О смысле жизни, или русские за границей

Сразу оговоримся: «русские» – это в данном случае не национальность, а обобщение для всех русскоязычных туристов из бывшего СССР, ведь за границей нас не различают. Впрочем, некоторые черты свойственны именно россиянам, о чём станет понятно из контекста.

Перед вами – мнения, высказанные на форумах и в блогах нашими же соотечественниками, которые часто бывают за рубежом или там живут. По их наблюдениям, на выезде многие из нас меняются радикально. Узнайте вместе с Anews, в чём именно.

«Беспардонно поворачиваются попами к нашим лицам»

Самая массовая и самая неприятная перемена, которую замечают все: «Пересекая границу, мы превращаемся в отъявленных русофобов». Дома люди могут свято верить в «духовные скрепы» и с пеной у рта защищать «своих». Но зачастую они же, оценивая отели на заграничных курортах, радуются в интернете: «Главное, что без русских!»

О смысле жизни, или русские за границей

«Ну, например, попробуйте обратиться к хорошо одетой русской даме за границей на русском языке! В 90% случаев она сделает вид, что не только не услышала вас и не поняла, что вы обратились именно к ней, но и не заметила вас в принципе! В остальных 10-ти процентах на её лице будет смущение и удивление, даже лёгкая обида с подтекстом: „Как вы во мне распознали русскую?!“»

О смысле жизни, или русские за границей

«Я была на каникулах в Ницце у своей подруги. Русская речь была везде и всюду, и чувствовали себя наши русские в Ницце, как у себя дома. Спокойные, непринуждённые, не привлекающие к себе внимания…

Но это всё до тех пор, пока не услышат, что мы с подругой тоже говорим на одном языке с ними. И всё… Лица отворачивают, замолкают, на пляже поворачиваются своими попами к нашим лицам демонстративно и беспардонно. Я была в шоке.

У меня создалось впечатление, что они боятся, что у них что-нибудь поросят, ей-богу, даже смешно».

«Русский русскому руки не подаст»

«Мнимые иностранки» нередко встречаются среди русских дам, которые вышли замуж за европейцев.

«В бельгийском парке развлечений запеленговала я на детской площадке русскоязычную маму с франкoфонным мужем и двумя карапузами.

Я к ней со small talk без далеко идущих намерений – какие, мол, у вас смелые детки, на самую верхотуру лезут и не боятся, молодцы. Оне мне – опа – и по-французски в ответ. Нихт ферштейн, типа. Я как стояла, так и села.

Вот что это было, а? Может, стараются отгородиться от своего прошлого? Но ведь глупо как-то, это же как отгораживаться от себя».

О смысле жизни, или русские за границей

  • И ещё экспаты замечают, что русскоязычная диаспора охотно и даже душевно общается в интернете, но её представители избегают встреч с соплеменниками живьём.
  • «На форуме, в виртуальной реальности, все такие белые и пушистые, а в реальной жизни русский русскому никогда руки не подаст за границей и вне форума мало кто захочет встретиться».
  • Блогеры выдвигают версии, откуда такое отчаянное желание отмежеваться от земляков.

«Встреча с соотечественниками напоминает нам о повседневной жизни, возвращает нас к реальности. И если среди иностранцев мы можем чувствовать себя вполне свободно, с соотечественниками эта карнавальная анонимность нам недоступна. Они не только понимают наши разговоры на родном языке, но и ждут от нас определённого поведения. Эти ожидания и вызывают раздражение».

О смысле жизни, или русские за границей

«Многие говорят, что русские научились держаться в обществе за границей. Но я не согласна. Русские по-прежнему шокируют своим поведением и внешним видом. (Конечно, не все, есть и исключения). Наверное, по этой причине я тоже отношусь к числу тех, кто избегает общения в русскими и делает вид, что не имеет ничего общего с Россией».

«За своих соотечественников бывает стыдно. В такие моменты особенно не хочется, чтобы о тебе думали так же, как о них, лишь только потому, что ты говоришь с ними на одном языке».

«Им скучно, и плевать они хотели на вежливость»

Но бывает и другая крайность: дома люди не здороваются с соседями по подъезду, но на отдыхе за границей вдруг стремятся завести дружбу с соотечественниками и навязываются в компанию.

«За границей русские постоянно норовят напроситься куда-то идти с нами. Просто вот случайно встреченные чуваки. Я так понимаю, что они плохо знают язык, всего боятся, но прямо об этом не говорят и просто ноют. Дескать, ну давайте сходим вместе в клуб. Ну давайте сходим туда-то. Ой, а у вас машина, можно с вами?»

О смысле жизни, или русские за границей

«Особенно женщины, отдыхающие одни – от них вообще невозможно отвязаться. Им скучно, и плевать они хотели на вежливость.

Орали уже с утра на море за сто метров, как дела, на пляже могли подойти и сесть „потрепаться“ на лежак, всё время домогались сходить по магазинам. УЖАС. А назад уже не отмотаешь. Не ссориться же. Отдых был испорчен.

Я прокляла всё на свете и дала себе зарок на отдыхе молчать и не показывать, что я русская. Я люблю отдыхать спокойно. Мне этот балаган 300 лет не сдался».

«Путают раскованность с нахальством»

В последнее время на форумах всё громче защищают русских за рубежом – мол, они теперь и выглядят, и ведут себя куда более цивилизованно, чем те же немцы. И вообще, чем дальше от бандитских 90-х с их «распальцовкой», тем меньше заметна разница между коренными европейцами и приезжими из России. Стильную городскую молодёжь так вообще не отличишь.

Однако среди русских разных возрастов есть ещё довольно большой процент тех, для кого заграничная «свобода» – это «трэш и угар».

«Многие наши туристы путают раскованность с нахальством поведения. Я много раз это видел. Видно, что внутренне они скованны. И боятся этого состояния, начинают его интенсивно преодолевать и вести себя неприятно».

«Мы ведём себя очень развязно за границей, потому что дома есть некие „наблюдатели“: семья, коллеги, друзья. Оказавшись вне привычного окружения, начинаем „отрываться“ по полной. Почти как дети без воспитателя».

«Объясните мне, зачем нужно ехать за 2000 км в Италию, чтобы напиться и ночью орать песни на набережной? Это нельзя сделать на родине, где никто не обращает внимания на подобные вещи, потому что это норма? Здесь что, больше заняться нечем, сходить некуда, посмотреть нечего?»

«Когда русских много – может быть коллапс»

Как было замечено на одном из форумов, наши туристы чаще всего «выходят из берегов» при двух условиях: когда собираются в большие компании и когда понимают, что им многое доступно за небольшие деньги.

«Русские неадекватны там, где им позволяют это делать деньги. Стандартно – Египет. Они перепивают и могут себе больше позволить».

О смысле жизни, или русские за границей

«Русские туристы не самые, а одни из самых неадекватных. Сюда же можно отнести немцев, потому что они идут вразнос. Отдельно в странах Европы русские, скорее, ведут себя скромно и даже стесняются. Но вот когда русских много – может быть коллапс. Лучше не ходить туда, где собралось много русских, они становятся смелее – и „гуляй, рванина“».

«Издеваются над хорошими вещами»

Вот парадокс: на родине малейшие намёки на недостаточный пиетет к каким-нибудь национальным памятникам, ценностям и традициям воспринимается с великорусским гневом, но в отношении чужой культуры непочтительность и даже насмешка может быть в порядке вещей.

О смысле жизни, или русские за границей

«Люди не уважают культуру страны, в которую приехали, издеваются над хорошими вещами и, в общем, ведут себя как варвары. И рядом с ним дико некомфортно».

О смысле жизни, или русские за границей

«Сейчас люди уже другие – они одеты в хорошую одежду, и т.д. Но эта высокомерность, она присутствует. Сразу можно увидеть нашего человека именно по этому критерию теперь. У нас человек, даже если языка не знает, он всё равно будет высокомерно подходить, пытаться что-то сказать, фыркать и так далее».

«Наши словно боятся хвалить»

С другой стороны, за русскими, которые знают языки, замечена другая странная особенность. В разговорах с иностранцами о России они не ругают власти и вообще не критикуют ничего серьёзно, но обязательно выскажут какой-нибудь мелкий негатив. Хотя дома его не замечают.

О смысле жизни, или русские за границей

«Любопытное наблюдение – почему-то наши постоянно ругают Россию, причем не за политоту, а вот какие-то мелкие вещи, что звучит дико. Для иностранцев-то это просто social talk на позитиве, а наши словно боятся хвалить (хотя по жизни как раз на позитиве).

Ну вот из последнего: иностранка спрашивает, что за погода в Москве. Небось, минус 20 и снег. Русский отвечает: да такая же, градусов 5 тепла, но дождь. И зачем-то добавляет: но, в отличие от Лондона, у нас на улицах очень грязно.

Прямо вот лужи везде, слякоть, отвратительно. Иностранка охреневает, потому что это выбивается из шаблона и она не знает, как реагировать.

По логике вещей, она должна сказать что-то плохое о Лондоне – ну, что бомжей много или что цены сумасшедшие, но зачем вообще всё это?»

«Даже если хорошо, утверждают, что всё вокруг плохо»

А вот некоторым давним эмигрантам и экспатам, которые неплохо устроились, наоборот, свойственно нахваливать родину, которую они покинули, и критиковать заграничные реалии.

О смысле жизни, или русские за границей

«Почему-то даже те из русских, кто переехал жить за границу или на родине достиг достаточных высот и благополучия, всё равно утверждают, что „всё вокруг плохо“. Складывается впечатление, что быть довольным считается чем-то постыдным, или неположенным».

«Я знаю много людей, которые здесь живут в десять раз лучше чем там, – и что? Это не мешает им ностальгировать и утверждать, что так счастливы, как на родине, здесь они не будут никогда (что, конечно, не означает, что завтра они убегут обратно)».

Впрочем, такой псевдоностальгии уже не испытывают те, кто переехал за рубеж в новом тысячелетии.

Смотрите дальше: «Не скучаю по российскому хамству». Наши звёзды на ПМЖ за границей

Русские без России: Как живётся нашим соотечественникам за рубежом

Русские в рассеянии, одна из самых крупных по численности — третья или четвёртая диаспора в современном мире, но точные данные здесь привести достаточно сложно. Нынешние источники оценивают число «русских» за рубежом в 25-40 млн человек, и это целая страна (для сравнения: евреев, с которыми так много шума, всего максимум 16,5 млн).

Однако даже и эти 25-40 млн очень и очень условны. Не совсем понятно, как вести подсчёты. С одной стороны, не всегда в число этих «русских» входят потомки старых семей, которых мы потеряли в начале ХХ века, после революции.

С другой, под термин «русский» обычно попадают все выходцы из СССР — и этнические немцы, и те же евреи, и жители среднеазиатских республик, не говоря уже о славянах.

Правда, за границей жёстко, куда жёстче, чем здесь, у нас — даже после последних событий — различаются русская и украинская диаспоры, но это уже в известной степени дело политического и исторического выбора.

  • В итоге вопрос, сколько же этнических русских живёт за пределами России, остаётся открытым (есть очень разные подсчёты — от нескольких сот тысяч человек до 50 млн), и даже признак родного языка не может быть решающим, так как многие потомки первой послереволюционной эмиграции говорят на русском с трудом, но всегда подчёркивают свои русские корни.
  • В любом случае, мы — самая большая разделённая европейская нация, и трагические последствия этого разделения неизбежно будут сказываться на нашей судьбе на протяжении жизни ещё многих и многих поколений, если само русское имя, как мы верим, надолго сохранится в истории.
  • Немного истории

Из России, как и из любой другой страны мира — от жителей древнего Египта и античных изгнанников до современных беженцев, — люди время от времени уезжали и уезжают.

Читайте также:  Пенсия по инвалидности в Беларуси в инвалидам 1,2 и 3 группы в 2022 году

Первым известным русским эмигрантом можно считать князя Андрея Курбского, бежавшего в Литву от гнева Иоанна Грозного.

Можно вспомнить и беглого дьяка Посольского приказа Григория Котошихина, клеветника и изменника, бесславно закончившего на плахе свою жизнь в Швеции XVII века.

О смысле жизни, или русские за границей

Первым известным русским эмигрантом можно считать князя Андрея Курбского, бежавшего в Литву от гнева Иоанна Грозного. Russian Look / Globallookpress

В XVIII и XIX веках за границу уходили по преимуществу штундисты (протестанты-сектанты) и старообрядцы. География их путей была обширной — от Османской империи и Ирана до Аргентины.

  1. После Гражданской войны за границей оказалось около двух миллионов человек, это были представители всех сословий, в том числе лучших русских родов и семей.
  2. По итогам Второй мировой от Родины были отлучены ещё несколько миллионов русских (от двух до пяти по разным данным), попавших в число «перемещённых лиц» и очутившихся в силу тех или иных обстоятельств за линией фронта.
  3. С 60-х годов прошлого века на Запад отъезжали принципиальные враги советской власти и евреи.

Но настоящий кошмар начался после 1991 года, когда, помимо людей, отправлявшихся на Запад и на Восток за заработками и в поисках профессиональной самореализации, миллионы русских насильственно оказались отрезаны от России.

Став неожиданно для себя заложниками новых независимых государств, они почти повсеместно подвергались правовой и языковой дискриминации, давлению агрессивной националистической среды, а иногда — особенно в начале 1990-х годов в Средней Азии — и прямому физическому насилию.

Но это только одна сторона вопроса. Другая связана с политикой западных стран и всей либерально-космополитической элиты по отношению к выходцам из России. Политика эта с 1991 года и по сей день являет собой верх политического цинизма.

До крушения СССР и окончания Холодной войны западная «четвёртая власть» и официальные представители этих государств на все лады пропагандировали «право на свободу перемещения» и способствовали эмиграции из СССР.

Но в 1991 году ситуация переменилась, как по мановению волшебной палочки злого колдуна. Русские мгновенно оказались в положении обычных просителей у западного порога.

И ныне, даже получив вожделенный вид на жительство или гражданство в странах победивших либеральных ценностей, они часто подвергаются дискриминации в повседневной жизни: при устройстве на работу, в семейных отношениях, при контактах с органами власти.

При этом правительство РФ по крайней мере до начала 2010-х годов не только не имело последовательной программы возвращения соотечественников домой, но и не спешило приходить им на помощь даже в отчаянных и критических ситуациях. 

Где живут русские?

Русские в рассеянии живут по всему миру, на всех пяти континентах: в Европе и Азии, в Северной и в Южной Америке, в Австралии и даже на юге Африки.

Самая крупная русская диаспора за границами бывшего СССР — в США. Всего выходцев из России в стране около четырёх миллионов, однако сколько из них этнических русских, сказать очень трудно.  

Больше полумиллиона русских живёт также в Канаде. Кроме того, в этой стране не менее сильная и влиятельная украинская диаспора, занимающая последовательные антирусские позиции. Антагонизм русских и украинцев особенно усилился после событий 2014 года.

В Западной Европе больше всего выходцев из России в Германии (как минимум около двух миллионов человек). Однако большая их часть — этнические немцы, переселённые по специальной программе «возвращения» начиная с 1990-х годов. Кроме того, больше 200 тысяч переселенцев — это евреи, которых Германия принимает в качестве искупления «вины» за Холокост.

Однако, как бы то ни было, около 560 тыс. граждан ФРГ сохраняют русское гражданство. В Берлине, Мюнхене и других крупных немецких городах процветает «русская жизнь»: интернет-проекты, театры, светские салоны, рестораны и радиостанции.

О смысле жизни, или русские за границей

 Lidia Muhamadeeva / Shutterstock.com

Не менее полнокровная «русская жизнь» сохраняется и во Франции, особенно в Париже, где она ведёт начало от первой и захватывает третью волну эмиграции.

Тут тоже множество культурных изданий, центров, театров и других площадок.

Важнейшее значение для консолидации русской общины имеет Православная Церковь и православный Свято-Сергиевский богословский институт, основанный митрополитом Евлогием (Георгиевским) в 1930-е годы.

В одном только Париже живёт до полумиллиона людей, так или иначе связанных с Россией. Не все знают, что выходцами из России по происхождению были и известная актриса Марина Влади, и писатель Анри Труайя, и даже поэт и певец Серж Гинзбур. Впрочем, продолжать этот список можно было бы почти бесконечно.

Около 300 000 человек с русскими корнями живёт также в столице Великобритании Лондоне. Но при этом только 32 000 британских граждан указывают Россию как «страну происхождения».

Лондон даже иногда называют «Лондонградом» или «Москвой-на-Темзе».

Однако дискриминация или враждебные действия по отношению к русским в Англии — нередкое явление. Особенно часто русские стали сталкиваться с подобными эпизодами после «дела Скрипалей».

Большая русская община сохраняется и в Финляндии, которая в своё время входила в состав Российской империи.

Официально русские считаются третьей этнической группой страны (около 60 тыс человек), однако они часто подвергаются дискриминации в вопросах трудоустройства и в семейной жизни, а известный правозащитник Йохан Бекман, отстаивавший в стране права русских матерей, был недавно осуждён по облыжному обвинению.

Значительнейшим центром эмиграции между мировыми войнами стала Сербия, единственная европейская страна, принявшая армию генерала Врангеля.

В Белграде жил сам Врангель, а также политик и писатель, автор знаменитых записок «Дни» Василий Витальевич Шульгин.

Здесь Сергеем Сергеевичем Ольденбургом была написана важнейшая для отечественного исторического сознания книга «Царствование императора Николая Второго», разрушающая главные мифы марксистской и либеральной исторической пропаганды.

На сегодняшний день в Восточной Европе самый крупный центр русской диаспоры — чешская столица Прага. Русские составляют четвёртое по численности национальное меньшинство страны — около 35 тысяч граждан. Сама же «русская Прага» гораздо больше и разнообразнее…

Влияние на умонастроение «наших» в этом городе оказывает и штаб-квартира радио «Свобода». В своём роде «русская Прага» стала местом сбора профессиональных «борцов с режимом» и аналогичных персонажей. Но есть и множество вполне аполитичных студентов Пражского университета, издателей литературных журналов и т. п.

В Латинской Америке русские живут в Аргентине, Бразилии, Парагвае, Уругвае, Мексике. По всему континенту компактно и обособленно расселились старообрядцы, переехавшие в дальние края ещё до революции. В Аргентине существует также и несколько казачьих поселений, образованных после эвакуации Белой армии.

Много в Южной Америке и потомков эмигрантов Второй волны, свято блюдущих русские традиции. При этом любопытно, что если в Европе и США большинство выходцев из России живут в крупных городах, прежде всего в столицах, то в Латинской Америке уже больше двух веков существуют процветающие русские сёла, где жители занимаются сельским хозяйством.

  • Самая большая русская этническая община — в Аргентине (около 300 000 человек).
  • В  Буэнос-Айресе выходит русская газета «Наша страна».
  • Среди русских аргентинцев было множество замечательных деятелей отечественной культуры, к сожалению, не слишком известных на родине: философ и писатель, автор концепции «народной монархии» Иван Солоневич, историк Борис Башилов, писатель Борис Ширяев и др.

В Китае русская этническая группа является одной из 56 этнических групп, официально признанных КНР. Её представители проживают по преимуществу в Синьцзяне и во Внутренней Монголии.

Разумеется, самой яркой страницей русской истории Китая была столица КВЖД, город Харбин, между двумя мировыми войнами ставший чуть ли не единственным островом сохранившейся естественной русской жизни. К сожалению, в результате китайской революции старых русских семей в Харбине практически не осталось. Впрочем, в годы борьбы с Линь Бяо и Конфуцием у них не было и шанса.

О смысле жизни, или русские за границей

 Shanshan0312 / Shutterstock.com

Однако при этом ныне в КНР живут, учатся и работают несколько десятков тысяч наших соотечественников, в основном молодых и амбициозных выходцев из крупных сибирских городов.

Один из них — тридцатилетний уроженец Иркутска Александр Мальцев, уехавший в Китай в 10 лет по программе обмена и сделавший головокружительную карьеру в Alibaba, — сегодня редактирует «Мега-газету», крупнейшее китайское издание на русском языке.  

Сироты постсоветского пространства

Особое положение занимают русские, оказавшиеся за пределами родной страны не по своей воле, а в результате распада СССР.

Больше всего русских на Украине (8 млн 334 тыс человек по данным 2001 года). Разумеется, до 1991 года никто из этих людей не полагал себя живущим в отрыве от России. После получения Украиной независимости положение русских, особенно в западных и центральных областях страны, неуклонно ухудшалось.

Наступление украинского языка, сокращение числа русских школ, агрессивная националистическая пропаганда — всё это ощущалось и до 2014 года. События же последнего пятилетия — возвращение Крыма в состав России, образование Донецкой и Луганской республик и гражданская война на востоке страны — обострили эти проблемы до предела.

Русское население Украины живёт в первую очередь под тяжелейшим психологическим и пропагандистским гнётом. Людей постоянно заставляют выбирать между Украиной и Россией, между той или иной версией отечественной истории, истории их родов и семей.

В принципе, отторгнуть как можно больше русских от России, разрушить братские отношения русского и украинского народа — такой и была цель политики США и коллективного Запада на украинском направлении на протяжении последних 30 лет.

И обманываться нам здесь явно не стоит.

После распада СССР в особо тяжёлом правовом положении оказались русские в Прибалтике (557 тыс. человек в Латвии, 330 тыс. в Эстонии, 177 тыс. в Литве), где местные законы о гражданстве и языке с самого начала носили откровенный дискриминационный характер, а давление оголтелой националистической пропаганды и русофобской риторики не прекращается ни на один день.

На сегодняшний день 28,5% русских в Латвии до сих пор не имеют местного гражданства, в Эстонии эти цифры ещё выше — 21% лиц без гражданства и около 25% граждан РФ. В Литве большинство русских имеют гражданство этой страны — там с самого начала законы были значительно мягче.

Как сформулировал председатель Российской ассоциации политических наук Михаил Ильин, в Эстонии и Латвии проводится националистическая политика в радикальных формах, напоминающих апартеид.

Согласно опросу агентства ЕС по правам человека (2008 год), дискриминацию на расовой или национальной почве в Эстонии ощущали 59% русских, в Латвии — 25%, в Литве — 12%. При этом в Латвии и Литве партии, представляющие интересы русского населения, по крайней мере входят в парламент, а мэром Риги долгие годы был харизматичный политик Нил Ушаков…

Более четырёх миллионов русских продолжает проживать в Казахстане, но и в этой республике, где при Нурсултане Назарбаеве положение наших соотечественников было относительно стабильным, они постоянно подвергаются давлению.

Сужение сферы применения русского языка, переход казахской письменности на латиницу, вытеснение русских из органов властей всех уровней, клановый характер структуры казахского общества — всё это неминуемо заставляет русских людей чувствовать себя чужими в казахском государстве.

Давление на русское население Средней Азии, в критические минуты доходившее до прямого физического насилия, привело к массовому исходу русских из стран региона. Если до 1991 года в Узбекистане проживало 1,6 млн наших соотечественников, то, по данным переписи 2015 года, их осталось не больше 650 тыс.

Значительно снизилось и число русских в Киргизии — с одного миллиона в конце 1980-х годов до 364,5 тыс. — в 2015 году.

При этом положение русской диаспоры в этой стране значительно лучше, чем у большинства соседей. Русский язык остался государственным, им владеет больше 80% населения.

Нет также и дискриминации на рынке труда, а отток русского населения обусловлен в первую очередь социально-экономическими факторами.

Читайте также:  Стоимость медицинской страховки для шенгенской визы в 2022 году

В чрезвычайно тяжёлом положении оказались наши соотечественники в Таджикистане, особенно в годы гражданской войны, что и обусловило почти полный их исход из республики. Из 388 тыс. на конец 1980-х годов в настоящее время здесь проживает не больше 35 тыс. русских.

О смысле жизни, или русские за границей

MehmetO / Shutterstock.com

Остаётся русская диаспора и в Туркмении, одной из самых закрытых на сегодняшний день стран мира (около 120 тыс. человек). Комитет по правам ребёнка ООН отмечал дискриминацию всех национальных меньшинств в стране, особенно русских. Однако русский язык в Туркмении все же изучается во всех школах с первого класса, а в Ашхабаде до сих пор работает школа, выдающая аттестаты российского образца.

Как нам вернуть соотечественников домой?

С 2007 года в России задействована программа по содействию возвращению соотечественников. В 2012 году Владимир Путин сделал её бессрочной.

Однако в сухом остатке итоги работы этой программы оказались почти смехотворны: за десять с лишним лет ей воспользовались лишь несколько десятков тысяч человек, ещё меньше среди них русских.

По сей день русский человек, родившийся за границей, имеющий иностранное гражданство и желающий вернуться в Россию, сталкивается со множеством бюрократических препон, в принципе, тех же самых, что и желающий переехать в Россию южноафриканский фермер, узбек или тем более украинец.

Эта вопиющая ситуация связана прежде всего с тем, что в правовом поле вообще нет понятия «русский», как нет и никакого обоснования преимущественного права русских людей, родившихся за границей, на гражданство РФ.

И в этом отношении даже давно необходимые и спасительные законы «об упрощённом получении российского гражданства жителями, постоянно проживающими в отдельных районах Луганской и Донецкой областей Украины», остаются лишь глубоко частным решением.

Сразу хочется спросить, почему все русские люди, оставленные когда-то на пространствах бывшего Союза, не могут так же, в упрощённом порядке, получить русское гражданство?

Россия, несмотря на всю казуистику современных правовых систем, несмотря на все принципы равенства наций и народов, а также общей толерантности, должна оставаться домом для русских вне зависимости от того, где они родились. Хотя бы потому что очень часто другого дома для них нет.   

Если мы не станем своими для своих, у нас просто не будет будущего.

Русские за границей, и как они учат россиян любить Родину

красивое фото из открытых источников в интернете

Сколько раз я слышал обвинение — «сбежали, а теперь оттуда учите нас Родину любить», или наоборот — «что вы из-за бугра на Родину, которая дала вам всё, гадите». По моим наблюдением, тех кто «гадит» на бывшую Родину гораздо больше, чем тех, кого волнуют проблемы родной страны. Наверное, это подсознательно связано с оправданием себе любимому, чем с реальной ненавистью. Хотя и такие попадаются, но их как раз понять можно, уехали по своим вполне определённым мотивам, чисто меркантильным. Искать где глубже. Это нормально

Оправдывать себя перед самим собой же — человеческая натура, найти себе оправдание, поверить в него и активно преподносить, как непреложную истину.

Больше всего меня напрягает название страны, в которой мы все родились, и которая, несмотря не все сегодняшние реалии, выкормила нас и дала образование, а также возможность уехать за границу по разным на то причинам.

Многие, и не только за границей, но и внутри страны, называют это «рашка». О каком тогда уважении к себе со стороны иностранцев ты можешь говорить, если сам себя не уважаешь?

Те, кто уехал искать, как рыба, где глубже, сразу упирают на нынешние проблемы в стране в связи с нынешним руководством, а заодно и поносят на всех углах «совок».

Советская власть при которой родилось и окончило среднюю школу большинство искателей глубин, виновата во всех бедах, а прежде всего в том, что пришлось искать эти глубины.

Как будто они отсидели не менее пяти лет в лагерях, а потом были «выдворены» из страны.

Да, сейчас настолько тяжёлые времена в России, что даже по необходимости возвращаться туда не имеет смысла. Работы там не найти, это точно. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. С жильём тоже не всё обстоит радужно, не говоря уже о мелочах. Но не об этом. За границей тоже в этом смысле «не мёдом намазано», я об этом писал…

Те немногие, кто не ругает Россию, продолжает любить свою Родину, оставаясь гражданином РФ, почему-то подвергаются даже большей критике, чем те, кто её ненавидит.

Постулат таков — «если ты любишь Родину и критикуешь какие-то недостатки, ты должен быть здесь, а не указывать россиянам, украинцам, белорусам, кыргызам, казахам и тувинцам, как им жить». То есть, ты не должен мешать ненавидеть эту страну и уезжать из неё. Термин «совок» прочно ужился в умах не только уехавших…

, а то, что именно советская власть являлась альтернативой нынешнему положению дел, во внимание не берётся. Свобода, свобода капиталистического мира! И не надо нам социальных гарантий социализма!!

Немного о ностальгии. В моей книге есть главка Гой ты Русь, посвящённая этой теме, но кому лень, я кратко обрисую ситуацию. Нет её. Ностальгия — явление чисто дворянское, когда можно вспоминать берёзки и поля пшеницы. У тех, кто работал на полях и отдыхал в обеденный перерыв под берёзками, тоски по ним нет.

Есть просто любовь к ним и к той стране, которая твоим трудом росла и богатела. И есть неприятие тех, кто этими богатствами вдруг воспользовался не спросив согласия остальных. Или было согласие? Молчаливое. Пообещали же свободы… за это.

Но неприятие это не переносится на саму страну, которая — не эта кучка олигархов, а весь остальной обманутый народ.

И я не понимаю, почему мне отказано в написании своего мнения об своей Родине, только потому что я сейчас не на территории РФ. Многое видится на расстоянии, а тем более, если не смотришь официальные каналы и не читаешь официальных печатных изданий. Взгляд шире.

Я уже это понемногу описываю в своих публикациях.

То, что враждебное окружение России существует и всеми силами пытается добить остатки «совка», и то, что жить в стране становится всё труднее, так как само руководство действует в том же направлении, по добиванию совковского понимания основ жизни и справедливости.

И то, что тайцы относятся к России и русским доброжелательно и «мордером» не считают, и то, что «мордером» её считают те, кто приехал на глубину. И то, что ВВП первые годы многое сделал, что б страна осталась целой, и то, что этот же ВВП в последние годы вытирает ноги об народ — это тоже видно отсюда отчётливо.

Съездил я в прошлом году на родину и Родину, искупался в Енисее и Катуни. И надо сказать, не увидел я той критичности, о которой так много говорят. Но увидел я тенденцию к этой критической ситуации, нарастающей с оглушительной скоростью.

И новые, стремящиеся в иммиграцию люди, уже не воспринимают свою страну Родиной. Как сказал один уважаемый мною политик — «молодёжь с украинского майдана получила то, чего хотела — безвиз».

Развалив свою страну, сделала так, что теперь польские плантации оказались лучшим местом, чем ими же разваленная страна.

Страна и Родина не одно и тоже? Одно! Правительство — это еще не весь народ, далеко не весь, но страна, которую построили наши предки, и в строительстве котором участвовал всегда остаётся.

Родина — это страна, а место где родился, родное и близкое сердцу — это родина. И Родина начинается с родины, но никак там не заканчивается. Так что, прошу извинить, но своё мнение иногда я высказывать буду.

Потому что я — совок, хотя как-то меня иронично тут назвали… «аа…это тот Shan, абориген».

«Ленивы и нелюбопытны»: Тургенев о русских за границей

«Ленивы и нелюбопытны»: Тургенев о русских за границей

И. С. Тургенев – знаток заграничной жизни русской аристократии. Сам он более 20 лет прожил в Европе.

О русских за границей он пишет в письме «Из-за границы». Много интересных наблюдений и выводов содержится в этом послании! Так узнаваемо всё описываемое!

Письмо из-за границы

…..

В исполнение моего намерения хочу в нынешнем письме побеседовать с вами об одном, уже прежде мною подмеченном, но в последнее время поразившем меня явлении, а а именно о той горькой, едкой, впрочем тщательно скрываемой, скуке, которой подвергается бо́льшая часть русских путешественников и которой я предлагаю придать, как придают особое название новооткрытой болезни, название заграничной скуки русских.

«Как? — скажут мне, — русские скучают за границей, те самые русские, которые с такою радостью покидают свои родные гнезда и с таким восторгом толкуют о Европе по возвращении домой, — они скучают? Это невозможно, это парадокс!» И со всем тем — сказанное мною справедливо; ссылаюсь на тайный голос самих гг.

путешественников (громко они, вероятно, не захотят в том сознаться). Стоит только хорошенько вглядеться в лица девяти русских из десяти, встречаемых за границей, чтобы согласиться со мною.

Какая тоска в них сказывается, какая усталость, какое недоуменье! Всё, кажется, так и вопиет в них: «Скучно нам! нам скучно!» (Есть, правда, одно место на свете, где русские не скучают: Париж….)

Тургенев в Париже. Рядом Э. Золя

На то есть несколько причин. Попытаюсь их перечислить.

Прежде всего следует заметить, что русские, путешествующие по чужим краям (я, разумеется, говорю не обо всех русских), в сущности мало знакомятся с чужими краями; то есть они видят города, здания, лица, одежды людей, горы, поля, реки; но в действительное, живое соприкосновение с народом, среди которого странствуют, они не вступают. Они переезжают с места на место, окруженные всё тою же сферою, или, как говорится ныне, «средою» гостиниц, кельнеров, длинных счетов, звонков, общих обедов, наемных слуг, наемных карет, наемных ослов и провожатых; из этой «среды» путешественники наши, от врожденной ли робости, от гордости ли, от неуменья ли сближаться с людьми, или от лени, почти никогда не выходят; что же касается до удовольствия, проистекающего из пребывания в стране, прошедшее которой вам хорошо знакомо, из личной поверки исторических воспоминаний и данных, из того особенного чувства, которое овладевает человеком в виду следов или памятников великой народной жизни, то должно сознаться, что для многих из наших туристов все эти ощущения не существуют; они слишком мало подготовлены по этой части; для них имена городов, исторических лиц и событий остаются одними именами….

Остается природа и искусство.

Баден-Баден

Природа всегда сильно действует на русскую душу, и мне случалось видеть даже генералов, военных и штатских, пришедших в истинный восторг от какого-нибудь прекрасного пейзажа, водопада или горы; но одна природа удовлетворить вполне человека не может. Идиллия — идиллией, а генерал остается генералом.

Искусство… но и тут едва ли не придется повторить то, что сейчас было сказано; и тут, и на этом поприще, туристы наши так же слабо подготовлены.

Напрасно думают иные, что для того чтобы наслаждаться искусством, достаточно одного врожденного чувства красоты; без уразумения нет и полного наслажденья; и самое чувство красоты также способно постепенно уясняться и созревать под влиянием предварительных трудов, размышления и изучения великих образцов, как и всё человеческое.

Без тонко развитого вкуса нет полных художественных радостей; а никто еще не родился с тонким вкусом, и те любители прекрасного, которые с такой запальчивостью кричат: «Нам не учености нужно, не глубины, а подавайте нам, что бы нас трогало, что бы заживо нас задевало», большей частью трогаются и задеваются полькой, французской гравюрой или просто пятью онёрами в козырной масти. Увы! Приходится сознаться, что наши художественные радости слишком часто ограничиваются мучительным дежурством перед «любопытными предметами» и «знаменитыми произведениями». В этом отношении особенно поучительное зрелище представляет небольшая комнатка в Дрезденской галерее, где находится Мадонна св. Сикста: стоящий перед нею диван, на который в теченье стольких лет садились и доныне садятся поколения за поколениями русских путешественников, не однажды мне казался местом или орудием духовной пытки, не уступающим в своем роде тем остаткам средневековой мглы, орудиям пытки телесной, которые показываются любопытным проезжим в старинных оружейных палатах.

Читайте также:  Трансфер из аэропорта Ларнаки в Протарас, Айя-Напу, Пафос и другие города Кипра

Да, бо́льшая часть наших туристов скучает за границей…

«Ленивы и нелюбопытны»: Тургенев о русских за границей

… Скуке этой следует, между прочим, приписать и жадную их готовность сблизиться с каждым встречным соотечественником; с ним можно по крайней мере Русь помянуть… а не то и в картишки перекинуть.

Да, всё это правда, но я бы тотчас отказался от слов моих, если б кто-нибудь вздумал вывести из них такое заключение: «Путешествовать скучно — стало быть, лучше сидеть дома».

Не говоря уже о пользе заграничной поездки для наших молодых ученых, художников, вообще для всех желающих изучить наглядно, на месте (а всякое другое изучение недостаточно) науку, жизнь, просвещение Европы, не говоря также и о том, что многие из нас умеют путешествовать с пользой и толком, мы все очень хорошо знаем, что полезное часто бывает скучным, а знакомство, даже поверхностное знакомство с Европой каждому из нас полезно. Пусть наши туристы скучают — и все-таки ездят за границу; никто из нас не может сказать, каким образом и под каким видом западают в него и когда созревают в нем семена правды, добра, образованности. «Для этого нет необходимости покидать свою родину», — возразят мне. Согласен: семена эти носятся в каждом воздухе; но путешествие в чужой стране то же, что знакомство с чужим языком; это — обогащение внутреннего человека, а нашему брату не для чего прикидываться, что ему своего за глаза довольно. Надобно только уметь пользоваться чужим богатством. «Чужое богатство впрок нейдет», — пожалуй, скажут мне другие и, сказавши это, подумают, что они выразили патриотическое чувство; с этими господами я спорить не стану; скажу одно: из посильных моих наблюдений я убедился в том, что, вопреки общепринятому мнению, самобытность русского человека и в хорошем и в дурном по меньшей мере равна его восприимчивости, — а потому я плохо верю в так называемый вред путешествий, о котором так охотно распространяются иные, впрочем почтенные люди. Чужеземное влияние сбивает только того с дороги, кто и без того никуда не шел.

«Was ist der langen Rede kurzer Sinn? К чему ведете вы вашу речь?» — спросите вы меня.

А вот к чему: кто скучает за границей, сам виноват; нельзя в наше время путешествовать без надлежащего приготовления; пора простого «глазенья», приличного детям, миновала, и верное разочарованье готовит себе тот, кто воображает, что быть на Рейне или где-нибудь под утесом в Швейцарии уже значит — наслаждаться.

И за границей жареные куропатки не летают по воздуху, а на деревьях растут листья обыкновенные, не золотые.

Путешествовать (я не говорю о тех, которые ездят за границу для поправления своего здоровья или для одного рассеяния), путешествовать, не сближаясь с иностранцами, не узнавая их быта, право, не стоит; в самом деле, не для того же мы покидаем всё нам дорогое, привычное, чтобы дышать пошлым воздухом пошлых комнат разных Hôtel Vittoria, des Princes, Stadt Berlin и т. п., а сближаться с иностранцами можно только на почве общих интересов, сочувствий, общего знанья. Конечно, это нелегко; иностранцы (на этот счет нечего себя обманывать) смотрят на нас с тайной недоверчивостью, почти с недоброжелательством, а мы, как Пушкин сказал, «ленивы и нелюбопытны»; но ведь и путешествие, если кто хочет извлечь из него пользу, точно такой же труд, как и всё в жизни….(Рим, 1857 год)

Памятник Тургеневу в Баден-Бадене

Почти за 200 лет в поведении русских за границей изменилось немногое! Читаешь и видишь портреты соотечественников, праздно шатающихся по просторам чужих земель. Не всех, конечно, но многих.

У каждого своё мнение, пишите комментарии, подписывайтесь на канал.

10 вещей, по которым русские эмигранты скучают на Западе

Наблюдается довольно грустная тенденция: чемоданные настроения россиян с каждым годом крепчают, многие хотят покинуть страну, особенно люди молодые и амбициозные — ну тесно им на просторах великой и могучей. О том, почему стоит уехать из России, сказано много; порассуждаем, чего не хватает эмигрантам за пределами родины.

Готовься удивиться: все не ограничивается «быстрой ездой» и березами.

Ты не поверишь, но очень многие эмигранты жалуются на отсутствие центрального отопления в Европе и за океаном. Большая часть домов там действительно не отапливается, а зимы хоть и не такие холодные, как в Омске или Магадане, но все же температура падает ниже нуля. Приходится исхитряться: сплит-системы, радиаторы и прочие способы отогреться — что чревато четырехзначными счетами за электроэнергию. Что ни говори — в России теплее.

Кругляки и ненормированный рабочий день

Европейцы живут по расписанию и очень ленятся работать много и сверхурочно. В Германии ты столкнешься с тем, что супермаркет закрыт в выходные. Во Франции нормально заканчивать рабочий день в 16.00.

Если тебе приспичит купить молока или чего покрепче вечером в выходные, вероятнее всего, с этим будет проблема.

Педантичный Запад диктует свое расписание быта, в котором русскому человеку некомфортно, первое время после переезда точно.

Водитель маршрутки Ашот

Еще одна популярная у эмигрантов проблема — недовольство общественным транспортом. Переехавшие в Штаты люди жалуются, что автобусы ездят нерегулярно, по неудобному расписанию, медленно — останавливаются через каждые полкилометра.

Причина в том, что у жителей Америки данный вид транспорта очень непопулярен, так как на одну семью там приходится 2-3 автомобиля. Эмигранту машина в новой стране может быть не по карману, и общественный транспорт порой просто необходим.

Поэтому русские за океаном с ностальгией вспоминают обшарпанные газели и трамвайчики-татры, которые хоть и выглядят (и пахнут) жутко, зато не подводят.

Эти ваши интернеты

Как ни странно, практически все эмигранты, за исключением самых богатых, жалуются на качество интернета и его цену. Даже в западной Европе — в таких относительно дешевых и привлекательных для эмиграции странах, как Польша и Чехия, — интернет  — недешевое удовольствие.

В Штатах домашний интернет скоростью 10 МБ/с обойдется в пересчете на рубль в 3000-3200 за месяц. В европейских странах ситуация не лучше: ниже тысячи рублей в месяц ты не заплатишь. При этом учти: никакого безлимита. Многие сетуют, что о скачивании и онлайн-трансляциях пришлось забыть.

Есть чему порадоваться: по дешевизне качественного интернета Россию обогнала только Украина.

Ряженка и пельмени

Несмотря на обилие питательной и недорогой еды на любой вкус, за рубежом русские эмигранты очень часто тоскуют по гречке, разнообразию молочных продуктов (да, хрен тебе, а не ряженка со снежком — ни в одном европейском или американском магазине ты их не найдешь) и бородинскому хлебу. Это хоть и решаемая, но все же проблема: можно найти русские магазины, в которые такие же эмигранты возят заветные пряники, пельмени, сгущенку и батончики «Рот Фронт», чтобы продать ностальгирующим по оверпрайснутому ценнику. За гастрономические эмоции придется выложить кругленькую сумму.

«Нельзя» и «совсем нельзя»

Творческое отношение к ограничениям присуще русским. Покурить там, где курить нельзя, припарковаться в неположенном месте (авось эвакуатор объедет), положить что-то в фуражку служителю правопорядка, решить вопросики с документами и «бумажными» сложностями — все это про нас.

Переезжая на Запад, забудь об этом: здесь полицейские ведут себя совсем иначе, а бюрократический аппарат работает сложнее, чем в РФ. А еще внимательнее следи за своими привычками: бросив бумажку мимо урны на улице Берлина, ты рискуешь получить штраф размером со свою зарплату.

Что ни говори, а русского размаха и легкой безбашенности в отношении к жизни эмигранту не хватает.

Парикмахеры

Вот о чем бы ты никогда не подумал — это о том, что в Европе плохие парикмахеры. Тем не менее множество русских эмигрантов категорически недовольны услугами мастеров красоты. Цены баснословные (обычная стрижка в Лондоне стоит минимум 25-30 фунтов — от 2000 рублей), качество ужасное.

То ли запросы и ожидания у наших людей завышенные, то ли на самом деле в России стригут лучше, но факт остается фактом. Британские эмигранты связывают это с тем, что большая часть сотрудников в салонах для посетителя средней руки — выходцы из восточных стран.

По заботливым рукам русских цирюльников эмигранты начинают скучать сразу же, как приходит время посетить парикмахерскую.

Хоть какая-то бесплатная медицина

От чего все эмигранты поголовно воют — так это от цен на медицинское обслуживание и его качество. У нас с этим тоже не все гладко, но по крайней мере бесплатно, да и раз на раз не приходится: попадешь к талантливому и доброму врачу, и все будет шикарно.

А в западных странах совершенно нормальной считается практика выписывать ибупрофен от любой болезни — и выставлять за это чек на сотню долларов. Эмигранты единодушно сходятся во мнении: в США и Европе если ты не умер от болезни, то умрешь от инфаркта, когда тебе принесут счет за лечение.

Поэтому, живя за границей, русские начинают неожиданно находить достоинства родных районных поликлиник и областных больниц.

Скорее всего, если ты думаешь, что абсолютно холоден к русскому менталитету, то заблуждаешься. Взрослый человек в обстановке чужой и новой для себя страны долго и порой болезненно замечает каждое — даже самое маленькое — различие в поведении людей, их восприятии мира. Это даже может спровоцировать миграционную депрессию.

Новый год

Вот не поверишь — это очень популярная причина ностальгии по родине. Ну вот не хватает русским ребятам за рубежом нашего новогоднего чуда. Пусть и состоит оно из кота, нажевавшегося китайской мишуры, оливье, «Иронии судьбы» и назойливой новогодней рекламы, которая всех задолбала с ноября, — это все же чудо. Местами нелепое и надоедливое, но такое родное. Эмигранты вспоминают русский Новый год с острой тоской, как под копирку описывая утраченное среди калифорнийских пальм чувство зимней сказки.

Юмор

Шутки и юмор в целом — вещь уникальная, сугубо национальная. Стиль юмора рождается прямиком из особенностей менталитета. В разных странах смеются над разными вещами. Русского юмора за границей очень не хватает — многие шутки непонятны жителям западных стран, они теряют смысл при переводе или же просто не смешат.

Искренность

Русскому человеку присуще по большей части мрачное мировоззрение. Мы не любим улыбаться, если на то нет причин, мы сдержанные — порой до суровости.

Попав в город, где все улыбаются и смеются, наш соотечественник поначалу приятно удивлен, а после на подсознательном уровне воспринимает все происходящее вокруг безумие раздражающих улыбок как вселенское лицемерие.

Это максимально странно, но так мы устроены: многие эмигранты скучают именно по искреннему выражению негативных эмоций. По крепкому, но такому душевному матерному слову.

Если бы ты переехал за границу, по чему скучал бы больше всего?

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector