Социальная работа в Германии в русскоязычной семье в 2022 году

Социальное обеспечение в Германии является эталоном не только для стран СНГ, но и для государств Евросоюза.

Главная цель построенной в ФРГ системы – защита и материальная поддержка лиц, проживающих в Германии и нуждающихся в помощи со стороны государства в силу возникших социальных рисков или иных сложных обстоятельств.

Это обеспечивает жизнеспособность немецкого общества и характеризует Германию как государство всеобщего благосостояния (Sozialstaat). Разберемся, что лежит в основе системы социального обеспечения в ФРГ и что она включает.

Социальная работа в Германии в русскоязычной семье в 2022 году

Устройство системы социального обеспечения в ФРГ

Система социального обеспечения в Германии регламентируется Социальным кодексом, именуемым Sozialgesetzbuch (SGB), включающим в себя 12 отдельных томов.

В соответствии с § 4 SGB I, каждый гражданин ФРГ имеет доступ к социальному обеспечению, которое предусматривает социальное законодательство. В основу системы соцобеспечения положен принцип страхования.

Это означает, что право на социальную помощь в Германии имеют все застрахованные лица.

Согласно § 2 SGB IV, социальное обеспечение гарантировано лицам, которые застрахованы в системах обязательного и добровольного страхования. При этом каждая отрасль социального обеспечения имеет свою систему обязательного страхования. Многим из них посвящены отдельные тома Sozialgesetzbuch.

Так, система социального обеспечения в Германии включает:

  • обязательное страхование здоровья (SGB V);
  • обязательное пенсионное страхование (SGB VI);
  • обязательное страхование от несчастных случаев (SGB VII);
  • страхование долгосрочного ухода (SGB XI);
  • страхование на случай безработицы (SGB III).Финансирование системы в основном обеспечивается за счет страховых взносов экономически активного населения, их работодателей и налоговых льгот. Социальное обеспечение лиц, которые не в состоянии самостоятельно делать отчисления, осуществляется за счет бюджетных дотаций.

Все собранные средства аккумулируются в отраслевых социальных фондах. На данный момент эксперты отмечают отсутствие дефицита в них, что обеспечивается за счет экономического развития ФРГ.

При этом социальные расходы государства продолжают неуклонно расти – в 2017 году только на социальные выплаты было потрачено 965 млрд евро, что на 36,5 млрд евро больше, чем в 2016 году. При этом доля государства в этой сумме составляет 33,4 %, работодателей – 34,2 %, а самих застрахованных лиц – 30,8 %. Ожидается, что к 2021 году объем социальных расходов в Германии превысит 1,1 трлн евро.

Увеличение расходов, которых требует социальная защита, связан со старением немецкого населения (около 35 % всех расходов уходит на выплату пенсий), а также с увеличением количества беженцев. В кратко- и среднесрочной перспективе это, вероятно, приведет к снижению размеров социальных пособий, так как уже сегодня эти выплаты составляют в среднем 30 % немецкого ВВП.

Система социального страхования ФРГ

Социальное страхование в Германии является обязательным. Это позволяет компенсировать солидарный подход, уравнять социальные услуги для лиц с разным уровнем дохода, а также обеспечить необходимую помощь тем, кто не способен получить ее посредством участия в системах добровольного страхования из-за низких или отсутствующих доходов.

В зависимости от отрасли страхования функции социальных страховых фондов могут выполнять как государственные, так и частные организации.

Как уже было сказано, социальная помощь может предоставляться в рамках разных систем страхования, например:

  • медицинское страхование (Krankenversicherung) – финансируется солидарно работником и работодателем в размере 7,3 % от зарплаты каждым из них. С 2007 года является обязательным, частично или полностью покрывает лечение, расходы на беременность и роды;
  • страхование от несчастных случаев (Unfallversicherung) – финансируется работодателем. Покрывает лечение, реабилитацию, средства по уходу, пенсию по инвалидности и прочие расходы;
  • пенсионное страхование (Rentenversicherung) – финансируется в равных долях работником и работодателем в размере 9,35 % от зарплаты;
  • страхование долгосрочного ухода (Pflegeversicherung) – финансируется солидарно работниками и работодателями в размере 1,175 % от зарплаты. Покрывает расходы на уход за теми, кто в силу болезни становится зависимым (например, лежачие больные);
  • страхование на случай безработицы (Arbeitslosenversicherung), финансируется солидарно работниками и работодателями в размере 3 % от зарплаты. Обеспечивает выплаты пособия по безработице.

Виды социальных пособий

Система социального обеспечения предусматривает не только обширные льготы в Германии и натуральную помощь для лиц, нуждающихся в ней, но и значительные материальные пособия. К наиболее распространенным категориям выплат можно отнести:

  • социальное пособие (Grundsicherung im Alter und bei Erwerbsminderung) для покрытия основных жизненных потребностей нетрудоспособных лиц по состоянию здоровья или возрасту (размер зависит от возраста и составляет 240-416 евро);
  • пособия для беженцев;
  • пособие на обеспечение жилья (Wohngeld);
  • ссуды и стипендии для учащихся и студентов (BAföG). Максимальный размер – 735 евро;
  • пособия на детей и по материнству;
  • пособие по безработице (Arbeitslosengeld I, II), которое зависит от размера доходов;
  • пенсионные и прочие выплаты.

Социальная работа в Германии в русскоязычной семье в 2022 году

Социальные выплаты в Германии назначаются при соблюдении нескольких основных условий, в частности:

  • в случае постоянного проживания в Германии (то есть их могут получать в том числе и иностранцы, имеющие ВНЖ);
  • при участии в системе страхования в качестве застрахованного лица;
  • при соответствии определенным условиям, установленным нормативно-правовым актом, регулирующим конкретные виды пособий;
  • в случае подачи заявления о назначении пособия в ответственный государственный орган.

Обстоятельства, на которых основывается запрос социальной помощи, должны быть доказаны. Для мониторинга и проверки этих фактов в стране работает 200 тыс. социальных работников.

Особенности социальной работы в Германии заключаются не только в выявлении проблемных сегментов и лиц, нуждающихся в помощи, но и определении объемов этой помощи, причем не только в денежном, но и в натуральном и ином выражении.

Что же касается размеров выплат, то они почти всегда определяются объективными обстоятельствами или устанавливаются в фиксированном размере. Рассмотрим основные виды пособий подробнее.

Пособие по безработице

Уровень безработицы в Германии остается одним из самых низких в Европе – в октябре 2019 года он составил 4,9 % или 3,4 % по данным Евростата.

Безработные рассматриваются в качестве незащищенных слоев населения и как такие, что нуждаются в материальной помощи до тех пор, пока они не нашли себе место на рынке труда.

В зависимости от участия в страховой системе пособия по безработице в Германии бывают двух видов:

  • Arbeitslosengeld I. Это выплата, получаемая лицами, которые до постановки на учет в качестве безработного были официально трудоустроены не менее 12 месяцев и осуществляли уплату страховых взносов. Размер полагающейся им выплаты зависит от средней зарплаты за предшествующий безработице год и налогового класса, к которому относят плательщика. Как правило, это 45-50 % от заработка. Срок выплат зависит от возраста и может составлять от 6 до 24 месяцев;
  • Arbeitslosengeld II. Выплата, предназначенная для трудоспособных лиц, которые до постановки на учет в качестве безработных не работали или не имеют достаточного стажа для назначения Arbeitslosengeld I. Она представляет собой компенсацию прожиточного минимума в размере 332-416 евро и выплачивается без ограничений по срокам.

Пособие беженцам

Беженцы в Германии составляют 16 % от общего числа иностранных граждан – всего их около 1,7 млн человек. Несмотря на свою маргинальность беженцы также рассматриваются как лица, нуждающиеся в помощи.

Правовой основой для этого является закон Asylbewerberleistungsgesetz, которым определены основные виды поддержки, адресованные мигрантам из мусульманских и других стран.

Помимо выделения жилья и оказания натуральной помощи, они могут рассчитывать на такие виды социального обеспечения, как:

  • деньги на карманные расходы при проживании в лагере (Bargeldbedarf, Taschengeld) – в зависимости от возраста и семейного положения 79-135 евро;
  • пособие для беженцев, проживающих самостоятельно, для покрытия основных потребностей (Grundleistungen) – в зависимости от возраста и семейного положения 214-354 евро.Указанные выплаты назначаются не только тем, кому одобрено предоставление убежища, но и тем, кто только ожидает принятия решения.

Кроме предоставления материальной помощи благотворительные организации и органы власти содействуют трудоустройству беженцев. В случае получения оплачиваемой работы или же отклонения заявки на убежище выплата пособий прекращается.

Пособия для поддержки семей с детьми

Германия обеспечивает молодые семьи всевозможными видами государственной и страховой социальной поддержки. В зависимости от ситуации назначаются и материальные выплаты, в том числе:

  • основное пособие на ребенка в Германии (Kindergeld) – в зависимости от количества детей может составлять 194-225 евро на каждого до достижения совершеннолетия;
  • дотации малоимущим семьям с детьми (Kinderzuschlag) – если их совокупный доход ниже прожиточного минимума, максимальный размер помощи составляет 170-273 евро на каждого ребенка;
  • материальная помощь для родителей-одиночек (Unterhaltsvorschuss), при условии, что второй родитель не участвует в воспитании – зависит от возраста несовершеннолетнего и может составлять 154-273 евро на каждого ребенка;
  • декретное пособие в Германии (Mutterschaftsgeld) – назначается больничной кассой, финансируется ею же и работодателем солидарно, размер выплат зависит от среднего заработка мамы;
  • родительское пособие (Elterngeld) – выплачивается от 12 до 24 месяцев в зависимости от выбранной формы и зависит от размера дохода родителей. Максимальный размер – 1,8 тыс. евро.
Читайте также:  Срок действия загранпаспорта для въезда в Тунис в 2022 году: нужен ли для россиян

Пособие на оплату жилья

Социальная работа в Германии в русскоязычной семье в 2022 году

Стоимость аренды жилья в Германии довольно высокая – небольшая квартирка площадью 30-50 м2 в крупном городе вроде Берлина или Мюнхена обойдется не дешевле 700-1,2 тыс. евро в месяц.

Но где бы ни проживали нуждающиеся люди, если их доход не позволяет им обеспечить себя жильем, они имеют право на пособие Wohngeld – доплату для аренды жилья.

Его могут получать и студенты, и пенсионеры, и ранее работавшие безработные, и даже бездомные в Германии, если они заключили договор аренды и имеют какой-либо иной официальный доход.

Размер пособия, согласно § 4 Wohngeldgesetz, определяется исходя из количества жильцов, размера арендной платы и общего дохода жильцов по формуле, определенной § 19 Wohngeldgesetz:

1,15 x (M – (a + b x M + c x Y) x Y) евро,

где «М» – это размер арендной платы, «Y» – ежемесячный общий доход жильцов в евро, а «a», «b» и «c» определяется исходя из количества жильцов, претендующих на жилищное пособие в соответствии с таблицей, утвержденной Приложением 1 к Wohngeldgesetz. Расчет и округление показателей «М» и «Y» осуществляются с учетом требований Приложения 2. Для получения подробной информации и подачи заявления на выделение пособия следует обратиться в местное жилищное управление (Wohngeldbehörde).

Пенсионные выплаты

Особым видом социального обеспечения можно считать пенсии в Германии. На них, как уже было сказано выше, приходится более 35 % совокупного бюджета всех социальных выплат в стране.

В Германии высокий пенсионный возраст – на пенсию выходят в 65-67 лет.

На сегодня в стране проживает около 18 млн пенсионеров, большинство из которых получает страховую пенсию в рамках системы обязательного пенсионного страхования.

Средней считается «стандартная немецкая пенсия» (Standardrente), то есть 45 % от среднего валового дохода трудящихся немцев. В 2017 году ее размер составлял 1,4 тыс. евро для старых и 1,33 тыс. евро для новых федеральных земель.

Но на практике на такую пенсию могут рассчитывать лишь те, кто имеет 45 лет страхового стажа. А поскольку его имеют далеко не все, в реальности средний размер немецкой пенсии составляет около 1,1-1,2 тыс.

евро для мужчин и от 600 до 900 евро для женщин.

Кроме государственной пенсии немцы также могут рассчитывать на пенсионные выплаты из частных пенсионных фондов за счет собственных многолетних вкладов. Кроме того, существует корпоративная пенсия, где выплаты формируются за счет работодателей, но получать ее смогут лишь особо ценные сотрудники.

В заключение

Германия является эталоном в вопросах социального обеспечения своего населения. В стране существует огромное количество разных видов социальной помощи, получить которую могут не только нуждающиеся граждане, но и иностранцы.

Только на выплату пособий и отдельных видов материальной помощи Германия ежегодно тратит около 1 трлн евро, и сумма этих расходов неуклонно растет. Основой существующей системы социального обеспечения является обязательное страхование.

Услугами системы могут воспользоваться практически все, кто нуждается в помощи, однако ее размер будет зависеть от индивидуального вклада застрахованного лица: если он отсутствовал, то и помощь будет минимальной.

Социальный контракт для малоимущих в 2022 году

Социальный контракт для малоимущих — поддержка, которую государство оказывает тем, кто столкнулся с жизненными проблемами и оказался в непростом материальном положении.

В рамках такой поддержки органы социальной защиты подписывают соглашение с заявителями, у которых показатели дохода зафиксированы официально на уровне ниже прожиточного минимума. Снижение дохода может быть связано с причинами, которые не зависят от самого заявителя.

Чтобы оформить адресную помощь от государства, совершеннолетние россияне могут принять участие в программе «Социальный контракт». Такая программа включает комплекс мероприятий, основная цель которых — выход граждан РФ из непростых ситуаций, в которых они оказались в силу обстоятельств.

Каждый гражданин или семья, участвующие в программе, имеют право самостоятельно выбирать комплекс мер, учитывая:

  • имеющийся потенциал трудовой деятельности и его адекватную оценку;
  • желание преодолеть черту бедности и решить сложную ситуацию.

Как малоимущим получить адресную помощь властей?

pixabay.com

Социальный контракт для малоимущих в 2022 году можно заключить, обратившись в МФЦ по месту своего проживания или в любой центр соцзащиты населения.

Ключевое условие действия соцконтракта — увеличение размера дохода заявителя после того, как все мероприятия в рамках реализации соглашения будут завершены.

Подписание соцконтракта не может считаться основанием, дающим право прекращать прочие меры поддержки, оказываемые государством.

Иными словами, если гражданин уже получал или продолжает получать помощь, участвуя в других программах, он имеет право на соцконтракт. Отказ от его заключения со стороны органов соцзащиты — нарушение действующего законодательства.

В настоящее время социальную поддержку малоимущим в рамках социальных контрактов оказывают власти 21 региона России — ведется пилотное внедрение проекта. Среди таких регионов:

  • Башкортостан;
  • Республика Мордовия;
  • Республика Тыва;
  • Алтайский край;
  • Пермская область;
  • Чувашия;
  • Нижегородская область;
  • Вологодский регион;
  • Томская область;
  • Саратовский регион.

По данным на 2021 год, в России заключено более 120 тыс. соцконтрактов. В 2022 году из государственного бюджета субсидии получат все субъекты федерации.

В определенных регионах России могут устанавливаться дополнительные условия для оформления соцконтракта. К примеру, в некоторых субъектах финансовую помощь граждане могут направить для погашения образовавшихся долгов за оплату услуг ЖКХ.

Возможность и законное право на подписание соглашения имеет каждый гражданин РФ, проживающий в стране постоянно и относящийся к одной из таких групп:

  • малоимущие семьи;
  • малоимущие граждане, которые живут в одиночестве.

Какие условия для оформления социального контракта?

pixnio.com

Доход одного заявителя при участии в программе должен составлять менее одной суммы, равной прожиточному минимуму. Его размер фиксируется для конкретного региона РФ. К примеру, в Волгоградской области цифры такие:

  • трудоспособные граждане — 10 892 руб.;
  • дети — 10 4141 руб.;
  • пенсионеры — 9 020 руб.

Для участия в программе заявитель должен подготовить и подать комплект документов. Они будут считаться официальным подтверждением его права на оформление помощи, оказываемой государством.

Для подписания социального соглашения (контракта), заявитель должен представить в органы соцзащиты комплект документов:

  • копия двух страниц гражданского паспорта: главная и с печатью регистрации по прописке (месту жительства);
  • копия ИНН и СНИЛС;
  • копия трудовой книжки, включая страницу с записью о последнем месте трудоустройства и увольнении с него;
  • реквизиты карты платежной системы «МИР»;
  • справка 2-НДФЛ с данными о доходах за предыдущие три месяца;
  • копия страницы из домовой книги или справка, подтверждающая прописку;
  • свидетельство о заключении брака (при наличии);
  • свидетельство о рождении детей (при наличии).

Документы для оформления социального контракта

pixabay.com

Также к комплекту документов потребуется приложить готовый бизнес-план, включающий прайс и смету — если заявитель планирует заниматься бизнесом как самозанятый или ИП.

Карту «МИР», реквизиты которой нужно указать, оформляя необходимые документы для подписания соглашения, можно получить в любом отделении Сбербанка в разных регионах РФ. Предоставление этой услуги бесплатное. Наличие карты «МИР» обязательно, так как финансовая помощь в виде выплат может начисляться только на нее.

Социальный контракт не следует путать с получением пособий. Он отличается тем, что его цель — предоставление возможности для перехода на полное самообеспечение.

Направления, в рамках которых заявители могут рассчитывать на получение поддержки:

  • обучение с целью получения профессии;
  • дополнительное образование с целью получения профессии;
  • трудоустройство;
  • открытие бизнеса.

Семьи, признанные нуждающимися и оказавшиеся в непростой ситуации, в соответствии с условиями социального соглашения могут использовать средства, чтобы купить:

  • товары, относящиеся к группе первой необходимости;
  • фармацевтические средства;
  • повседневную обувь и одежду;
  • товары и технику, необходимые для занятия хозяйством подсобного типа.

Среди других целей, на которые может пойти финансовая помощь:

  • необходимое лечение;
  • приобретение товаров, необходимых школьникам для учебы;
  • оплата посещения детьми кружков и дополнительных занятий.

Все выплаты, производимые в соответствии с условиями социального контракта, должны иметь исключительно целевое назначение. К примеру, если предмет соглашения — обучение, предусматривающее последующее трудоустройство, то заявитель, оформивший контракт, берет на себя обязательство после его завершения начать работать.

Читайте также:  Виза в Канаду для граждан Казахстана в 2022 году

При участии специалистов органов соцзащиты создается адаптационная программа. В ней указываются:

  • конкретные виды поддержки, необходимой заявителю;
  • размер финансовой помощи;
  • комплекс мероприятий с обязательствами, которые гражданин должен будет выполнить.

За тем, как проводятся указанные в программе мероприятия, следят специалисты органов соцзащиты, которые берут на себя обязанности по сопровождению заявителей на весь период действия соглашения.

С целью оказания содействия заявителям на разных этапах реализации программы, к процессу могут подключаться:

  • СЗН;
  • организации, представляющие местное самоуправление;
  • исполнительная власть;
  • органы здравоохранения;
  • органы сферы образования.

Официальное утверждение адаптационная программа получает на базе составленного и правильно оформленного заключения.

Также к рассмотрению принимается анкета — в ней должна быть представлена подробная и детальная информация о положении заявителя (бытовое, материальное).

Прилагается акт, составленный по итогам изучения условий, в которых проживает гражданин, запись беседы с ним и сам текст подготовленной при участии специалистов программы.

Размеры финансовой помощи, которая оказывается по условиям, прописанным в социальном контракте, варьируются. Они определяются субъектом РФ и зависят от условий, которые действуют на его территории.

Финансовая помощь, оказываемая в рамках соцконтракта, может использоваться в определенных целях.

  • статус малообеспеченного;
  • фактическое состояние на учете в центре занятости в регионе или в городе, или намерение это сделать;
  • срок действия соглашения — максимум 9 месяцев;
  • срок оказания финансовой помощи — максимум 4 месяца;
  • цель — подписание трудового соглашения на время, в течение которого действителен контракт, рост доходов;
  • приоритет отдается семьям, в которых есть дети.

Профессиональное обучение

  • срок — максимум три месяца.
  • предпринимательская деятельность
  • выплачивается единовременное пособие;
  • право на пособие имеет предприниматель или самозанятый;
  • средства должны быть направлены на обеспечение производственных, материальных затрат, покупку базовых средств и выполнение других обязательств, но в размере, не превышающем 15% общей суммы выплаты;
  • срок действия — максимум 1 год;
  • цель — регистрация ИП или получение статуса налогоплательщика.

Размеры выплат по контракту

pixabay.com

Если ИП закрывается в тот период, пока все еще действуют условия контракта, и деятельность останавливается по инициативе участника, гражданин РФ обязуется вернуть все средства, которые он получил в качестве государственной помощи. Установленный период, в который должен осуществиться возврат, — один месяц с момента официального прекращения работы в статусе предпринимателя.

Ведение подсобного хозяйства

  • срок действия — максимум год;
  • сезультат — получение официального статуса плательщика налогов, повышение финансового дохода.

Во всех случаях при назначении выплат в соответствии с условиями контракта приоритет имеют семьи россиян, в которых есть дети.

Также можно оформить ежемесячную выплату как государственную финансовую помощь, которая будет оказываться в течение одного года, если соблюдается одно из перечисленных условий:

  • оба родителя в семье не работают, каждый имеет оформленную инвалидность, при наличии детей младше 18 лет;
  • оба супруга не работают и имеют инвалидность — если речь идет о семье без детей;
  • наличие у заявителя несовершеннолетнего ребенка;
  • одинокий гражданин РФ не работает и имеет инвалидность;
  • семья имеет статус многодетной (от 4 детей);
  • одинокий родитель двух и более детей.

До недавнего времени спектр возможностей, касающихся использования финансовой помощи от государства в соответствии с условиями соцконтракта, был ограничен. В 2021 году он расширился за счет внесения целого ряда нововведений. В их числе — возможность устроиться на работу непосредственно после завершения обучения, если для этого стажировка не считается обязательным этапом.

Помощь от государства в соответствии с условиями, предусмотренными социальным контрактом, оказывается в определенные сроки, которые определяются соглашением:

  • минимум — 3 месяца;
  • максимум — 12 месяцев;
  • один раз в пять лет.

Сроки устанавливаются с учетом типа программы и ее содержания, в частности с характером соцадаптации. Также они зависят от региона РФ, на территории которого проживает гражданин.

Социальный контракт расторгается в таких ситуациях:

  • гражданин не выполнил его условия, не имея на то уважительной причины;
  • положение гражданина претерпело изменения — к примеру, он перестал считаться малоимущим, или таковой больше не считается его семья;
  • гражданин переехал в другой регион или снялся с учета по месту своей постоянной регистрации;
  • состав семьи заявителя изменился.

Если жизненные условия и обстоятельства участника соцконтракта изменились, он должен в 10-дневный срок направить в соцзащиту соответствующее уведомление. Оно подается в тот орган, где было подписано соглашение. Если доход гражданина начал превышать показатели прожиточного минимума, контракт расторгается.

Следует отметить, что социальный контракт — это поддержка социальной направленности, и ответственность несут все стороны соглашения.

Перед тем как подписать такой контракт, необходимо предусмотреть возможные изменения — запланированный или незапланированный переезд в другой субъект РФ или в город.

Решение нужно принимать ответственно и с уверенностью, что все условия соглашения будут выполнены.

Подать заявление на оформление социального соглашения можно через портал «Госуслуги» при наличии верифицированной учетной записи либо через МФЦ или орган соцзащиты.

  • предоставление заявления и комплекта документов;
  • если принято положительное решение, необходимо получить приглашение для визита в орган социальной защиты;
  • выбор направления соглашения;
  • создание программы для адаптации заявителя при участии сотрудников соцзащиты;
  • подписание контракта;
  • получение финансовой помощи;
  • выполнение предусмотренных соглашением обязательств.

Для оформления соглашения в органах соцзащиты необходимо личное присутствие, в том числе на этапе подачи заявления.

Подать заявление на подписание соглашения и получить помощь от государства можно через портал «Госуслуги». Схема действий будет следующей:

  • авторизация (при наличии верифицированной учетной записи);
  • переход в личный кабинет;
  • заполнение заявления в режиме онлайн (электронный вид);
  • отправление заявления в ведомство для дальнейшего рассмотрения.
  • все данные, которые необходимы для заявления, автоматически выгружаются из личного кабинета пользователя.

Госуслуги

скриншот с сайта

Для того, чтобы оформить получение помощи, потребуется указать реквизиты для платежей и, если необходимо, — данные о несовершеннолетних детях.

После рассмотрения заявления пользователю будет предложено записаться в ведомство для предоставления оригиналов документов. Уведомление будет направлено в личный кабинет, где с ним можно будет ознакомиться.

Социальная работа в Германии

Социальная работа в Германии зародилась в XIX веке. Ее становлению и дальнейшему развитию способствовала индустриализация, сопровождающаяся резким обнищанием трудящихся. В результате большая часть рабочего класса стала нуждаться в социальной поддержке, которую оказывали частные благотворительные учреждения и церковь.

Во второй половине XIX века благотворительные организации сами уже не справлялись с социальной помощью населению. Появилась необходимость в государственной поддержке населения.

В 1898 году был создан «Союз по защите детей от жестокого обращения и эксплуатации». Данный союз выступал за надлежащий уход за детьми, был против детского труда, настаивал на необходимости учебы, сотрудничал с учреждениями образования и государственными органами.

В 1905 году открылась первая христианская социальная женская школа. В последующие четыре года появились еще 13 социальных школ, где можно было получить профессию попечительницы благотворительного учреждения.

Во время первой мировой война заботу о социально незащищенных слоях населения взяло на себя государство. После войны социальное обеспечение объединили в благотворительное ведомство.

В 20-е гг. XX века благотворительные союзы входили в состав Имперского Сообщества основных независимых профсоюзов по благотворительности. Начали формироваться государственные органы социального обеспечения, существующие по настоящее время.

К первым методикам социальной работы относится патронажный метод, включающий вопросы о причинах возникновения проблемы. Метод основан на принципах сознательного участия клиентов в решении проблемы, их активности, принципе уважения человеческого достоинства, ответственности перед обществом, осознания социальным работником своих слабых и сильных сторон.

В годы правления Гитлера социальная работа стала одним из орудий нацистов и свелась к жесткому контролю над населением. Возрождение демократических норм социальной жизни началось после свержения фашизма.

В конце XX века были выработаны принципы современного развития социальной работы, отработаны основные модели.

Германский союза государственного и частного попечительства

В 1880 году был основан Германский благотворительный союз заботы о бедных, переименованный в 1919 г. в Германский союз государственного и частного попечительства. Этот союз объединял государственные, общественные, частные учреждения и организации, отдельных лиц, осуществляющих социальную работу.

Германский союз стал основой для взаимодействия социальных педагогов, ученых, практиков в деле координации социальных инноваций в социальной политике страны, включая здравоохранение и помощь молодежи.

После объединения ФРГ и ГДР (1990 год) со стороны государства в Союз попечительства вошли представители разных уровней — федерального, федеральных земель, свободных городов и округов.

Со стороны общественных организаций в Союз вошли: Объединения благотворительности для рабочих, Паритетный союз, католический «Каритас», Союз милосердия Евангелической церкви, Германский Красный Крест и др.

Также в Союз вошли управленцы, социальные работники, известные общественные деятели, руководители управлений и объединений. В деятельности Союза активно принимали участие исследовательские институты, учебные заведения, учреждения практической социальной работы.

Читайте также:  Как получить гражданство и паспорт Латвии для россиян

В 1991году в Хейльбронне был утвержден устав Союза попечительства, провозгласивший, что основная цель деятельности объединения – реализация идей социальной работы, в частности государственная, общественная и частная социальная помощь и поддержка.

Возглавляет Союз председатель, имеющий 4 заместителей. Все эксперты входят в комиссии последующим вопросам:

  • социальная помощь и социальная политика;
  • молодежная политика (продвижение и оказание помощи молодежи);
  • политика помощи семье и способствования семейным отношениям;
  • помощь лицам преклонного возраста;
  • социальная политика в области здравоохранения;
  • помощь лицам, ставшими инвалидами в результате несчастного случая;
  • помощь инвалидам с детства;
  • планирование в сфере социальной работы;
  • организация социальных служб;
  • социальные профессии.

Экспертные комиссии создают рабочие группы по рассмотрению отдельных вопросов. Постановления и решения Союза попечительства учитываются при разработке новых законов.

Замечание 1

В настоящее время Союз попечительства имеет существенное значение в социальном обеспечении населения, выступая центром социальной работы страны.

Современные тенденции развития социальной работы в Германии

Замечание 2

В ФРГ понятия «социальная работа» и «социальная педагогика» не тождественны. Социальная работа заключается в предоставлении помощи клиенту, характеризуется заботой и уходом за ним. Социальная педагогика направлена на непосредственное образование и воспитание клиентов.

Социальный работник решает проблемы клиентов, ищет средства и пути разрешения ситуации. Социальный педагог принимает активное участие в повседневной жизни клиента, оказывая педагогическое влияние.

Специалисты по социальной работе чаще всего работают в благотворительных учреждениях, финансируемых на средства общин, церкви, иногда — государства. Социальный работник должен уметь оказать поддержку гражданам, оказавшимся в бедственном социальном положении.

В деятельности социального работника отображена социальная политика государства. Реализация социальной работы является весомым общественно-политическим фактором. Социальные услуги все более переходят под юрисдикцию государства.

Основные задачи социальной работы:

  • предложение инициатив в сфере социальной политики;
  • экспертная деятельность в сфере социального права;
  • разработка практических рекомендаций по реализации социальной работы;
  • создание единого информационного банка для специалистов;
  • изучение опыта социальной работы в других странах, способствование развитию международного сотрудничества;
  • поддержка наук, значимых для социальной работы;
  • издание научных трудов, статей и иных публикаций по социальной работе.

Пособия на детей в Германии: до скольки лет и сколько платят?

Социальная поддержка семей с детьми в Германии вызывает зависть у граждан большинства других стран. Внушительное количество детских пособий в Германии позволяет растить детей с комфортом, быть уверенным в их завтрашнем дне и иметь возможность обеспечить не только базовые, но и иные потребности каждого ребенка.

Рассмотрим основные виды выплат на несовершеннолетних членов семьи, на которые могут претендовать лица, проживающие на территории ФРГ.

Какое пособие на ребенка в Германии?

Главной выплатой для семей с детьми является детское пособие Kindergeld. Оно назначается на каждого ребенка до 18 лет, а при условии, что он продолжает учиться, является инвалидом либо зарегистрированным безработным, – и дольше. Однако если при этом совершеннолетний ребенок вступал в брак, начисление ему Kindergeld прекращается.

Получателем пособия является тот из взрослых, с которым проживает ребенок. Это могут быть не только родители, но и бабушки, дедушки, другие родственники, а также опекуны, не имеющие с ребенком родственных связей. После достижения 18-летия ребенок получает денежную помощь сам на себя.

Ежемесячный размер детского пособия в Германии по состоянию на 2021 год составляет:

  • на первого и второго по счету ребенка – 204 евро (py6. 18 210,06 *);
  • на третьего – 210 евро (py6. 18 745,65 *);
  • на четвертого и последующих – 235 евро (py6. 20 977,28 *).

Важно: после того, как старший из детей лишается права на выплату, семейная касса, из бюджета которой выплачивается пособие, делает перерасчет, поскольку второй ребенок в этом случае считается как первый, третий – как второй и так далее.

Как видим, чем больше в семье детей – тем большую сумму социальных выплат она имеет право получить. Таким образом немецкое правительство стимулирует рождаемость, что в условиях неуклонного старения нации является одной из национальных идей.

Пособие по беременности и родам в Германии

Следующее пособие – так называемые материнские деньги или, иначе, помощь по беременности и родам, Mutterschaftsgeld. В течение 6 недель до родов и 8 недель после них женщина получает ежемесячно сумму, равную ее среднему заработку за последние 3 месяца до прекращения трудовой деятельности.

Также интересен алгоритм получения родительского пособия Elterngeld. По сути, это декретные деньги, которые выплачиваются родителям для того, чтобы они могли не работать и заниматься уходом за младенцем.

Получать их можно в течение 14 либо 28 месяцев: какой из вариантов предпочесть – выбирают родители. Общая сумма при этом остается неизменной, просто во втором случае получатель может рассчитывать на вполовину урезанную ежемесячную выплату.

Размер этого пособия составит от 300 до 1800 евро (py6. 26 779,50 * — py6. 160 677,00 *) в течение 14 месяцев либо от 150 до 900 евро (py6. 13 389,75 * — py6. 80 338,50 *) в течение 28 месяцев. Сколько именно будет получать каждая конкретная семья, зависит от заработка родителей. Минимальные суммы назначаются безработным трудоспособным лицам.

Совмещать работу и уход за ребенком не запрещено: данное обстоятельство не может стать причиной прекращения выплаты Elterngeld. Однако в таком случае сокращается ее продолжительность: вместо 14 либо 28 месяцев помощь будет оказываться всего 7 либо 14 месяцев соответственно.

Немецким законодательством предусмотрено еще несколько разновидностей материальной поддержки семьям, воспитывающим детей. Это, в частности:

  • дотации на несовершеннолетних детей Kinderzuschlag в сумме не более 185 евро в месяц (py6. 16 514,03 *). Данная выплата является доплатой до прожиточного минимума малообеспеченным семьям. То есть, если до такого минимума не хватает менее 185 евро, сумма пособия будет меньше. Если же дефицит больше этой цифры, получатели могут рассчитывать на выплату 185 евро на каждого ребенка (это максимальная сумма дотации);
  • Leistungen für Bildung und Teilhabe – пособие на образование. В рамках этого пособия родителям компенсируются затраты на транспорт для поездок в школу, различные детские экскурсии, школьное питание и другие. Кроме того, на приобретение учебных принадлежностей выдается 150 евро раз в год (py6. 13 389,75 *). А на посещение кружков, секций и других внешкольных заведений – 15 евро ежемесячно (py6. 1 338,98 *). Претендовать на пособие могут малообеспеченные семьи, получающие другие социальные выплаты;
  • финансовая помощь родителям-одиночкам. Поскольку в неполных семьях затраты на воспитание ребенка осуществляются с одного заработка, а не с двух, как в семьях с двумя родителями, немецкое правительство поддерживает одиноких матерей и отцов материально. Данное пособие на ребенка в Германии платится до 12 лет, в исключительных случаях – до 18 лет. Размер зависит от возраста иждивенца: от рождения до 5 лет родитель будет получать 165 евро (py6. 14 728,73 *) на каждого ребенка, от 5 до 12 лет – 220 евро (py6. 19 638,30 *), от 12 до 18 лет – 293 евро (py6. 26 154,65 *).

Это нужно знать: право на материальную помощь имеют только родители, не получающие на детей алименты или пенсию по утере кормильца.

  • помощь для сирот и полусирот: она составляет 10% от суммы пенсии, которую успел заработать умерший на момент смерти родитель, для полусирот и 20% от сумм пенсий обоих родителей для полных сирот;
  • помощь семьям, имеющим детей, на покупку собственного жилья. На одного ребенка в возрасте до 18 лет сумма этого пособия составляет 12000 евро (py6. 1 071 180,00 *).

Из описанного выше можно сделать однозначный вывод о том, что сумма пособий на детей в Германии вполне позволяет без проблем растить новых членов общества, не экономя сверх меры. Возможно, поэтому в ФРГ отсутствует практика максимального урезания базовых потребностей взрослых ради детей. В Германии каждый из членов семьи – и взрослый, и ребенок – имеет возможность жить полноценной жизнью.

Однако большинство детских пособий доступно не всем: на них могут претендовать граждане Германии, Швейцарии, Евросоюза, а также лица, проживающие в стране по виду на жительство. Это – еще один аргумент, мотивирующий семьи с детьми как можно более оперативно узаконить свой статус в ФРГ.

Декрет и выплаты на ребенка в Германии. Elternzeit, Elterngeld, Kindergeld

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector