. РоссияТакое изысканное и труднопроизносимое название пришлось по вкусу далеко не всем. Поэтому после смерти наших героев каждый старался его упростить. Вначале город называли «Аренбог», а затем еще сильнее русифицировали превратив его в «Рамбов». Ну а итоговую точку в этом беспощадном нейминге поселения поставили в советское время, вспомнив, что великий русский ученый создал в его окрестностях первую в России фабрику по производству мозаичных смальт и цветного стекла. Поэтому нет ничего лучше, чем присвоить городу его светлую фамилию — Ломоносов!8.

Кстати, вышеупомянутый Ораниенбург в Воронежской области сегодня известен всем как Чаплыгин и квартирует уже в Липецкой области. Вообще же историки в кулуарах различных заведений поговаривают, что эта повальная мания переименовывать все, что не приколочено, пошла именно из Ораниенбаума.

9.

А во всем виновата одна из улиц города — Еленинская, названная в честь владевшей тогда Ораниенбаумом — великой княгини Елены Павловны.

Но с легкой руки полупьяного революционно настроенного матроса, который в 1917 году с усердием Тома Сойера закрашивал заглавную букву «Е», в один миг превратилась в Ленинскую. Шутливая форма ребрендинга так понравилась правительству, что распространилась по всему государству.

Двадцать лет назад эту злополучную букву вернули на место, восстановив историческую справедливость. Вот бы еще самого Ленина в землю закопали, но видать не все сразу…

10.

К слову, едут в Ораниенбаум не за легендами, не за историями про ребрендинг, а погулять по любимым местам Петра III и прикоснуться к роскоши российских царей. Ну и ослепленный роскошью Петродворца и Пушкина турист вскрикнет: «Вот что там посмотреть?».

11.

В первую очередь стоит обратить внимание на «Увеселительный замок» самого Меншикова, который по своему нраву просто не мог остаться на втором плане, поэтому и встроил себе дворец пышнее царского в Петергофе. Пышнее именно дворец, не его окружение. Ну а в остальном это типично барочный загородный особняк.

12.Картинный дом. Несмотря на десятки владельцев, которые обладали этой территорией, несмотря на вторую мировую, несмотря на советское время, этот образец архитектурного зодчества дошел до нас практически в первозданном виде. Дом, согласно догадкам историков, построенный самим Растрелли, изначально верой и правдой служил тем самым увеселительным целям.13.В одной части помещения расквартировали оперу, поэтому вы сможете встретить в исторических документах и другое его название — «Бывший оперный дом». В другом конце были: библиотека, кунсткамера (любимая Петром), ну и те самые помещения для развешенных по периметру картин. «Картинный дом» стал чуть ли не самым первым в России специальным зданием для показа и хранения художественных коллекций.14.Ну и определенно нельзя пройти мимо Китайского дворца, ведь он стал любимым местом одинокого пребывания будущей императрицы Екатерины II, и пока ее муж Петр III по соседству с ее домиком куражился с молоденькими поклонницами, устраивая оргии, она в интерьерах этого дворца пыталась бороться со скукой.15.Получалось не очень. Не зря собиратели легенд говорят, что панно для Стеклярусного кабинета китайского дворца Екатерина II вышивала собственноручно. А что она делала на именной скамейке напротив собственного дома, и вовсе остается загадкой. Может именно поэтому в последующие годы своего правления она столь изящно выпускала скопившийся в теле пар, оставляя историкам развратные страницы из собственной личной жизни.16.Ах да! Стоит еще заглянуть к другому развлечению будущей императрицы, к катальной горке. Сооружение вызывало восторг у современников и было любимым развлечением у знати. Вообще-то тут располагался эдакий прообраз нынешних «американских горок», которые во всем мире недаром носят имя «русских».17.Если верить историкам, то комплекс Катальной горы состоял из павильона, скатов и крытых галерей-колоннад протяженностью аж 532 метра! Спусковая площадка располагалась на высоте 20 метров. Сложное инженерно-техническое сооружение Катальных гор имело один прямой и три волнообразных деревянных ската, высота которых последовательно уменьшалась и преодолевалась за счет инерции. Дитя прогресса!18.фото с сайта http://www.floraprice.ru/К сожалению, из-за соображений безопасности последующие хозяева территории эти горки уничтожили, оставляя нам лишь горечь от утраты такой красоты инженерной мысли тех лет.19.фото с сайта http://www.pinterest.ru

Подписывайся на телеграм-канал и на инстаграм.

Чем удивить москвичей? Фальшивый выстрел Новая Россия

Подписаться на обновленияЯ в других социальных сетях:Все фотографии в этом посте сделаны мной, в противном случае указана ссылка на источник. Весь материал принадлежит автору, полная или частичная публикация без моего согласия запрещена. При подготовке статьи могли быть использованы различные источники, но слова и текст авторский. Разрешение на использование можно запросить по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.По вопросам рекламы и предложений писать на почту v.alkopona@gmail.com

Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.

Китайский дворец. Ораниенбаум (г. Ломоносов)

?

Добро пожаловать! Приятного просмотра) kseniya_1488 2019-08-06 19:40:00 Categories:

  • История
  • Архитектура
  • Путешествия
  • Cancel

Китайский дворец — дворец, расположенный в юго-западной части дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум» (г. Ломоносов). Был построен по проекту архитектора Антонио Ринальди в 1762—1768 гг. для императрицы Екатерины II. Является частью ансамбля Собственной дачи в Ораниенбауме. Своё название получил благодаря тому, что его несколько интерьеров отделаны в китайском стиле (шинуазри), что было в то время очень модным.Китайский дворец в Ораниенбауме: интересные факты и 23 фото. Отзывы – 2022. Россия В 1852—1853 гг. южный фасад был перестроен (появился второй этаж) по проектам А. Штакеншнейдера и Л. Бонштедта. Как музей дворец открыт в 1922 году.Китайский дворец в Ораниенбауме: интересные факты и 23 фото. Отзывы – 2022. РоссияИз всех построек Ораниенбаума середины XVIII века (дворец Петра III, павильон Катальной горки) именно в Китайском дворце стиль рококо (который в России нигде, кроме Ораниенбаума, не получил распространения) проявил себя наиболее полно. В этом, наряду с абсолютной подлинностью дворца (Ораниенбаум в годы Великой Отечественной войны фашистами захвачен не был, в отличие от остальных пригородов Санкт-Петербурга), заключается его уникальность.Китайский дворец в Ораниенбауме: интересные факты и 23 фото. Отзывы – 2022. РоссияКитайский дворец в Ораниенбауме: интересные факты и 23 фото. Отзывы – 2022. РоссияВ сентябре 2011 года после реставрации было открыто 4 зала — Большая антикамера, Зал муз, Голубая гостиная и Стеклярусный кабинет.Китайский дворец в Ораниенбауме: интересные факты и 23 фото. Отзывы – 2022. Россияфото из интернета1 — Передняя2 — Гардеробная Половина Павла:3 — Розовая гостиная4 — Штофная опочивальня5 — Будуар6 — Кабинет Павла Парадная анфилада:7 — Зал муз8 — Голубая гостиная9 — Стеклярусный кабинет10 — Большой зал11 — Штукатурный покой12 — Малый Китайский кабинет13 — Большой Китайский кабинет Половина Екатерины II:14 — Китайская опочивальня15 — Камерюнгферская16 — Портретная17 — Кабинет Екатерины II.

Читайте также:  Азербайджан: краткое описание и характеристика страны, материалы о жизни в государстве

Передняя расположена в центре южного фасада дворца и в XVIII веке являлась неким вестибюлем — первой комнатой при входе во дворец. В XIX веке после пристройки крытой застеклённой галереи её стали использовать как столовую. Комната в плане представляет собой квадрат, её стены затянуты холстами с росписью маслом. Это живопись неизвестного художника XIX века, заменившая утраченные росписи С. Торелли. На северной стене справа и слева от дверного проёма — орнаментальные росписи с пучками зелени и цветами, выполненные С. Бароцци.

Китайский дворец в Ораниенбауме: интересные факты и 23 фото. Отзывы – 2022. РоссияКитайский дворец в Ораниенбауме: интересные факты и 23 фото. Отзывы – 2022. Россия

  • Штофная опочивальня
  • Голубая гостиная

Паркет середины XIX века полностью повторяет собой рисунок паркета XVIII века. Некоторые детали рисунка пола перекликаются с лепным убранством потолка, что придаёт интерьеру завершённость. Подлинная отделка XVIII века — лепной декор падуг и потолка — выполнена с использованием характерного для стиля рококо растительным орнаментом, с введением мотивов рокайля, листьев аканта. Роспись потолочного плафона «Аполлон и Искусства» выполнена С. Торелли.Интерьер дополняют два резных золочёных стола русской работы середины XVIII века.Особую ценность представляют собой наборные паркеты дворца, созданные в 60-70-е годы XVIII века. Они выполнены по рисункам Ринальди русскими столярами под руководством европейских мастеров-иностранцев. Первоначально в большей части комнат полы были из искусственного мрамора, но десятилетие спустя после окончания постройки дворца мрамор был заменён на паркет с сохранением первоначального рисунка. На щиты, собранные из сосновых досок рыбьим клеем наиклеивались вырезанные по узору плашки цветного дерева толщиной 5-8 мм. Породы дерева использовались самые различные — это клен, липа, берёза, груша, орех, яблоня, сосна, ольха, дуб, а также дорогостоящие «заморские» сорта дерева: лимонное, табачное, чёрное эбеновое, амарант, розовое и красное сандаловое дерево, самшит, палисандр, тис, туя и др.Для внутреннего убранства парадных построек XVIII века характерна анфиладная система расположения комнат. Есть анфилада и в Китайском дворце, однако она занимает лишь среднюю часть здания — её образуют Зал муз, Голубая гостиная, Стеклярусный кабинет, Большой зал, Штукатурный покой, Малый Китайский кабинет и Большой Китайский кабинет. В ризалитах южного фасада дворца расположены жилые комнаты Екатерины II (Китайская опочивальня, Камерюнгферская, Портретная, Кабинет Екатерины II) и Великого князя Павла Петровича (Розовая гостиная, Штофная опочивальня, Кабинет Павла, Будуар). Ещё две комнаты — Передняя и Гардеробная — связывают интерьеры половины Павла (восточной) с Большим залом. Всего во дворце 17 помещений.Каждый интерьер во всех своих деталях совершенно самостоятелен, благодаря этому в Китайском дворце нет ощущения бесконечности парадной галереи. Для всех комнат характерен синтез живописи, декоративной скульптуры и всех видов прикладного искусства — гармонично объединены монументально-декоративная живопись, лепка, облицовка, наборные паркеты, позолота, резьба, декоративные ткани.Орнаментальная лепка дворца белая, низкого рельефа. Применение позолоты по сравнению с интерьерами барочных дворцов работы Растрелли (в Петергофе, Царском селе) весьма незначительно. Она лишь сопровождает основной рисунок лепки, подчеркивая главные детали. Основу лепных композиций везде составляет растительный орнамент: они составлены из стилизованных гирлянд, цветов и листьев.Живопись (плафоны, картины, росписи) в основном представлена крупными итальянскими мастерами: С. Бароцци, С. Торелли, Д. Маджотто, Г. Дицциани, Д. Б. Питтони. Тематика характерна для рококо — мифология, аллегория, пасторали. Наблюдается постепенный отход от тёмных, насыщенных по цвету плафонов на потолочных перекрытиях. В Китайском дворце плафоны выполнены в бледно-розовых, голубых, желтых, сиреневых тонах и часто имеют необычную форму.В технике наборов паркетов использовались приёмы маркетри и интарсии. Применялись также резьба и выжигание, а также подкраска и подкуривание (закапывание в горячий песок до побурения древесины). В цветовой гамме паркетов преобладают теплые охристые и красновато-коричневые оттенки. Основа композиций так же, как и в лепке — растительный орнамент.Эта парадная спальня следует сразу за Розовой гостиной. Своё название она получила, когда в XVIII веке стены спальни были затянуты бледно-зелёным штофом. Сейчас в интерьере использована ткань, помещённая сюда в середине XIX века. Рисунок штофа представляет собой серебристую извилистую дорожку, перевитую белыми и розовыми цветами на бледно-зелёном фоне. Мебель, входящая в убранство интерьера, а также каминный экран затянуты тканью с тем же рисунком.Опочивальня разделена на две части, меньшая из которых — альков. Он украшен изысканной резьбой с цветочных и растительным мотивами. Эта часть спальни декорирована с использованием также и военной атрибутики — боевые знамена, трубы, стрелы — что соответствовало назвачению помещени для наследника престола Павла. В центре алькова на стене висит его детский портрет работы художника А. П. Антропова.Потолок украшает плафон Д. Маджотто «Урания, обучающая юношу», паркет же, в многом перекликающийся с лепкой потолка и резным украшением алькова, считается одним из лучших во дворце. Он выполнен из ореха, палисандра, самшита, лимона, берёзы и чёрного дерева. Северную стену украшают уникальные образцы вышивки синелью и стеклярусом по соломке. Представленные семь композиций работы русских мастериц демонстрируют редчайший вид декоративно-прикладного искусства, появившегося во Франции в эпоху рококо. На фоне золотистой рисовой соломки представлены сцены охоты, сельской жизни на лоне природы и пасторальные сцены. Композиции небольшого размера; они заключены в деревянные золочёные рамки.Следующая комнатаНазвание гостиной происходит от отделки интерьера шелковой голубой материей, которой были декорированы стены до 1860-х гг. В это время обветшавшая ткань была заменена на росписи на холстах художника А. Бейдемана. Это «Тритон и Нереида», а также копии известных эрмитажных произведений «Мадонна с куропатками» А. ван Дейка и «Похищение Европы» Ф. Альбани. От первоначальной отделки сохранились дюседепорты, лепка на потолке, плафон «Время, похищающее Истину» и паркетный пол, рисунок которого — один из изящнейших во дворце.

Зал муз по своему архитектурному решению и сохранности принадлежит к числу лучших дворцовых интерьеров XVIII века. Он открывает парадную анфиладу залов Китайского дворца. В планировке Зал муз симметричен Большому Китайскому кабинету в западной части дворца. Убранство Зала подчинено одной теме — содружество искусств.

    Это помещение овальной формы, с большими застеклёнными окнами-дверями. Несколько вытянутые пропорции делают его похожим на галерею — неслучайно в XVIII веке зал назывался Живописной галереей. В отделке господствуют плавные линии — это скруглённые углы и пологие своды потолка, полуциркульные завершения окон-дверей.Более позднее название зала, сохранившееся и теперь, обусловлено тем, что на стенах изображены девять муз — Терпсихора, Каллиопа, Урания (восточная стена), Эвтерпа, Клио (южная стена), Талия, Мельпомена (западная стена), Полигимния и Эрато (северная стена). Росписи стен выполнены С. Торелли с помощью темперных красок. Музы изображены в простенках между окнами на розово-лиловом или светло-голубом фоне; каждая живописная композиция обрамлена золочёным и белым лепным орнаментом. Изящная отделка стен согласована с лепным и живописным убранством потолка, с плафоном (также работы С. Торелли). На плафоне изображена Венера, восседающая на облаке и окружённая амурами и тремя грациями. Этот плафон, наряду с росписями стен, был необычайно высоко оценён скульптором Фальконе в его письме к Екатерине II.Паркет Зала муз относится исследователями к одним из наиболее удачных по рисунку во всем дворце. Центральный медальон его выделяется на фоне берёзы. По контрасту его края набраны из красного дерева с золотистым отливом и украшены длинными листьями камыша-рогоза. Ослабление цвета идёт от середины к краю композиции. Мягкий переход к центральной плоскости медальона выполнен из ореха. Композиция по периметру заканчивается фризом из красно-коричневого палисандра, а на нём по краям представлены музыкальные инструменты — атрибуты муз. В скруглённых углах сложные нарядные композиции из золотисто-розового дерева. Использован также клен, подкрашенный медным купоросом для придания зеленоватого оттенка. Рисунок паркета отличается изысканностью цвета и высоким мастерством исполнения. Мотивы орнамента отвечают тематике зала. Светлые тона паркета соответствуют общему розовато-голубоватому колориту этого нарядного, полного света и воздуха помещения, решённого в типичных формах рококо. Полы в Зале муз выполнены в 1772 году группой русских столяров под руководством И. Петерсена.Именно в Зале муз проходили балы и приёмы XVIII и XIX веков, устраивавшиеся в Ораниенбауме. Его отделкой восхищались шведский король Густав III, император Иосиф II, прусский король Фридрих Вильгельм III.В интерьере зала присутствуют три скульптуры — это мраморные бюсты Клеопатры и Лукреции венецианской работы XVIII века и группа «Мальчик на дельфине» (копия с работы скульптора Л. Лоренцетти).Последняя реставрация Зала была закончена в 2011 году.

    Читайте также:  Выезд за границу на своём и чужом автомобиле

    Стеклярусный кабинетСамым знаменитым покоем Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов. Стены комнаты декорированы двенадцатью стеклярусными панно.

    Это холсты, на которых сделана вышивка стеклярусом, изготовленном на мозаичной фабрике, основанной в окрестностях Ораниенбаума (в Усть-Рудице) русским учёным М. В. Ломоносовым.

    На фоне стекляруса синелью (ворсистым шелком) вышиты сложные композиции с изображениями фантастических птиц, растений, порхающих бабочек среди не менее фантастического пейзажа.

    https://www.youtube.com/watch?v=roVUUiXwAVU

    Долгое время считалось, что панно были изготовлены во Франции по эскизам французского орнаменталиста Жана Пильмана, однако сейчас установлено, что они были вышиты девятью русскими золотошвеями (А.Андреева, А. Логинова, Т. и Л. Кусовы, П. и М. Петровы, А. Петрова, К. Данилова, М. Иванова) под руководством бывшей французской актрисы при русском дворе Марии де Шель (де Шен).

    При этом автором рисунков к панно является С. Бароцци, который также выполнял росписи в павильоне Катальной горки. В той же технике (вышивке синелью по стеклярусному фону) выполнен каминный экран кабинета. На одной его стороне изображена корзина с цветами и фруктами, а на другой — птица на фоне двух китайских пагод.

    Панно заключены в рамы с золочёной резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздями винограда. Золочение выполнено в различной технике (матовой и блестящей), что даёт эффект дополнительного объёма.

    Рисунок паркета середины XIX века повторяет рисунок мозаичного пола (бывшего в Стеклярусном кабинете изначально), который был набран из смальт с Усть-Рудицкой фабрики М. В. Ломоносова. При этом средняя часть паркета решена в форме квадрата, в то время как плафон на потолке овальный. Д. А. Кючарианц, исследователь творчества А.

    Ринальди в России, замечает, что такое несоответствие убранства пола и потолка для Ринальди несвойственно, и первопричиной считает то, что мозаичный пол был сделан по крайней мере на 10 лет позже, чем было завершены работы по внутренней отделке в самом Стеклярусном кабинете.

    Стеклярусный кабинет — уникальный образец интерьера XVIII века.

    После реставрации, проведённой сотрудниками Эрмитажа, стеклярусные панно вновь обрели свой первоначальный вид — они были почищены от слоя пыли и грязи, с вышивки синелью были удалены позднейшие красочные наслоения, а стеклярусные трубочки закреплены (так как с течением времени они начали осыпаться).

    Большой зал служит композиционным центром дворца. Он предназначался для торжественных приёмов, поэтому его отделка решена в более строгом стиле, чем остальных комнат. Зал в плане представляет собой овал, что породило ещё одно его название — Круглый.

    Значительная часть стен зала свободна от какого-либо декора, и это не случайно. Стены обработаны искусственным мрамором различного цвета — этот материал сам по себе имеет достаточный декоративный эффект, при этом не создавая чрезмерную насыщенность в цвете и отделке. Строгость и торжественность помещению также придают окна-двери и колонны. Наличие колонн делает интерьер в некоторой степени классицистическим. На восточной и западной стенах над дверями в Штукатурный покой и Стеклярусный кабинет расположены десюдепорты, в центре которых — мраморные барельефные изображения Петра I и Елизаветы Петровны. Их исполнила М.-А. Колло, ученица Э. Фальконе, по специальному заказу Екатерины II. Барельефы включены в медальоны овальной формы, сделанные из красных и голубых смальт.

      Китайский дворец в Ораниенбауме. Это просто рококо какое-то!

      Китайский дворец в Ораниенбауме — единственный сохранившийся в России памятник эпохи рококо с подлинными интерьерами XVIII века. Ещё раз: единственный и подлинный. Этого вполне достаточно, чтобы захотеть отправиться в путешествие.

      Где это? Город Ораниенбаум и расположенный в нём одноимённый дворцово-парковый ансамбль находится в 40 километрах от Петербурга.

      Он, признаться, уступает в известности другим резиденциям, расположенным по той же Старо-Петергофской дороге — прежде всего Стрельне и Петергофу (кто ж не слышал о фонтанирующем Самсоне).

      И проигрывает им же из-за своей чуть большей удалённости от Петербурга, хотя от Петергофа до Ораниенбаума езды на автомобиле всего 15 минут. Зато Ораниенбаум единственный среди вообще всех дворцово-парковых пригородов Петербурга практически не пострадал в годы Великой Отечественной войны.

      Китайский дворец в Ораниенбауме: интересные факты и 23 фото. Отзывы – 2022. Россия

      Как запомнить название? В переводе с немецкого «ораниенбаум» означает «померанцевое (апельсиновое) дерево». Оно же и изображено на гербе города.

      Одна из легенд связывает происхождение названия с эпизодом Северной войны, когда здесь, на территории будущих владений сподвижника Петра I Александра Меншикова, в 1710 году была найдена маленькая оранжерея померанцевых деревьев, над каждым из которых была выведена надпись «Oranienbaum». Находка так понравилась Петру, что он пожелал дать такое название усадьбе.

      Китайский дворец в Ораниенбауме: интересные факты и 23 фото. Отзывы – 2022. Россия

      Кто ещё здесь жил? С 1740-х годов Ораниенбаум принадлежал великому князю Петру Фёдоровичу, будущему императору Петру III.

      Великий князь плохо ладил с супругой, великой княгиней Екатериной Алексеевной, будущей императрицей Екатериной II, поэтому Верхний парк был формально разделён на две части: одна для строительных затей Петра Фёдоровича, вторая — для Собственной дачи Екатерины Алексеевны.

      Немаловажно знать: в придворной терминологии определение «собственный» означало, что то или иное здание, павильон или сад, предназначались для императорских особ, и сюда приглашались лишь избранные лица. То есть Китайский дворец и его окружение — это личная резиденция Екатерины II. Поэтому здесь нет парадного размаха Петергофа или Царского Села — это место для своих.

      Китайский дворец в Ораниенбауме: интересные факты и 23 фото. Отзывы – 2022. Россия

      А что же Китайский дворец? К проектированию дворца привлекли итальянца Антонио Ринальди (1709-1794) — родоначальника стиля рококо и раннего классицизма в России. Строительство велось с 1762 по 1768 годы.

      Дворец расположился среди зелени, на невысоком стилобате, образующем террасу перед прудом; он похож на изящный садовый павильон с большими окнами-дверьми, создающими иллюзию полного единения с природой.

      Внешне сдержанный и даже скромный (первоначально одноэтажный) дворец поражает роскошью внутреннего убранства, начиная с плафонов и кончая наборными паркетными полами, мотивы которых повторяются на плафонах или наоборот.

      Сами названия парадных покоев — Стеклярусный кабинет, Штофная опочивальня, Зал муз, Голубая и Розовая Гостиные, Большой и Малый китайские кабинеты — говорят об исключительности и неординарности дворцовых помещений.

      Здесь нет повторяющихся обрамлений дверных проёмов, панелей, створок, каждый интерьер совершенно самостоятелен. Несколько интерьеров в духе эстетики Китая — дань моде того времени — дали название всему дворцу. Однако главная знаменитость дворца — это Стеклярусный кабинет, сумевший сохранить подлинную отделку 1760-х годов. Случай уникальный.

      Как выглядит Стеклярусный кабинет? Стены комнаты отделаны 12 декоративными панно. В их основе холст, сплошь закрытый нитями, с нанизанными на них перламутровыми стеклярусными бусинами.

      Поверх стекляруса выполнена вышивка синелью — ворсистым крученым шелком теплых пастельных оттенков. Синель имеет не очень яркую, но богатую цветовую гамму: нежно-розовый, бледно-малиновый, вишневый, золотисто-желтый, зелёный, синий, оранжевый.

      На искрящемся фоне разворачиваются изысканные и сложные композиции с птицами, цветами, бабочками. Отделка кабинета не только красива, но и имеет содержание. Некоторые птичьи истории узнаваемы благодаря известным сюжетам басен и притч. Например, басня о петушиной Троянской войне.

      Панно заключены в рамы с золочёной резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздьями винограда.

      И ещё два слова о достоинствах Китайского дворца в целом. Самую значимую часть его живописной коллекции составляют плафоны, написанные специально для дворца.

      Подобным собранием плафонов не располагает ни один из сохранившихся русских дворцов. А паркеты, общей площадью более 700 кв.

      метров, по богатству и разнообразию древесных пород (в некоторых наборах до 15 пород), по сложности рисунка набора и мастерству исполнения, пожалуй, не имеют себе равных в мире.

      Китайский дворец в Ораниенбауме: интересные факты и 23 фото. Отзывы – 2022. Россия

      Когда ехать в Китайский дворец? Музей открыт для посещения с конца мая по конец сентября. Дворец может быть закрыт во время дождя и при повышенной влажности — музейщики заботятся о сохранности интерьеров. Поэтому узнавайте о режиме работы музея непосредственно перед поездкой.

      Китайский дворец в Ораниенбауме: интересные факты и 23 фото. Отзывы – 2022. Россия

      Что ещё посмотреть в Ораниенбауме? Парк. Большой (площадью более 160 га), самобытный, красивый. Работает круглогодично, можно кататься на велосипеде. Большой Меншиковский дворец — по размаху превосходит Большой петергофский дворец.

      Ещё два творения Антони Ринальди:  павильон Катальной горки (удивительно воздушное сооружение) и дворец Петра III (миниатюрный дворец по утонченности пропорций и изысканности декора одно из самых совершенных произведений архитектуры XVIII века). Музей «Картинный дом» — открылся после реставрации в 2015 году.

      В павильоне «Китайская кухня» бывают интересные выставки, а в «Каменном зало» — стоящие концерты.


      Почему в Петергофе лучшие фонтаны в мире?
      «Александрийская карусель» — игра в Средневековье рядом с Петергофом

      Читайте также:  Нужна ли виза на Маврикий для россиян, украинцев и белорусов в 2022 году

      ПутешествияРоссияСанкт-Петербург

      Дом-легенда: Китайский дворец в Ораниенбауме

      За величественными дворцами и парками Петергофа, в 15 минутах езды по живописной Старо-Петергофской дороге находится город Ораниенбаум.

      На его гербе изображено «померанцевое дерево» — так переводится с немецкого название города.

      В 1710 году «полудержавный властелин» Александр Меншиков, получив в дар от государя эти земли, стал застраивать свои владения и вскоре превратил их в излюбленное место пребывания царского двора.

      Зал муз. Живописный декор принадлежит кисти Стефано Торелли. На плафоне изображены Венера и грации, на стенах и падуге — Аполлон с амурами и девять муз, олицетворяющих искусства.

      К этому времени относится происхождение легенды о названии Ораниенбаума, и связано оно с обнаруженными в заброшенной оранжерее бирками на деревьях, где значилось: Oranienbaum.

      С 1740-х годов Ораниенбаум принадлежал великому князю Петру Федоровичу, будущему императору Петру III.

      Верхний парк был формально разделен на две части: одна для строительных затей Петра Федоровича, вторая — для Собственной дачи великой княгини Екатерины Алексеевны.

      По словам будущей императрицы, «это и было развлечение, которое могло развивать воображение»

      Именно там и началась история Китайского дворца. Как вспоминала Екатерина II, «мне вздумалось тогда развести здесь себе сад в Ораниенбауме. Я начала делать планы, как строить и сажать». С конца 1750-х годов на территории начинаются работы. По словам будущей императрицы, «это и было развлечение, которое могло развивать воображение».

      Дети из семейства Мекленбург-Стрелицких на лужайке перед южным фасадом Китайского дворца, вторая половина XIX века.

      Для планировки парка был приглашен садовник Ламберти, а к проектированию дворца привлекли недавно прибывшего в Петербург итальянского архитектора Антонио Ринальди (Antonio Rinaldi) — родоначальника стиля рококо и раннего классицизма в России. По свидетельству современников, «он заложил в лесу новый верхний сад… великой тяжести труд и рассчитанный на целые века», но отмечали, что «в награду за этот сумасшедший проект его следует повесить на входных воротах».

      Голубая гостиная. В 1863 году художник А. Бейдеман выполнил большие живописные панно для стен этого зала.

      Строительство дворца началось только в 1762 году с восшествием Екатерины на престол, однако уже в 1768 году она отпраздновала новоселье. Главное сооружение Собственной дачи — Китайский дворец, который первоначально назывался «Голландский домик», но имел несколько интерьеров, оформленных в стиле шинуазри.

      Фрагмент Стеклярусного кабинета.

      Свое нынешнее название он получил только в XIX веке, после разрушения Китайского домика в крепости Петерштадт. Дворец расположился среди зелени, на невысоком стилобате, образующем террасу перед прудом, и представляет собой изящный садовый павильон с большими окнами-дверьми, создающими иллюзию полного единения с природой.

      «Мне вздумалось тогда развести здесь себе сад в Ораниенбауме»

      Его фасады украшены пилястрами и полуколоннами с ионическими капителями и гирляндами. Со стороны южного фасада находятся два прелестных садика с мраморной скульптурой и цветущими клумбами.

      Дворец спланирован буквой «П» и имеет три анфилады: Парадную, протяженностью шестьдесят пять метров, и две жилые, короткие, расположенные к ней перпендикулярно. За два века, в связи со сменой владельцев, дворец претерпел ряд перестроек, был надстроен второй этаж.

      Вплоть до революции 1917 года Ораниенбаум был собственностью герцогов Мекленбург-Стрелицких.

      Передняя. Реставрация живописного плафона.

      Чудом он не пострадал во время Великой Отечественной войны, и, несмотря на все перипетии, в нем сохранились интерьеры с уникальным декоративным убранством XVIII века.

      Известно, что для его обстановки французские купцы Франсуа Рембер и Биллио с 1765 по 1768 годы поставляли во дворец мебель и бронзу «в новейшем вкусе».

      Знаменитые художники Стефано Торелли, Джованни Баттиста Тьеполо, братья Серафино и Джузеппе Бароцци, скульптор Мари-Анн Колло, мозаичный мастер Джакомо Мартиньи и русские мастера Петергофской гранильной фабрики занимались украшением интерьеров.

      Парадная анфилада. Вид в сторону Зала муз. У окна Стеклярусного кабинета — стол с мозаичной поверхностью, напоминающий о бывшем названии этого помещения — «Мозаичный покой».

      Залы декорированы живописными панно, наборными паркетами, золоченой резьбой, вышивками и мебелью с инкрустацией натуральными цветными камнями. Изюминкой дворца является Стеклярусный кабинет, который в XVIII веке назывался Мозаичным покоем.

      Стеклярусный кабинет. Зеркало в резной золоченой раме.

      Он имел пол из смальтового стекла, изготовленного по рецепту М.В. Ломоносова на соседней Усть-Рудицкой фабрике. Из-за сырости не сохранился и в середине XIX века был заменен наборным деревянным паркетом с повторением рисунка мозаичного пола. Стены кабинета разделены резными золочеными рамами в виде стволов с листьями и цветами на отдельные панно со стеклярусом.

      Фрагмент южного фасада. Собственный садик. Скульптура «Амур и Психея» — копия с античного оригинала из Капитолийского музея в Риме.

      Их двенадцать — десять на стенах и два десюдепорта. В зависимости от освещения панно переливаются сиреневыми, розовыми, синими и серебристыми оттенками. Поверх стеклярусного фона особыми шелковыми нитями — синелью — вышиты фантастические сюжеты с пейзажами и птицами — уникальная работа русских мастериц-золотошвеек под руководством француженки Марии де Шель.

      В 2011 году были открыты Зал муз, Голубая гостиная и Стеклярусный кабинет, затем — Розовая гостиная и Гардеробная. К 250-летию Китайского дворца были открыты для публики залы половины Павла Петровича: Штофная опочивальня, Будуар и Кабинет. А к июлю 2020 благодаря финансовой помощи «Газпрома» реставраторы закончили работу в 17 залах дворца.

      Зал муз. Фрагмент падуги c фигурой Аполлона.

      Китайский дворец

      Дата постройки: конец 1750-х — 1768 гг.

      Архитектор: Антонио Ринальди (1709-1794)

      Китайский дворец, расположенный в глубине Верхнего парка и со всех сторон окруженный зеленью, является частью грандиозного дворцово-паркового комплекса «Собственной дачи» императрицы Екатерины II.

      Определение «собственный» в придворной терминологии означало, что то или иное здание, павильон или сад, предназначались для императорских особ, и сюда приглашались лишь избранные лица.

      Так обстояло дело и с Китайским дворцом и его окружением – личной резиденцией Екатерины II.

      Возведенный в 1762–1768 годах по проекту итальянского архитектора А. Ринальди, дворец был одноэтажным и только в середине XIX века приобрел новые черты. По проекту архитекторов Л. Л. Бонштедта и А. И.

      Штакеншнейдера надстроили второй этаж, застеклили галерею, подведенную под появившийся тогда же балкон и соединившую с южной стороны два ризалита, с востока и запада пристроили небольшие помещения-антикамеры.

      Длительное время дворец, подобно «Монплезиру», именовался «Голландским домиком». Лишь в 1774 году в камер-фурьерском журнале появилось название «Китайский дворец», возникшее потому, что ряд интерьеров дворца был декорирован в духе эстетики Китая или с использованием подлинных произведений китайского искусства.

      Несмотря на внешнюю сдержанность и некоторую строгость, внутренняя отделка дворца оформлена изысканно и удивительно нарядно. В средней части находится анфилада парадных покоев: Стеклярусный кабинет, Штофная опочивальня, Зал муз, Голубая и Розовая Гостиные, Большой и Малый китайские кабинеты.

      Сами эти названия говорят об исключительности и неординарности дворцовых помещений. Большую анфиладу дополняют малые анфилады: в западной находятся жилые покои Екатерины II, в восточной – комнаты великого князя Павла.

      Во дворце нет повторяющихся обрамлений дверных проемов, панелей, створок, каждый интерьер совершенно самостоятелен.

      Главной знаменитостью Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов. Стены комнаты декорированы двенадцатью стеклярусными панно.

      Это холсты, на основе которых сделана вышивка стеклярусом (трубочками молочного стекла) и разноцветным ворсистым шелком – синелью. На искрящемся фоне представлены сложные композиции с изображением фантастических птиц, растений, порхающих бабочек.

      Панно заключены в рамы с золоченой резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздьями винограда.

      Для убранства интерьеров дворца приобретали первоклассные произведения изобразительного и прикладного искусства. Самую значимую часть живописной коллекции составляют плафоны, написанные специально для Китайского дворца. Подобным собранием плафонов не располагает ни один из сохранившихся русских дворцов.

      Большинство были исполнены по специальному заказу в Венеции ведущими мастерами Академии живописи и скульптуры.

      Два крупных итальянских живописца Стефано Торелли и Серафино Бароцци работали над росписью таких обширных интерьеров, как Зал муз, Большой китайский кабинет, кабинеты Екатерины II и Павла, Будуар и др.

      Уникальны по своему художественному значению паркеты дворца общей площадью 722 кв. метра.

      Они набраны из отечественных и «заморских» древесных пород – красного и черного дерева, амаранта, самшита, персидского ореха, клена, березы, дуба. В отдельных наборах насчитывается до 15 различных пород дерева.

      По богатству и разнообразию древесных пород, по сложности рисунка набора и мастерству исполнения паркеты Китайского дворца не имеют себе равных в мире.

      Китайский дворец воплотил в себе модные влияния и эстетические пристрастия XVIII века. Убранство дворца выполнено европейскими и русскими художниками-мастерами с исключительным мастерством и не имеет аналогий. «Подлинное чудо, полное чудес восемнадцатого века», – сказал искусствовед И. Э. Грабарь о Китайском дворце.

      Оставьте комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *