ЕАБР опубликовал макроэкономический прогноз для региона своих операций на 2022 год. Аналитики ЕАБР констатируют завершение активной фазы восстановления экономики региона в текущем году, по итогам которого ожидается увеличение агрегированного ВВП на 4%.
В 2022 году экономический рост государств — участников Банка останется выше допандемийных темпов и прогнозируется в размере 2,9%.
Сохранению уверенных темпов роста будут способствовать меры государств по поддержке инвестиций, реализация потенциала восстановления активности в сфере услуг, а также наращивание производства нефти.
Москва, 25 ноября 2021 года. Евразийский банк развития (ЕАБР) опубликовал Макроэкономический прогноз на 2022 год. В аналитическом материале резюмированы итоги экономического развития государств — участников Банка в 2021 году и представлен прогноз основных макроэкономических показателей стран региона на 2022–2023 годы.
Аналитики ЕАБР отмечают, что мировая экономика прошла пик восстановления в текущем году и рост глобального ВВП будет постепенно замедляться.
Инфляционное давление в мире сохранится в 2022 году, но будет ослабевать по мере нормализации динамики глобального спроса и наращивания предложения.
В базовый сценарий аналитики Банка заложили среднюю цену нефти Urals в 2022 году в размере 72,5 долл. за баррель. Среднегодовая инфляция в США прогнозируется около 4% в 2022 году, в еврозоне — вблизи 3%.
В докладе отмечается, что экономическая активность в регионе операций ЕАБР вернулась к допандемическому уровню к середине текущего года, а по итогам IV квартала 2021 года может превысить его примерно на 1%.
Восстановлению экономик государств — участников ЕАБР в текущем году способствовали эффекты от смягчения бюджетной и денежно-кредитной политики в 2020 году, адаптация населения и организаций к условиям пандемии, расширение мирового спроса и взлет цен на ключевые экспортные товары стран региона.
Аналитики ЕАБР указывают на неравномерность процесса восстановления среди стран региона операций Банка. ВВП Казахстана, России, Беларуси и Таджикистана превышают допандемические уровни, в то время как Армении и Кыргызстану достичь их пока не удалось.
В силу большего спада экономик Армении и Кыргызстана в прошлом году им требуется больше времени для восстановления. В целом по итогам года рост ВВП региона прогнозируется в размере 4%: в Армении — 4,5%, Беларуси — 2,1%, Казахстане — 3,8%, Кыргызстане — 3,7%, России — 4,1%, Таджикистане — 7,9%.
Аналитики ЕАБР считают, что после завершения активной фазы восстановления динамика экономической активности в странах региона операций Банка будет постепенно приближаться к сбалансированным темпам. В таких условиях бюджетные стимулы сокращаются, а монетарные условия ужесточаются для предотвращения перегрева экономик.
Заместитель председателя Правления ЕАБР Руслан Даленов представил видение аналитической команды Банка относительно перспектив экономического роста в регионе:
«В базовом сценарии рост ВВП государств — участников ЕАБР прогнозируется в размере 2,9% в 2022 году после 4% в 2021 году. Экономический рост останется выше допандемийных темпов, которые составляли 2,3% в 2019 году.
Этому будут способствовать меры государств по поддержке инвестиций, реализация потенциала восстановления активности в сфере услуг, а также наращивание производства нефти. В России прогнозируем рост ВВП на 2,8% в 2022 году, в Казахстане — на 4,2%.
Высокие мировые цены на энергоресурсы и государственные программы развития поддержат экономическую активность в крупнейших экономиках региона. Сильные показатели роста ВВП в 2022 году прогнозируются в Армении и Кыргызстане — 4,8 и 4,5% соответственно.
Экономики этих стран завершат восстановление к допандемическим уровням. В Таджикистане ожидается выход к устойчивым темпам экономического роста — около 6–7% в год. В Беларуси в базовом сценарии ожидаем рост ВВП на 0,7% в 2022 году».
Прогноз основных макроэкономический показателей государств — участников ЕАБР на 2022 год
Источник: расчеты аналитиков ЕАБР
Аналитики ЕАБР прогнозируют приближение инфляции в государствах — участниках Банка к целевым уровням к концу 2022 году, но отмечают, что на нейтрализацию инфляционных факторов потребуется время.
В базовом сценарии прогнозируется замедление инфляции в регионе операций Банка до 5,3% в 2022 году с 8,2% в 2021 году.
В Армении инфляция ожидается в размере 5% на конец 2022 года после 8% в 2021 году, в Беларуси — 7,4% после 10%, в Казахстане — 6% после 8,4%, в Кыргызстане — 7,0% после 9,8%, в России — 4,9% после 7,9%, в Таджикистане — 6,3% после 8,3%.
Аналитики ЕАБР считают, что денежно-кредитные условия в государствах — участниках Банка будут оказывать дезинфляционное влияние в 2022 году. В условиях высокой инфляции ключевые ставки в государствах — участниках ЕАБР могут быть увеличены до конца 2021 году.
В России ключевая ставка ожидается в диапазоне 8–8,5% на конец текущего года, в Казахстане — 9,75–10%. Длительный период повышенной инфляции, скорее всего, потребует продолжительного нахождения ключевых процентных ставок на уровнях выше их нейтральных значений.
Аналитики Банка видят возможным начало цикла снижения ставок в России и Казахстане в 2022 году по мере замедления инфляционных процессов. Ключевая ставка в России может быть понижена до около 7% к концу 2022 года, базовая ставка в Казахстане — до 9,5–9,75%.
Движение к нейтральному уровню, вероятнее всего, завершится в течение 2023 года.
Абхазия входит в состав России в 2022 году или нет
Главный экономист ЕАБР и ЕФСР Евгений Винокуров выделил инфляцию активов в качестве мощного тренда, ставшего следствием пандемии и реакции на нее экономических властей:
«Кризис, вызванный COVID-19, ускорил трансформацию мировой экономики. Он кристаллизовал и резко усилил несколько мегатрендов, которые родились до него, но были еще не так заметны. Среди них цифровизация, переход к зеленой экономике, нарастание цифрового и социального неравенства.
Пожалуй, единственным мощным трендом, который действительно стал следствием пандемии и реакции на нее экономических властей, является глобальная инфляция активов.
Первопричиной стремительного взлета цен на активы по всему миру стали масштабные бюджетные и монетарные вливания в развитых странах, которые привели к быстрому восстановлению спроса, опережающему возможности предложения. Поставки товаров удлинились, а их стоимость возросла.
Мы по-прежнему считаем, что транспортно-логистические затруднения и всплеск цен на сырье — по своей сути временные явления, а не структурные изменения. Мировая экономика проявит силу и гибкость — и нейтрализует эти проблемы.
Однако скрытая сила „ковидных повреждений“ в мировой экономике, а также сильнейшее влияние монетарной политики таковы, что нейтрализация инфляционного воздействия этих факторов может занять больше времени, чем ожидалось. Вполне реалистично предположение, что инфляция в развитых странах будет устойчиво выше значений 2010-х годов. Не 0–2%, к которым рынок уже привык, а, возможно, 2–4%.
В наших прогнозах еще с конца предыдущего года мы закладывали благоприятную конъюнктуру на сырьевых рынках в 2021 году. Возможно, ценовая конъюнктура будет хорошей в течение ближайших лет.
Для региона операций ЕАБР как нетто-экспортера сырьевых товаров складывающая ситуация несет очевидные выгоды: увеличиваются экспортные доходы, повышаются доходы бюджета, растет привлекательность национальных валют. Это может стать хорошим подспорьем для набирающего обороты нового инвестиционного цикла.
Вместе с тем необходимо продолжать следить за раскручиванием инфляционной спирали. У гроза сохранения глобальной инфляции на повышенных уровнях несет существенные риски для макроэкономического прогноза государств — участников Банка».
Прогноз ЕАБР. Основные макроэкономические показатели государств — участников Банка (базовый сценарий)
Экономика Швейцарии
Гиперинфляция
Что такое выручка?
Военно-промышленный комплекс
На экономическое развитие Швейцарии влияют конкретные физические и культурные географические факторы.
Во-первых, в стране мало сырья; количество осадков и качество почвы во многом определяют тип и размер возделывания; городская и промышленная экспансия посягают на ограниченное количество обрабатываемых земель; сектор торговли и транспорта выиграл от центрального расположения Швейцарии вдоль международных торговых маршрутов; и туризм был подкреплен исключительной живописной красотой ландшафта, включая ледниковые пики и альпийские озера , Во-вторых, неспособность небольшого внутреннего рынка страны поглотить общий объем производства квалифицированного и эффективного населения вынудила Швейцарию искать мировые рынки. Таким образом, импортируя сырье и превращая его в высококачественную готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью для экспорта, развивая высокоорганизованную и эффективную транспортную систему и туристическую отрасль и устанавливая ориентацию на свободный рынок, Швейцария в целом смогла удерживать уровень безработицы на низком уровне и контролировать инфляцию, достигнув одного из самых высоких в мире уровней жизни и доходов на душу населения.
Различные физические и культурные факторы также привели к развитию сферы услуг, таких как судоходство, банковское дело, страхование и туризм, а также к экспорту, например, химикатов, машин, точных инструментов и обработанных пищевых продуктов.
Швейцарская экономика характеризуется промышленным разнообразием и отсутствием крупных фирм.
Тем не менее, ряд швейцарских предприятий, таких как пищевой гигант Нестле и фармацевтическая фирма Novartis — во всем мире есть предприятия, на которых работает больше людей за границей, чем в Швейцарии, и которые продают большую часть своей продукции на зарубежных рынках.
Иностранные рабочие составляют около четверти экономически активного населения Швейцарии, и без их присутствия многие сектора экономики (например, гостиницы, рестораны и туризм) остановились бы. Тем не менее, социальная напряженность иногда была очевидной, особенно там, где считалось, что иностранцы угрожают швейцарскому образу жизни и перемещают швейцарских рабочих.
Давние традиции прямой демократии (более половины национальных референдумов в мире были проведены в стране) и федерализм в Швейцарии, а также сильная зависимость страны от внешней торговли привели к столь же традиционной неприязни к государственному вмешательству и сильной и постоянная поддержка всемирной свободной торговли.
Таким образом, за исключением почтового отделения, большинство коммунальных и важных услуг являются частными или муниципальными предприятиями, в некоторых случаях субсидируемыми правительствами кантонов. Бывшая федеральная собственность и управление, телефонная сеть и железные дороги были приватизированы в конце 1990-х годов.
Йеллен: последние прогнозы для экономики США предполагают рост ВВП на 3,3% в 2022 году
© Reuters. Йеллен: последние прогнозы для экономики США предполагают рост ВВП на 3,3% в 2022 году.
Министр финансов США Джанет Йеллен заявила о существенном улучшении ситуации в американской экономике, в том числе, на рынке труда. Она отметила, что высокая инфляция в стране, хотя и вызывает опасения, вероятно, является временной.
«В соответствии с большинством традиционных параметров темпы роста нашей экономики превзошли даже самые оптимистичные ожидания. Это связано в значительной мере с быстрой вакцинацией населения и оказанием существенной поддержки нашим семьям, бизнесу, а также региональным и местным органам власти», — заявила она в ходе онлайн-сессии, прошедшей в рамках Всемирного экономического форума в Давосе.
«Экономический рост был быстрым, и он продолжается. Мы ожидаем, что ВВП США увеличился на 5,3% в 2021 году», — отметила Йеллен. Она добавила также, что последние прогнозы для американской экономики предполагают рост ВВП на 3,3% в 2022 году. «Ковидные ограничения и проблемы в цепочках поставок, вероятно, не подорвут экономический рост», — сказала Йеллен.
В своем выступлении она отметила, что более 6 млн рабочих мест были созданы в экономике США в прошлом году, и безработица в стране вновь опустилась ниже 4%.
«Инфляция в США действительно вызывает опасения, поскольку она ускорилась до уровней, которых мы не видели с 80-х гг., — заявила Йеллен.
— Я полагаю, что существенное изменение структуры расходов от услуг в пользу товаров внесло свой вклад в чрезмерное ускорение инфляции. Кроме того, проблемы в цепочках поставок подталкивают цены вверх и ограничивают производство автомобилей и других товаров».
Тем не менее, по ее словам, большинство профессиональных прогнозистов считает, что инфляция существенно ослабнет в следующем году.
«Частично это мнение связано с ожиданиями, что Федеральная резервная система продолжит реагировать на ценовое давление, выполняя свой мандат.
И президент США Джо Байден заявлял много раз, что его администрация продолжает искать возможности для смягчения ценового давления за счет некоторых мер, например, решения проблемы перегруженности портов и увеличения доступности рабочей силы», — отметила Йеллен.
«Однако даже при том, что мы продолжаем искать решения проблемы роста потребительских цен, восстановление экономики США будет сталкиваться с существенными рисками до тех пор, пока мы решительно не оставим позади пандемию COVID-19», — заявила она.
В этом сельхозгоду экспорт зерна из России сократился на 24,7%
IFX — 22.01.2022
1
Россия в этом сельхозгоду (за период с 1 июля 2021 года по 20 января 2022 года) экспортировала 25,1 млн тонн зерна, что на 24,7% меньше, чем годом ранее, сообщается в материалах…
Розничные продажи в Канаде в ноябре выросли на 0,7%, слабее прогноза
IFX — 21.01.2022
В ноябре 2021 года розничные продажи в Канаде увеличились на 0,7% относительно предыдущего месяца, когда было зафиксировано повышение показателя на 1,6%, свидетельствуют данные…
ОПРОС РЕЙТЕР-Банк Англии снова повысит ставки в феврале после всплеска инфляции
Reuters — 21.01.2022
(Рейтер) — Британский центральный банк продолжит цикл ужесточения политики на заседании в феврале, поскольку инфляция значительно превышает целевой показатель, а угрожающее…
Предупреждение: Fusion Media
Правительство ФРГ понизило прогноз роста ВВП страны в 2022 году
Берлин, 22 января 2022, 00:12 — REGNUM Восстановление экономики ФРГ происходит слишком медленно, вопреки надеждам правительства.
Министерство экономики снизилось свой прогноз по росту ВВП страны в 2022 году с прежних 4,1% до 3,6%.
Об этом сообщает Deutsche Welle со ссылкой на годовой экономический отчёт правительства, который должен представить на следующей неделе министр экономики
Роберт Хабек.
Роберт Хабек
Sandro Halank
В правительственных кругах отмечают, что эффект догоняющего развития экономики ФРГ сохраняется, но значительно замедлился. Одной из причин этого называются «узкие места» в поставках на мировом рынке, в частности, компьютерных чипов. Немецкий автопром пострадал от этого ещё в минувшем году, и дефицит, вероятно, сохранится и в текущем году.
В дополнение к экономическому прогнозу в отчёте, как ожидается, будут затронуты вопросы устойчивости, климатической нейтральности и ресурсосбережения в условиях рыночной экономики. «Наша цель должна состоять в том, чтобы отделить процветание от потребления ресурсов и экономической практики, наносящей ущерб климату», — заявляет Хабек.
История вопроса
Экономика Германии – крупнейшая экономика Европы. В мире по объёму ВВП она занимает четвёртое место. Германия остаётся в значительной степени индустриальной страной, сектор промышленности составляет около половины экономики. Особенно развиты машиностроение, приборостроение и химическая промышленность. Для германской экономики характерны высокоразвитая инфраструктура и высокая квалификация работников. Важной особенностью германской экономики является её экспортная ориентированность. При этом во всём мире товары германского производства имеют высокую репутацию. Так называемая социально-рыночная модель экономики сочетает невысокую степень госрегулирования с сильной социальной защитой населения. В то же время, высокая степень социальных гарантий для работников оборачивается слишком высокой налоговой нагрузкой. Более половины ВВП страны обеспечивает сектор услуг, в том числе велика роль банков. Агросектор составляет не более 1,5% экономики. Большой проблемой является неравномерность развития экономики страны. Для приведения экономики восточной части страны (бывшей ГДР) к стандартам западной части до сих пор тратится до 100 млн долларов в год.
Еабр прогнозирует рост агрегированного ввп государств — участников банка на 2,9% в 2022 году
ЕАБР опубликовал макроэкономический прогноз для региона своих операций на 2022 год. Аналитики ЕАБР констатируют завершение активной фазы восстановления экономики региона в текущем году, по итогам которого ожидается увеличение агрегированного ВВП на 4%.
В 2022 году экономический рост государств — участников Банка останется выше допандемийных темпов и прогнозируется в размере 2,9%.
Сохранению уверенных темпов роста будут способствовать меры государств по поддержке инвестиций, реализация потенциала восстановления активности в сфере услуг, а также наращивание производства нефти.
Москва, 25 ноября 2021 года. Евразийский банк развития (ЕАБР) опубликовал Макроэкономический прогноз на 2022 год. В аналитическом материале резюмированы итоги экономического развития государств — участников Банка в 2021 году и представлен прогноз основных макроэкономических показателей стран региона на 2022–2023 годы.
Аналитики ЕАБР отмечают, что мировая экономика прошла пик восстановления в текущем году и рост глобального ВВП будет постепенно замедляться.
Инфляционное давление в мире сохранится в 2022 году, но будет ослабевать по мере нормализации динамики глобального спроса и наращивания предложения.
В базовый сценарий аналитики Банка заложили среднюю цену нефти Urals в 2022 году в размере 72,5 долл. за баррель. Среднегодовая инфляция в США прогнозируется около 4% в 2022 году, в еврозоне — вблизи 3%.
В докладе отмечается, что экономическая активность в регионе операций ЕАБР вернулась к допандемическому уровню к середине текущего года, а по итогам IV квартала 2021 года может превысить его примерно на 1%.
Восстановлению экономик государств — участников ЕАБР в текущем году способствовали эффекты от смягчения бюджетной и денежно-кредитной политики в 2020 году, адаптация населения и организаций к условиям пандемии, расширение мирового спроса и взлет цен на ключевые экспортные товары стран региона.
Аналитики ЕАБР указывают на неравномерность процесса восстановления среди стран региона операций Банка. ВВП Казахстана, России, Беларуси и Таджикистана превышают допандемические уровни, в то время как Армении и Кыргызстану достичь их пока не удалось.
В силу большего спада экономик Армении и Кыргызстана в прошлом году им требуется больше времени для восстановления. В целом по итогам года рост ВВП региона прогнозируется в размере 4%: в Армении — 4,5%, Беларуси — 2,1%, Казахстане — 3,8%, Кыргызстане — 3,7%, России — 4,1%, Таджикистане — 7,9%.
Аналитики ЕАБР считают, что после завершения активной фазы восстановления динамика экономической активности в странах региона операций Банка будет постепенно приближаться к сбалансированным темпам. В таких условиях бюджетные стимулы сокращаются, а монетарные условия ужесточаются для предотвращения перегрева экономик.
Заместитель председателя Правления ЕАБР Руслан Даленов представил видение аналитической команды Банка относительно перспектив экономического роста в регионе:
«В базовом сценарии рост ВВП государств — участников ЕАБР прогнозируется в размере 2,9% в 2022 году после 4% в 2021 году. Экономический рост останется выше допандемийных темпов, которые составляли 2,3% в 2019 году.
Этому будут способствовать меры государств по поддержке инвестиций, реализация потенциала восстановления активности в сфере услуг, а также наращивание производства нефти. В России прогнозируем рост ВВП на 2,8% в 2022 году, в Казахстане — на 4,2%.
Высокие мировые цены на энергоресурсы и государственные программы развития поддержат экономическую активность в крупнейших экономиках региона. Сильные показатели роста ВВП в 2022 году прогнозируются в Армении и Кыргызстане — 4,8 и 4,5% соответственно.
Экономики этих стран завершат восстановление к допандемическим уровням. В Таджикистане ожидается выход к устойчивым темпам экономического роста — около 6–7% в год. В Беларуси в базовом сценарии ожидаем рост ВВП на 0,7% в 2022 году».
Прогноз основных макроэкономический показателей государств — участников ЕАБР на 2022 год
Источник: расчеты аналитиков ЕАБР
Аналитики ЕАБР прогнозируют приближение инфляции в государствах — участниках Банка к целевым уровням к концу 2022 году, но отмечают, что на нейтрализацию инфляционных факторов потребуется время.
В базовом сценарии прогнозируется замедление инфляции в регионе операций Банка до 5,3% в 2022 году с 8,2% в 2021 году.
В Армении инфляция ожидается в размере 5% на конец 2022 года после 8% в 2021 году, в Беларуси — 7,4% после 10%, в Казахстане — 6% после 8,4%, в Кыргызстане — 7,0% после 9,8%, в России — 4,9% после 7,9%, в Таджикистане — 6,3% после 8,3%.
Аналитики ЕАБР считают, что денежно-кредитные условия в государствах — участниках Банка будут оказывать дезинфляционное влияние в 2022 году. В условиях высокой инфляции ключевые ставки в государствах — участниках ЕАБР могут быть увеличены до конца 2021 году.
В России ключевая ставка ожидается в диапазоне 8–8,5% на конец текущего года, в Казахстане — 9,75–10%. Длительный период повышенной инфляции, скорее всего, потребует продолжительного нахождения ключевых процентных ставок на уровнях выше их нейтральных значений.
Аналитики Банка видят возможным начало цикла снижения ставок в России и Казахстане в 2022 году по мере замедления инфляционных процессов. Ключевая ставка в России может быть понижена до около 7% к концу 2022 года, базовая ставка в Казахстане — до 9,5–9,75%.
Движение к нейтральному уровню, вероятнее всего, завершится в течение 2023 года.
Главный экономист ЕАБР и ЕФСР Евгений Винокуров выделил инфляцию активов в качестве мощного тренда, ставшего следствием пандемии и реакции на нее экономических властей:
«Кризис, вызванный COVID-19, ускорил трансформацию мировой экономики. Он кристаллизовал и резко усилил несколько мегатрендов, которые родились до него, но были еще не так заметны. Среди них цифровизация, переход к зеленой экономике, нарастание цифрового и социального неравенства.
Пожалуй, единственным мощным трендом, который действительно стал следствием пандемии и реакции на нее экономических властей, является глобальная инфляция активов.
Первопричиной стремительного взлета цен на активы по всему миру стали масштабные бюджетные и монетарные вливания в развитых странах, которые привели к быстрому восстановлению спроса, опережающему возможности предложения. Поставки товаров удлинились, а их стоимость возросла.
Мы по-прежнему считаем, что транспортно-логистические затруднения и всплеск цен на сырье — по своей сути временные явления, а не структурные изменения. Мировая экономика проявит силу и гибкость — и нейтрализует эти проблемы.
Однако скрытая сила „ковидных повреждений“ в мировой экономике, а также сильнейшее влияние монетарной политики таковы, что нейтрализация инфляционного воздействия этих факторов может занять больше времени, чем ожидалось. Вполне реалистично предположение, что инфляция в развитых странах будет устойчиво выше значений 2010-х годов. Не 0–2%, к которым рынок уже привык, а, возможно, 2–4%.
В наших прогнозах еще с конца предыдущего года мы закладывали благоприятную конъюнктуру на сырьевых рынках в 2021 году. Возможно, ценовая конъюнктура будет хорошей в течение ближайших лет.
Для региона операций ЕАБР как нетто-экспортера сырьевых товаров складывающая ситуация несет очевидные выгоды: увеличиваются экспортные доходы, повышаются доходы бюджета, растет привлекательность национальных валют. Это может стать хорошим подспорьем для набирающего обороты нового инвестиционного цикла.
Вместе с тем необходимо продолжать следить за раскручиванием инфляционной спирали. Угроза сохранения глобальной инфляции на повышенных уровнях несет существенные риски для макроэкономического прогноза государств — участников Банка».
Прогноз ЕАБР. Основные макроэкономические показатели государств — участников Банка (базовый сценарий)
Государство | ВВП | Инфляция (на конец года) | Курс к долл. (в среднем за год) | Ставка МБК (в среднем за год) | ||||
2021 | 2022 | 2021 | 2022 | 2021 | 2022 | 2021 | 2022 | |
Государства — участники ЕАБР | 4,0 | 2,9 | 8,2 | 5,3 | – | – | – | – |
Армения | 4,5 | 4,8 | 8,0 | 5,0 | 505 | 466 | 6,3 | 6,7 |
Беларусь | 2,1 | 0,7 | 10,0 | 7,4 | 2,53 | 2,65 | 8,7 | 9,8 |
Казахстан | 3,8 | 4,2 | 8,4 | 6,0 | 425 | 434 | 8,7 | 9,3 |
Кыргызстан | 3,7 | 4,5 | 9,8 | 7,0 | 84,6 | 85,1 | 5,7 | 8,4 |
Россия | 4,1 | 2,8 | 7,9 | 4,9 | 73,4 | 72,0 | 5,7 | 7,7 |
Таджикистан | 7,9 | 6,2 | 8,3 | 6,3 | 11,3 | 11,2 | 12,2 | 12,6 |
Примечание: ВВП, инфляция — % год к году; курс к долл. — единиц национальной валюты за 1 долл.; ставка МБК — % (для Беларуси и Таджикистана — ставка рефинансирования).
- Источник: расчеты аналитиков ЕАБР
- Подробнее с содержанием Макроэкономического прогноза можно ознакомиться на сайте Банка.
- Другие аналитические публикации ЕАБР и ЕФСР доступны в разделе «Аналитика» на сайте Банка, а также в разделе «Публикации» на сайте Фонда.
- Справка:
Евразийский банк развития (ЕАБР) — международная финансовая организация, осуществляющая инвестиционную деятельность на евразийском пространстве. Уже 15 лет ЕАБР содействует укреплению и расширению экономических связей и всестороннему развитию стран-участниц: Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана.
Уставный капитал ЕАБР составляет 7 млрд долларов США. Основную долю в портфеле ЕАБР занимают проекты с интеграционным эффектом в сферах транспортной инфраструктуры, цифровых систем, зеленой энергетики, сельского хозяйства, промышленности и машиностроения.
В своей деятельности Банк руководствуется Целями в области устойчивого развития ООН и принципами ESG.
Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР) в размере 8,513 млрд долларов США учрежден 9 июня 2009 года правительствами тех же 6 стран.
Целями ЕФСР является содействие государствам-участникам в преодолении последствий глобального финансового кризиса, в обеспечении их экономической и финансовой стабильности и поддержке интеграционных процессов в регионе.
Государства — участники ЕФСР наделили ЕАБР функциями Управляющего средствами Фонда и подписали с Банком Соглашение об управлении средствами ЕФСР.
- Контакты пресс-центра ЕАБР:
- Сапаргалиева Азима, +7 (777) 750 00 08 (Алматы)
- Горбачёв Сергей, +7 (916) 727 22 00 (Москва)
- pressa@eabr.org
www.eabr.org
Долговая петля затягивается: 2022 год готов принести череду государственных дефолтов
21 января 202217:44
Список жертв глобального кризиса суверенных долгов, который лишь усугубился во время пандемии коронавируса, вскоре может значительно расшириться — ряд беднейших стран Азии, Африки и Латинской Америки в прошлом году вплотную подошли к дефолту.
Злоключения тех государств, которым уже пришлось пережить банкротство в последние несколько лет, не предвещают новым кандидатам ничего хорошего — реструктуризация долгов потребует много времени и усилий.
Особую роль в урегулировании долговых трудностей развивающихся стран будет играть позиция Китая, который является их крупнейшим кредитором.
Проблеме усугубляющегося долгового бремени государств посвящена специальная часть опубликованного на днях доклада Всемирного банка о перспективах глобальной экономики после пандемии.
Еще в 2020 году совокупный мировой долг, отмечают его авторы, достиг 263% ВВП, что является самым высоким показателем за последние полвека, а в экономиках с формирующимися рынками государственный долг увеличился на 9%, до 63% ВВП, показав самый быстрый рост за три десятилетия.
Эта динамика, предупреждает Всемирный банк, вызывает особое беспокойство. Раньше относительно безопасным порогом для развивающихся стран считалось отношение долга к ВВП порядка 40%, но этот лимит уже можно считать достоянием истории.
Более половины стран с низким уровнем доходов сейчас оказались перед высоким риском долгового кризиса, а некоторые уже объявили дефолт или ведут переговоры о реструктуризации своих обязательств. Количество банкротов могло бы быть существенно больше без введенных МВФ в начале пандемии послаблений по выплате долгов для 25 беднейших стран.
В самом конце прошлого года была одобрена пятая стадия этой программы — она же заключительная: срок моратория МВФ истекает 13 апреля.
Теперь же международные финансовые институты рассчитывают на добрую волю отдельных стран, прежде всего Китая, и крупных частных кредиторов, призывая их в полной мере участвовать в усилиях по облегчению долгового бремени развивающегося мира.
В этом году беднейшим странам предстоит выплата по долгам в размере $ 35 млрд, причем более 40% этой суммы приходится на Китай с его мегапроектами в рамках инициативы «Один пояс — один путь». «Риски беспорядочного дефолта растут. Серьезное облегчение долгового бремени крайне необходимо для более бедных стран.
Если мы будем ждать слишком долго, станет слишком поздно», — предупредил глава Всемирного банка Дэвид Малпасс в ходе презентации доклада своей организации о перспективах 2022 года.
Кроме того, он отметил, что ужесточение денежно-кредитной политики в странах с развитой экономикой чревато волновыми эффектами для менее успешных стран. Именно по этой схеме развивался печально известный долговой кризис 1980-х годов.
После того как тогдашний председатель ФРС Пол Волкер резко поднял ставки для того, чтобы справиться с инфляцией, ряд стран (самый показательный пример — Мексика), которые прежде успешно привлекали кредиты на развитие своих экономик, оказались на грани дефолта.
Сейчас от руководства ФРС ждут аналогичных решений, поскольку инфляция в США вернулась к тем показателям, которые четыре десятилетия назад заставили Волкера ужесточать денежно-кредитную политику.
Наиболее вероятным претендентом на объявление дефолта в ближайшие месяцы является Шри-Ланка, столкнувшаяся в последние пару лет с чередой экономических бедствий.
Сначала крах мирового рынка туризма в 2020 году лишил ее одного из важнейших источников поступлений валюты, а прошлогодний энергетический кризис привел к истощению резервов, которые обделенной энергоносителями стране пришлось тратить на импорт, причем не только горючего, но и продовольствия. О масштабе проблем свидетельствует такой курьезный факт: в конце прошлого года власти Шри-Ланки предложили Ирану рассчитаться по накопившимся долгам за поставки нефти единственным сохраняющим ликвидность продуктом острова — чаем. Тем временем инфляция в стране достигла десятилетнего максимума, а в бюджет пришлось закладывать впечатляющий дефицит порядка 9% от ВВП.
Однако недавние катаклизмы в глобальной экономике были лишь непосредственным стимулом для проблем, а первопричиной оказалась привычка жить в долг.
Примерно за полтора десятилетия Шри-Ланка назанимала у иностранных кредиторов почти $ 12 млрд только в суверенных облигациях, а также у страны есть крупные обязательства перед Азиатским банком развития ($ 4,5 млрд), Японией и Китаем (по $ 3,5 млрд).
Поэтому перспективы выплат $ 4,5 млрд в 2022 году оцениваются как крайне сомнительные, несмотря на заверения правительства и Центробанка острова, что оно не отказывается от своих обязательств и пока не намерено обращаться за помощью в МВФ.
В конце прошлого года агентства Moody’s, Fitch и Standard & Poor’s понизили рейтинг Шри-Ланки из-за опасений по поводу дефолта, и властям пришлось обращаться к Китаю с просьбой о реструктуризации выплат.
Этот призыв нашел понимание — все же китайцы в последние годы профинансировали на Цейлоне ряд проектов наподобие строительства дорог, портовых терминалов и т. д., а кроме того, Китай обеспечивал основной поток туристов на Цейлон.
Благодаря валютному свопу в юанях на $ 1,5 млрд в конце прошлого года резервы Шри-Ланки удалось увеличить до уровня, позволившего сделать первую из намеченных выплат кредиторам, но дефолтных рисков это не снимает.
Несколько дней назад президент Шри-Ланки Готабая Раджапакса в ходе встречи с министром иностранных дел Китая Ван И в столице страны Коломбо попросил о помощи в реструктуризации выплат по долгам, поскольку финансовый кризис усугубляется.
В Африке высока вероятность государственного банкротства Ганы — в недавнем прошлом не самой несчастной по меркам Черного континента страны, обладающей хорошими запасами полезных ископаемых от золота до нефти.
Однако, по данным индекса Bloomberg, ее внешний долг в размере $ 27 млрд имел в начале года худшие позиции среди стран с развивающимися рынками.
В прошлом году дефицит бюджета Ганы превышал 12% ВВП, и, хотя в этом году правительство планировало сократить его до чуть более 7%, это не приведет к существенному облегчению финансовых проблем, учитывая большие предстоящие выплаты по уже накопленному долгу.
За последние десять лет отношение долга Ганы к ее ВВП почти удвоилось, достигнув почти 78%, и если до недавнего времени быстрый рост экономики позволял делать новые заимствования, то теперь инвесторы опасаются, что ужесточение денежно-кредитной политики США закроет для Ганы доступ к международным кредитам. Этот риск несколько дней назад отметило агентство Fitch, снизив рейтинг страны до уровня В- с негативным прогнозом, — это означает, что очередной поход на рынок еврооблигаций для Ганы, скорее всего, будет закрыт.
На этот инструмент некогда активно полагалась и такая африканская страна, как Замбия, которая объявила дефолт в 2020 году.
За экономическим кризисом там последовал политический: в августе прошлого года президент Замбии Эдгар Лунгу не смог переизбраться на второй срок, уступив оппозиционному политику Хакаинде Хичилеме, который до этого участвовал в президентских выборах пять раз.
Смена власти ускорила разбор полетов в долговой сфере: новое правительство объявило, что в действительности объем долгов страны существенно выше, чем заявлялось официально. Например, фактический долг перед китайскими кредиторами оказался порядка $ 6 млрд — примерно вдвое больше того, который признавался при прежнем режиме.
При этом выяснилось, что миллиарды заемных долларов были украдены с помощью коррупционных схем завышения цен на все что угодно — от дорожных работ до закупки канцтоваров.
В прошлом году Замбия, наряду с еще двумя африканскими странами, Чадом и Эфиопией, обратилась в МВФ с просьбой о реструктуризации долга, но недавно фонд сообщил, что во всех трех случаях возникли серьезные задержки.
В целом случай Замбии хорошо демонстрирует весь набор последствий, с которыми придется иметь дело обремененным долгами странам в случае дефолта.
Как сообщил недавно Дэвид Малпасс, инвесторы проявляют большой интерес к таким странам, как Замбия, Чад и Шри-Ланка, но лишь в случае реструктуризации кредитов.
Та же Замбия без урегулирования проблемных долгов не сможет привлечь новые капиталовложения в главную экспортную отрасль своей экономики — добычу меди, которая в прошлом году резко выросла в цене из-за потребностей энергетического перехода.
В Латинской Америке, имеющей богатую традицию государственных банкротств, наибольшие проблемы с долгами сейчас испытывают Гондурас и Сальвадор. Последняя страна в прошлом году попыталась решить финансовые проблемы, объявив себя первым в мире государством, признавшим в качестве легального платежного средства биткоин.
За этим последовала еще одна экстравагантная инициатива сальвадорского президента Найиба Букеле — получать энергию для майнинга криптовалют от местных вулканов.
Однако у международных аналитиков эти инновации не вызвали особого энтузиазма, особенно после того, как Букеле сообщил, что собирается закупить биткоины за государственные средства, фактически привязав бюджет к волатильному курсу криптовалюты.
В середине прошлого года агентство Moody’s присвоило Сальвадору преддефолтный рейтинг Саа1, а после недавнего очередного падения курса биткоина сообщило о повышении рисков. Но на эти сомнения в устойчивости сальвадорских финансов руководство страны ответило новыми нетривиальными замыслами.
В этом году Сальвадор собирается организовать первый выпуск биткоин-облигаций в эквиваленте $ 1 млрд.
Одна половина собранных средств будет использована для создания инфраструктуры анонсированного президентом Букеле проекта «Биткоин-сити», а на другую планируется купить биткоины, от которых Сальвадор надеется получить прибыль.
Тем временем печально известная своими регулярными дефолтами Аргентина уже больше года не может договориться с МВФ о реструктуризации долгов. Не успела страна оправиться от девятого в своей истории дефолта, случившегося в мае 2020 года, как перед ней замаячил еще один.
В этом году Аргентине предстоят выплаты МВФ порядка $ 19 млрд — такое наследие оставил стране ее бывший президент Маурисио Макри, который в 2018 году договорился с фондом о займе в $ 57 млрд. Новые же власти вступили с МВФ в затяжные дискуссии о денежно-кредитной политике.
На днях министр финансов Аргентины Мартин Гусман сообщил, что главным камнем преткновения в переговорах является вопрос о том, как и с какой скоростью Аргентина должна сокращать дефицит бюджета.
По мнению правительства страны, предложения фонда — сократить печатание денег для покрытия дефицита и поднять процентные ставки выше уровня инфляции — остановит восстановление экономики.
Впрочем, результаты действий аргентинских властей неизменно варьируются между просто плохими и очень плохими: если в 2019 году местный песо обвалился на 30%, то в прошлом году он потерял «всего» 18%, уступив звание худшей валюты мира турецкой лире.
Наконец, в упомянутом докладе Всемирного банка выделена большая группа арабских стран, где высокий уровень государственного долга создает угрозы для перспектив восстановления экономики — в этом списке оказались Бахрейн, Египет, Иордания, Ливан, Марокко, Оман и Тунис.
Недавний опыт дефолта среди этих государств уже имеет Ливан, который не смог расплатиться по еврооблигациям в марте 2020 года после того, как его общий внешний долг достиг $ 90 млрд, или более 150% ВВП.
Дальше проблемы посыпались на страну как из рога изобилия — от катастрофического взрыва в порту Бейрута позапрошлым летом до двукратной девальвации национальной валюты и жесточайшего энергетического кризиса, спровоцированного невозможностью дальнейших государственных субсидий для закупки горючего.
На протяжении последних месяцев Ливан живет в условиях постоянных отключений электричества, дефицита топлива и полной неопределенности перспектив — планы международной помощи ближневосточной стране пока дальше разговоров не продвинулись. Плачевная судьба Ливана также намекает на то, что рассчитывать будущим жертвам долгового кризиса предстоит только на собственные силы.