Рубрика Cтраны СНГ

Эпоха Советского Союза давно прошла, и далеко не все представители молодого поколения знают значение аббревиатуры СНГ.

Так вот, её можно расшифровать как Содружество Независимых Государств, представляющее собой международную организацию, которая создавалось в качестве регуляционного механизма плодотворного взаимодействия между республиками, входившими в Советский Союз.

Это не надгосударственное образование. Взаимодействие субъектов и его функционирование происходит на добровольной основе.

Рубрика Cтраны СНГ

Историческая справка о создании Содружества

Датой учреждения Содружества считается 8 декабря 1991 года. В это время руководителями трёх таких республик, как РСФСР, Беларусь и Украина, на встрече в Беловежской пуще были поставлены подписи под Соглашением о создании Содружества Независимых Государств. Большинство людей слышали о нём как о Беловежском соглашении.

Документом, включавшим 14 статей, не считая Преамбулы, констатировалось прекращение функционирования Советского Союза как игрока международных отношений.

Однако, принимая во внимание историческую общность и связь народов, двусторонние договоры, стремление к строительству государства на демократической основе, намерение продолжать развитие взаимоотношений, базируясь на взаимном признании и уважении суверенности государств, стороны согласились с учреждением СНГ.

Далее последовала встреча пяти глав центральноазиатских республик, бывших членами Советского Союза: Казахстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

Заседание прошло 13 декабря того же года в городе Ашхабад (Туркменистан), по его итогу было сделано Заявление.

В нём стороны пришли к согласию по вопросу вхождения в состав организации при условии предоставления и соблюдения равноправности субъектов бывшего СССР и признания всех стран, входящих в СНГ, как учредителей.

Заключительным этапом на пути образования СНГ стало скрепление подписями 21 декабря Алма-Атинской декларации и протокола к Соглашению о создании СНГ президентами 11 республик, прекратившего существовать СССР, не включая страны Прибалтики. В этом документе были изложены цели и принципы организации.

Последней страной, ратифицировавшей в апреле 1994 года Соглашение об образовании Содружества, была Молдавия, до этого момента выступающая в качестве ассоциированного члена.

Страны СНГ

В соответствии с Уставом СНГ государствами-учредителями организации считаются страны, скрепившие подписью и наделившие юридической силой Соглашение о создании СНГ и Протокол к нему на время утверждения Устава. Государствами-членами Содружества являются государства-учредители, возложившие на себя обязательства, значащиеся в Уставе, на протяжении одного года после его утверждения соответствующим органом.

Рубрика Cтраны СНГ

Стоит отметить, что согласно Уставу предусмотрены две категории: ассоциированные члены, которые могут принимать участие в обозначенных направлениях деятельности, и наблюдатели, имеющие возможность посещать заседания органов Содружества.

Перечень государств-участников

2009 год ознаменовался выходом Грузии из Содружества из-за вооружённого столкновения в Южной Осетии, а в 2014 год и Украина заявила о намерении выйти. Однако есть государства, выразившие желание присоединиться к Содружеству, при этом не являясь республиками бывшего СССР: Монголия и Афганистан.

Итак, учитывая назревающий вопрос о том, какие страны входят в СНГ в 2017 году, констатируется, что юридически в состав СНГ включены 9 государств. А две таких страны, как Туркменистан и Украина, являются ассоциированными членами и ещё две — Монголия и Афганистан, имеют статус наблюдателей.

За исключением этих четырёх государств, не входящих в состав стран СНГ, список полноправных членов представлен ниже:

  1. Азербайджан.
  2. Армения.
  3. Беларусь.
  4. Казахстан.
  5. Кыргызстан.
  6. Молдова.
  7. Россия.
  8. Таджикистан.
  9. Узбекистан.

Рубрика Cтраны СНГ

Территории, обладающие специальным статусом

  1. Приднестровская Молдавская Республика — постоянно.
  2. Республика Абхазия — с 1992.
  3. Республика Южная Осетия — с 1992.
  4. Чеченская республика — до 2000.

Цели организации

Среди целей Содружества стоит выделить следующие:

  • взаимодействие в таких областях, как политическая, экономическая, экологическая, гуманитарная, культурная и прочие;
  • всецелое развитие стран-участниц в пределах общего экономического пространства, плодотворного взаимодействия между государствами и интеграционного процесса;
  • соблюдение прав и свобод человека;
  • кооперация в поддержании мира и безопасности на международном уровне, достижении повсеместного разоружения всеми игроками международных отношений;
  • взаимопомощь в правовой области;
  • мирное урегулирование спорных и конфликтных ситуаций между странами-участниками организации.

Роль Российской Федерации в организации

Россия представляет собой одно из государств-учредителей Содружества и тесно сотрудничает с другими субъектами с начала его деятельности. В системе «Россия — СНГ» существует ряд направлений, по которым осуществляется сотрудничество:

  • промышленность и торговля;
  • сельское хозяйство;
  • сектор строительства;
  • транспортная система транспорта и коммуникаций;
  • научная и образовательная системы;
  • финансовый сектор;
  • военно-оборонительный комплекс;
  • вопросы безопасности и противодействия терроризму.

Рубрика Cтраны СНГ

В рамках СНГ Российской Федерацией введён упрощённый въездной режим в отношении граждан всех стран-участниц.

Если говорить об экономической стороне, то торговый оборот России с субъектами Содружества варьируется в пределах 50 млрд долларов в год.

А также между странами, вовлечёнными в функционирование организации, сохраняются тесные культурные связи, что обусловлено общей многолетней историей.

Критический взгляд на роль СНГ сегодня

Проанализировав новейшую историю субъектов СНГ, нельзя не отметить существование большого количества конфликтов разного уровня, среди которых имеются даже военные столкновения как между разными государствами, так и внутри одного. На настоящий момент продолжают существовать проблемы демонстрации национальной нетерпимости, нелегальной иммиграции.

А также систематически возникают конфликтные ситуации в экономической сфере между Россией, с одной стороны, Украиной и Беларусью — с другой.

Основной проблемой, возникающей постоянно, является тарифный вопрос относительно сырья.

Множество раз на Россию как на самый крупный субъект СНГ, имеющи1 наиболее значимые экономические и военные возможности, осуществлялись нападки по поводу нарушений основополагающего соглашения с российской стороны.

Итак, СНГ представляет собой международную организацию регионального значения. Членами СНГ являются страны, которые до распада СССР входили в его состав. Изначально, эта организация была учреждена как механизм «цивилизованного развода», но и на данный момент её путь превращения в инструмент эффективного сотрудничества ещё не завершился.

Какие государства входят в состав СНГ?

Страны которые хоят Вступить в СНГ (или хотели):-Чеченская республика (Чеченская республика хотела вступить в состав СНГ, но на данный момент Чеченская республика входит в состав России)-Приднестровье-Татарстан-Республика Абхазия-Южная осетия-НКР (Нагорно-Карабах)-ДНР

-ЛНР.

Через пару неделек собираюсь уходить в отпуск и не знаю, куда поехать отдохнуть. Знакомый посоветовал отправиться с ним в туристическую поездку по странам СНГ. Тем более, что это обойдётся мне недорого. И, прежде чем поехать, я поискал в интернете информацию о том, какие государства входят в состав СНГ.

Страны, входящие в Содружество Независимых Государств

По Уставу Содружества, членами организации являются страны, которые приняли и ратифицировали Устав СНГ.

Государства, входящие в состав СНГ на сегодняшний день:

  1. Российская Федерация;
  2. Азербайджан;
  3. Армения;
  4. Белоруссия;
  5. Казахстан;
  6. Киргизия;
  7. Молдавия;
  8. Таджикистан;
  9. Узбекистан;
  10. Туркмения.

Для чего существует СНГ

Содружество имеет множество различных целей, но основная его задача — это образование безопасного региона, укрепление мира, сотрудничество во многих областях человеческой деятельности между странами.

Ряд уважаемых политологов высказывает мнение, что Содружество является возможностью России укрепить и продвинуть свои политические, экономические и другие интересы в регионе, а также иметь позицию лидера по отношению ко всем другим странам в этом же регионе.

Содружество в современных реалиях

В настоящем времени государства-члены СНГ находятся в числе развитых демократических республик мира с хорошей инфраструктурой, крупными банковскими системами, мощной сферой обслуживания.

Если вы захотите поехать в отпуск в одну из стран СНГ, то я уверяю вас — сожалений после поездки не возникнет. Одна лишь Армения и её замечательные горные пейзажи стоят того, чтобы вы посетили эту страну.

Я думаю, что провести отпуск или хотя бы пару выходных дней в одной из стран-участниц СНГ, будет отличным решением для тех, кто хочет насладиться красотами окружающего мира, приятно отдохнуть и при этом не потратить большие деньги.

Да и, к тому же, риск попасть в неприятные ситуации, находясь в другой стране СНГ, будет минимален, чем случись что-то похожее где-нибудь в Европе или в другой части света. Они, всё же, нам более роднее, чем все другие страны.

Несмотря на все последние политические события в мире и, в особенности, в наших краях, мне все равно привычно считать большинство соседних стран участниками СНГ. Поэтому особенно хочется рассказать о странах в СНГ и об образовании этого содружества.

Рубрика Cтраны СНГ

История образования Содружества Независимых Государств

К концу восьмидесятых годов прошлого века начинались государственные демократические перевороты в СССР, после чего республики из состава союза реально могли получить и реализовать возможность на самоопределение.

Таким образом, в 1991 году (8 декабря) было подписано соглашение, которое подтвердило прекращение действия СССР, провозглашающее о том, что образовывается новое объединение независимых стран.

Договор был подписан между лидерами:

  • Украины;
  • Белоруссии;
  • России.

Со временем еще восемь бывших членов Советского Союза примкнули к этому содружеству.

Рубрика Cтраны СНГ

Что из себя представляет СНГ

Это считается особый мировой регион, образование которого датируется окончанием 90-х годов на месте распада союза. Располагается на большой территории Европы (восток) и Азии (север).

Омывается водами океанов с восточной стороны (Тихий), Северным Ледовитым на севере России и Атлантическим. Вся численность населения в содружестве — примерно 280 миллионов человек. Все страны имели одну форму правления — республиканскую. На данный момент есть некие изменения у Молдовы.

По развитию в социальном и экономическом характере страны относятся к среднеразвитым евразийским странам.

Рубрика Cтраны СНГ

Страны-участники содружества

СНГ характеризуется независимыми государствами, численность которых составляет девять (постоянные): Россия, Молдова, Армения, Белоруссия, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Казахстан.

Исключение: Туркменистан, который ассоциированный участник и задействован в организации и в руководящих органах, но с правом голоса для совещаний.

По многим вопросам сохраняет свою особую позицию, участвует лишь в определенных мероприятиях.

Теперь вы знаете, какие страны входят в СНГ.

Помню, как в школе проходили историю. У нас была учительница, которая с любовью относилась к своему предмету. Всё, о чём она рассказывала нам, легко запоминалось. Я до сих пор помню всё о СССР и странах СНГ.

Участники Содружества

Совсем недавно я перебирала старые фотографии – решила провести ревизию. На карте я отмечаю ту или иную страну, где уже побывала, и вот что обнаружила… Ранее в Содружество входило 12 государств, я побывала в 9 из них (2 государства вышли из состава СНГ):

  • Россия;
  • Белоруссия;
  • Украина (вышла из состава в 2014 г.);
  • Таджикистан;
  • Узбекистан;
  • Азербайджан;
  • Армения;
  • Казахстан;
  • Грузия (вышла из состава в 2009 г.).

Это независимые государства, входящие в состав СНГ (на 2008 г.) – прекрасные места со своими красотами и традициями. К сожалению, по внутре- и внешнеполитическим причинам Украина и Грузия покинули Содружество. Жаль, конечно, – эти страны оставили в душе тёплые и приятные воспоминания.

Для тех, кто не знает, СНГ – это Содружество Независимых Государств. В него входят государства, которые были в составе СССР. Оно было основано лидерами Белоруссии, Украины и РСФСР 8 декабря 1991г. в Беловежской пуще.

Читайте также:  Зарплата помощника судьи в 2022 году

Уникальные культуры

На полке осталось грузинское вино и фото красот украинской архитектуры, так схожей с российской.

Добродушные народы каждой страны гостеприимно принимали нас по всем традициям каждого из народов. Не могу не упомянуть национальные кухни. От одних воспоминаний текут слюнки. Никак не могу забыть узбекский плов и армянскую выпечку!

Снг в наше время

В настоящий момент в состав Содружества входят 10 стран:

  • Россия;
  • Белоруссия;
  • Таджикистан;
  • Узбекистан;
  • Азербайджан;
  • Армения;
  • Казахстан;
  • Киргизия;
  • Туркмения (ассоциированный представитель);
  • Молдавия.

Помимо этих государств, числятся две страны, являющиеся наблюдателями: Афганистан и Монголия. На моей карте остались ещё 3 страны, которые мне предстоит изучить. Надеюсь, флажки на столицах этих стран быстро окажутся на бумаге.

Есть у меня с детства одна интересная особенность — я безумно люблю путешествовать. От одной мысли о том, что в ближайшее время предстоит собирать чемодан и отправляться в путь, настроение поднимается на всю неделю.

И вот совсем недавно одна из моих подруг справедливо заметила, что все мои приключения происходят по странам дальнего зарубежья, и это действительно так.

Задумавшись над этим, я задала себе вопрос, куда можно поехать не далеко от России, и какие государства входят в состав СНГ?

Список стран в составе СНГ

Как вы должны были понять из написанного мною выше — я задалась целью найти интересные места для дальнейших путешествий.

При этом заинтересовавшись данным вопросом, я решила копнуть глубже и узнать больше о самой организации, название которой Содружество Независимых Государств. Является она международной региональной.

В рамках этой ассоциации происходит сотрудничество стран и регулируются их отношения. В нынешний момент в её состав входят целых 10 государств, ранее входивших в состав СССР. Вот полный их список:

  • Туркменистан (на особых условиях).

Выше вы видите список стран, в данный момент входящих в состав СНГ. Тем не менее, есть еще несколько стран, так или иначе тесно связанных с ней.

Другие страны, связанные с СНГ

Вот еще некоторые страны, которые ранее входили в состав СССР. Позднее они имели отношение и к организации, о которой я вам сегодня рассказываю. С 19 марта 2014 года согласно решению РНБО, Украина, ранее входящая в состав ассоциации, перестала являться её членом.

28 августа 2005 года Туркменистан объявил о своем участии в организации став, ассоциированным её членом. Грузия, которая раньше являлась членом СНГ, вышла из состава организации в 2008 году, 14 августа. В это время президентом Грузии был Михаил Саакашвили, тогда парламент принял решение о выходе страны из состава данной ассоциации.

На сегодняшний день в качестве стран наблюдателей числятся Монголия и Афганистан.

Я нередко вспоминаю времена, когда ещё существовал Советский Союз. Он объединял в себе великое множество республик, связанных одной идеей. Но после его распада 1991 года было создано СНГ. И именно о нём я хотел бы поговорить.

Какие же страны входят в СНГ

Прежде всего, «СНГ» означает Содружество Независимых Государств. Оная международная организация была создана ещё ранним декабрём 1991 года.

СНГ было образовано для регулирования отношений между государствами, которые раньше входили в состав Советского Союза.

СНГ — это не надгосударственное образование, оно работает на добровольной основе.

Согласно последнему Уставу СНГ, к числу государств-учредителей относят те страны, которые на момент одобрения Устава подписали соглашение о формировании самого СНГ. Итак, к числу таких стран относят:

К бывшим членам СНГ относят Грузию. Как видно из списка, на данный момент в состав входят ровно 11 стран.

Цели государств, входящих в СНГ

Как уже отмечалось, в СНГ равны и суверенны все его участники. Указанное содружество никогда не являлось отдельным государством. К тому же, оно не имеет никаких наднациональных полномочий и единой валюты. А к главным целям СНГ относят:

  • совместную работу в политической, культурной, экономической, гуманитарной и других областях;
  • соблюдение и обеспечение прав и свобод каждого человека;
  • обоюдную правовую помощь;
  • развитие всех государств-участников в пределах современного экономического пространства;
  • обеспечение международного мира, полного и общего разоружения;
  • дипломатическое разрешение любых конфликтов между странами-участниками СНГ.

В дополнение ко всех этим целям, страны СНГ занимаютсяохраной окружающей природной среды, противостоянием организованной преступности, сотрудничеством в транспортных и оборонных областях и так далее.

А высшим органом, в котором представлены все страны-участники и где решаются наиболее важные вопросы по работе Содружества, служит Совет глав государств СНГ. Там также вносятся изменения в Устав и в структуру органов самого СНГ.

СНГ— Содружество Независимых Государств, которое имеет международный статус. Основано в 1991 году. На данный момент (2017 год) в состав СНГ входят девять государств:

Грузия входила в состав Содружества до 2008 года, Украина участвовала в создании СНГ, однако членом Содружества не является. Туркмения состоит в Содружестве Независимых Государств на правах ассоциированного представителя.

Какие страны входят в СНГ

14 April 2014

Автор КакПросто!

Созданное 8 декабря 1991 года Содружество Независимых Государств, или СНГ, согласно собственному уставу, представляет собой региональную международную организацию. В рамках этой дружественной ассоциации регулируются отношения и происходит сотрудничество государств, являвшихся частью СССР.

Содержание статьи

Рубрика Cтраны СНГ Согласно информации из действующего устава организации, ее членами являются страны-учредители, которые подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к нему (21 декабря того же года) к моменту подписания устава. А действующими членами организации называются те страны, которые в дальнейшем приняли на себя обязательства, прописанные в этом уставе.Каждое новое членство в СНГ должно получить одобрение всех остальных государств, уже являющихся частью организации.В настоящее время членами Содружества являются 10 государств:- Азербайджан;- Армения;- Белоруссия;- Казахстан;- Молдавия;- Россия;- Таджикистан;- Туркменистан (но в особом статусе);

— Узбекистан.

Другие государства, ранее входившие в состав СССР, имеют следующие отношения с Содружеством:- на саммите 26 августа 2005 года Туркменистан заявил о своем участии в СНГ в качестве ассоциированного члена;- Украина с 19 марта 2014 года, по решению РНБО, больше не является членом Содружества;- Грузия, ранее бывшая членом СНГ, вышла из организации 14 августа 2008 года, тогда (во времена президента Михаила Саакашвили) грузинский парламент единогласно принял решение о выходе из Содружества;- Монголия в настоящее время участвует в СНГ в качестве независимого наблюдателя.Афганистан, никогда не являвшийся частью СССР, в 2008 году заявил о своем желании вступить в СНГ и в настоящее время числится в Содружестве в качестве наблюдателя.Самым важным принципом организации Содружества является то, что все его страны-члены являются полностью самостоятельными и независимыми. СНГ не представляет собой отдельное государства и не владеет наднациональными полномочиями.К организационным целям СНГ относятся:

— более плотное сотрудничество государств в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и прочих областях;

— обеспечение гарантированных прав и свобод людей, живущих в СНГ;- сотрудничество в области мира и безопасности на планете, а также достижение всеобщего полного разоружения;- оказание правовой помощи;- разрешение споров на мирной основе.

Высшим органом, регулирующим деятельность СНГ, является Совет глав государств, в котором у каждой страны-участника есть свой представитель. Его заседание проходит два раза в год, при этом члены Совета координируют будущее сотрудничество и деятельность.

Содружество Независимых: кто, когда и для чего создал СНГ

Рубрика Cтраны СНГ

2016-й год стал юбилейным для Содружества Независимых Государств (СНГ). К 25-летию объединения ТАСС собрал основные факты об организации, которая не является ни государством, ни надгосударственным образованием.

8 декабря 1991 года президент РСФСР Борис Ельцин, председатель Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич и президент Украины Леонид Кравчук в резиденции в Вискулях (Беловежская пуща, Белоруссия) констатировали распад СССР и подписали Соглашение о создании СНГ. В преамбуле документа подчеркивалось, что с этого момента СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекратил свое существование.

13 декабря о своем желании присоединиться к СНГ заявили лидеры других республик бывшего Союза.

21 декабря 1991 года в Алма-Ате на встрече глав Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины была принята Алма-Атинская декларация и Протокол к Соглашению о создании СНГ.

Алма-Атинская встреча завершила процесс преобразования бывших республик СССР в суверенные государства. В Декларации подтверждалось взаимное признание суверенитета и нерушимости границ, подчеркивалось, что взаимодействие участников СНГ будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты.

Подробнее о событиях 1991-го года читайте в спецпроекте ТАСС «Формула распада», а также в материалах, посвященных Борису Ельцину и Михаилу Горбачеву.

Пройдите тест 10 вопросов о том, что ушло вместе с СССР.

СНГ – это региональная межгосударственная организация, объединяющая 11 стран постсоветского пространства

Украина (в статусе государства-участника — 1991)

Туркмения (в статусе ассоциированного члена — 2005)

Что значит «государство-член», «государство-участник» и «ассоциированный член»?

Государствами-членами Содружества, согласно Уставу, являются только государства-участники, присоединившиеся к Уставу СНГ в течение одного года после его принятия.

Устав Содружества был принят 22 января 1993 г., тогда же его подписали Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. В том же году к Уставу присоединились Азербайджан и Грузия, в 1994 г. — Молдавия.

Украина и Туркменистан не являются полноправными членами, поскольку не ратифицировали Устав СНГ.

С декабря 1991 г. Украина имеет статус государства-участника.

Туркменистан являлся государством-участником с декабря 1991 г. до августа 2005 г., с августа 2005 г. – ассоциированный член. Статус ассоциированного члена предоставляется государству, желающему участвовать лишь в отдельных видах деятельности организации.

Ни в одном документе СНГ не проводится различие между статусом членов и участников Содружества.

Какой орган является высшим в СНГ?

Совет глав государств, в котором представлены все 11 стран.

Для решения каких задач существует объединение?

сотрудничество в политической, экономической, социальной, культурной и иных областях

создание общего экономического пространства

обеспечение прав и свобод человека, мира и безопасности

борьба с организованной преступностью

сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ и т.д.

Где находится штаб-квартира Исполнительного комитета объединения?

Какой язык в СНГ является рабочим?

По какому принципу осуществляется председательство в организации?

Председательство в органах СНГ осуществляется поочередно каждым государством-участником Содружества в лице его представителя на основе принципа ротации, на срок не более одного года.

1 января 2016 г. председательство в СНГ перешло к Киргизии.

Россия будет председательствовать в 2017 г.

Как вступить в объединение и выйти из него?

Читайте также:  Мюнхен: лучшие советы туристам перед поездкой.

Устав Содружества предусматривает, что членом СНГ может стать любое государство, разделяющее цели и принципы организации и принимающее на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов.

Согласно статье 9 Устава, государство-член вправе выйти из Содружества. Для этого необходимо за 12 месяцев до предполагаемого выхода письменно известить о своем намерении депозитария Устава СНГ (Белоруссия). При этом все обязательства данного государства, возникшие в период его участия в организации, должны быть полностью им выполнены.

Какие страны и при каких обстоятельствах пользовались правом выхода из СНГ?

Правом выхода из СНГ воспользовалась лишь одна страна — Грузия.

Решение о выходе Грузии из Содружества было принято руководством этой страны после грузино-югоосетинского конфликта в августе 2008 г.

12 августа 2008 г. президент Грузии Михаил Саакашвили сделал заявление о выходе страны из СНГ.

14 августа парламент республики принял постановление о выходе Грузии из трех соглашений: Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 г., Устава СНГ от 22 января 1993 г. и Договора о создании Экономического союза СНГ от 24 сентября 1993 г.

18 августа МИД Грузии направил соответствующую ноту в Исполком СНГ. Решение вступило в силу спустя год.

С 18 августа 2009 г. Грузия не является государством — участником СНГ.

Какие страны и при каких обстоятельствах делали заявления о выходе из СНГ?

19 марта 2014 г. директор департамента информационной политики украинского МИД Евгений Перебейнос сообщил, что Украина приостанавливает председательство в СНГ. Кроме того, «Украина оставляет за собой право рассмотреть целесообразность дальнейшего участия в деятельности СНГ».

Решение украинской стороной принято после проведения 16 марта референдума о статусе Крыма и Севастополя и вхождении их в состав России.

В 2014 г. неоднократно появлялись сообщения о возможности выхода Украины из СНГ, однако официальную заявку страна не подавала.

Подробнее о событиях читайте в спецпроекте ТАСС «Украина: хроника евразийского раскола».

Развитие Содружества Независимых Государств на современном этапе

Определение 1

Содружество Независимых Государств (СНГ) – это межнациональная организация, государствами-участниками которой выступают 9 стран постсоветского пространства, преследующая цели их экономической, политической, культурной интеграции.

Возникновение СНГ было продиктовано той внутренней ситуацией в которой находились советские республики на момент распада СССР. Из всех республик только прибалтийские страны обладали достаточно сформированным национальным самосознанием для строительства независимой государственности, кроме того они четко ориентированы на интеграцию в западноевропейское сообщество.

В тоже время политические и национальные элиты остальных республик не были готовы к ведению политики управлению независимым государством в новых условиях, зачастую мотивы отделения были связаны больше с приобретением личных выгод в процессе приватизации бывшей союзной собственности, чем с осознанными стремлениями развития национальных государств.

Кроме того, все республики были частью единой экономической системы, единомоментный разрыв которой был невозможен, требовалась глубокая и продуманная перестройка национальных экономик, что требовало времени и понимания совершаемых действий.

А потому на начальном этапе становления независимых государств, для них жизненно-важным фактором была возможность новой интеграции, позволяющей обеспечить национальное развитие и стабильность.

В процессе становления и развития СНГ можно выделить три основных этапа:

  • 1991-1992 годы;
  • 1993-1996 годы;
  • 1996-1999 годы.

СНГ была создана 8 декабря 1991 года в результате Беловежских переговоров лидеров России, Украины и Белоруссии.

13 декабря в Ашхабаде состоялись переговоры лидеров среднеазиатских республик, которые также высказались за участие в СНГ при условии обеспечения равноправия всех его членов, а также предоставления всем бывшим советским республикам статуса стран-учредителей.

21 декабря была подписана Алма-Атинская декларация, в которой излагались основные цели, принципы и направления деятельности СНГ главами 11 стран – Армении, Белоруссии, России, Азербайджана, Казахстана, Молдавии, Украины, Киргизии, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана.

Позднее в 1993 году к СНГ присоединилась Грузия
, а в 1994 году членом Содружества стала Молдавия до того момента находившаяся в статусе ассоциированного члена.

Несмотря на декларируемые цели интеграции, развития сотрудничества, в практических представлениях глав независимых государств понятие интеграции противопоставлялось независимости, а их политика была в большей степени направлена на выстраивание экономических и политических связей с иными странами и блоками вне СНГ. Ряд государств изначально заняли позицию интеграции в Евросоюз и НАТО
, что также не способствовало реализации интеграционных целей СНГ.

Вместе с тем практические трудности заставили страны-участницы расширить экономическое взаимодействие в рамках СНГ, к концу 1992 года было подписано более 200 договоров в рамках Содружества. Большую роль на процессы в СНГ оказывала Россия, которая продолжала выполнять роль поставщика дешевого сырья и энергоресурсов для стран-участников, а также оказывала финансовую поддержку.

Второй этап связан с кризисом СНГ, что ознаменовалось созданием различных региональных объединений (например, Евразийское содружество), а также дооформлением СНГ как международной организации, созданием международных органов, таких как Межпарламентская ассамблея государств (МАГ), и противоречиями в отношениях между Россией и другими членами. С одной стороны, многие члены критиковали Россию за попытку воссоздания «империи» в рамках СНГ, с другой – требовали значительных экономических уступок, льгот и помощи. В тоже время Россия, переориентировавшаяся на рыночную систему экономики, предпринимала меры для защиты собственных экономических интересов.

Третий этап связан с активной деятельностью Межпарламентской ассамблеи в области разработки стандартов модульного законотворчества и усилением политической интеграции стран-участниц СНГ, сближением законодательных систем.

Оценки деятельности СНГ

Эксперты дают различные оценки деятельности СНГ, подчеркиваются как позитивные, так и негативные моменты. Один из главных пунктов критики связан с сугубо декларативным, формальным характером целей СНГ – всесторонней интеграции ее стран-участниц.

С данной точки зрения деятельность Содружества оказалась провальной, ряд стран (Грузия, Украина) покинули СНГ, между остальными периодически сохраняются возникают конфликты по экономическим и политическим вопросам.

Остаются нерешенными многие военные конфликты, связанные со стремлением к обособлению непризнанных республик, таких как Приднестровье, Абхазия, Нагорный Карабах и т.д.

У СНГ нет действенных международных органов, которые могли бы осуществлять реальную деятельность в рамках проблемы интеграции, а все решения, принимаемые МАГ носят в лучшем случае совещательный характер.

Вместе с тем, В.В. Путин указывал, что главная цель СНГ состояла в цивилизованном разводе бывших советских республик, и данная цель была достигнута. Кроме того, были заключены соглашения в самых разных сферах сотрудничества между странами, которые позволили сохранить интеграционный потенциал региона.

Перспективы СНГ

В настоящее время СНГ чаще оценивается не как геополитическое, а скорее, как культурно-географическое пространство, обладающее собственной спецификой в силу общности условий исторического развития, так как страны СНГ имеют общую историю не только советского периода, но еще со времен Российской Империи.

Вместе с тем рассматривая перспективы традиционно выделяют три пути развития СНГ:

  • интеграцию;
  • создание региональных объединений;
  • создание системы двусторонних соглашений.

Первый путь является наименее вероятным в настоящее время. Возможности действительной интеграции стран-участниц Содружества оцениваются крайне пессимистично, что связано как с разницей в темпах развития самих стран, так и различием во внешнеполитических подходах и ориентациях.

Вместе с тем в рамках СНГ функционирует множество региональных международных организаций, таких как ЕАЭС, ОДКБ и т.д., которые нацелены решение более узких и конкретных задач в сравнении с Содружеством, но в тоже время показывают себя как более эффективные образования. Вполне возможно, что дальнейшая интеграция будет развиваться именно в рамках данных организаций.

Наконец некоторые страны-участницы СНГ (например, Туркменистан) придерживаются политики дистанцирования от общих интеграционных процессов и соглашений СНГ, но в тоже время активно развивают систему партнерства и двусторонних соглашений в рамках Содружества.

Содружество Независимых Государств (СНГ)

Содружество Независимых Государств (СНГ) возникло на постсоветском геополитическом пространстве после того, как попытки реформировать советскую федерацию потерпели неудачу.

С политической точки зрения создание и функционирование СНГ можно рассматривать, как минимум, в двух аспектах: с одной стороны, Содружество может стать принципиально новой формой интеграции бывших союзных республик, с другой — способом цивилизованного «развода», призванным смягчить последствия распада великой державы.

8 декабря 1991 года в Минске главами трех государств-учредителей СССР (Беларусью, Россией и Украиной) было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств.

В данном Соглашении было констатировано, что СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекратил свое существование.

Три государства, подтвердив свою приверженность целям и принципам ООН и Заключительного акта СБСЕ, заявили о создании СНГ и выразили стремление к тесному сотрудничеству в таких областях, как внешнеполитическая деятельность, экономика, транспорт и связь, охрана окружающей среды, миграционная политика и борьба с организованной преступностью. Статья 13 Соглашения предусматривала, что оно открыто для присоединения всех государств-членов бывшего Союза ССР и иных государств, разделяющих его цели и принципы.

Следует отметить, что Верховный Совет Украины при ратификации Соглашения (10 декабря 1991 года) ратифицировал его с двумя существенными оговорками, касающимися создания украинских вооруженных сил и самостоятельной экономической системы. В научной литературе высказывается точка зрения, согласно которой эти оговорки изменили изначальную сущность Соглашения и повлияли на правовую природу СНГ1.

21 декабря 1991 года в столице Казахстана Алма-Ате были приняты Протокол к указанному Соглашению и Алма-Атинская декларация. В соответствии с Протоколом, количество государств-учредителей СНГ выросло до 11, а Соглашение о создании Содружества должно было вступить в силу для каждого государства с момента его ратификации.

В Декларации было указано, что взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе. При этом само Содружество не является ни государством, ни надгосударственным образованием. Впоследствии эта же формулировка была воспроизведена в статье 1 Устава СНГ.

Подписавшие Декларацию государства подтвердили приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства, а также общеевропейского и евразийского рынков.

Государства-участники СНГ гарантировали в соответствии со своими конституционными процедурами выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего СССР.

Спустя год, 22 января 1993 года, семь государств (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан) приняли в Минске Устав Содружества Независимых Государств, который вступил в силу через год после подписания (для Республики Казахстан — 20 апреля 1994 года). В течение 1993 и 1994 годов к соответствующему соглашению присоединились Азербайджан, Грузия и Молдова.

  • В соответствии со статьей 2 Устава, целями Содружества являются:
  • 1)осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
  • 2)всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;
  • 3)обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ;
  • 4)сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижения всеобщего и полного разоружения;
  • 5)содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;
  • 6)взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;
  • 7)мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.
Читайте также:  Фото на электронную визу в индию: требования 2022 года

Устав СНГ содержит перечень из 13 принципов, на основе которых государства-члены должны строить свои отношения. Помимо принципов, сформулированных в Заключительном акте СБСЕ (см.

главу 4), в этот перечень входят принцип учета интересов друг друга и Содружества в целом и оказание помощи на основе взаимного согласия, принцип объединения усилий и оказания поддержки в целях создания мирных условий жизни народов и обеспечения прогресса, принцип духовного единения народов Содружества, а также принцип верховенства международного права в межгосударственных отношениях.

  1. К сферам совместной деятельности государств-членов, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты, статья 4 Устава относит:
  2. -обеспечение прав и основных свобод человека;
  3. -координацию внешнеполитической деятельности;
  4. -сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, таможенной политики;
  5. -сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;
  6. -охрану здоровья и окружающей среды;
  7. -вопросы социальной и миграционной политики;
  8. -борьбу с организованной преступностью;
  9. -сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.
  10. В соответствии с Уставом, данный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен по взаимному согласию государств-членов.
  11. Устав СНГ различает несколько категорий членов Содружества: государства-учредители (ратифицировавшие Соглашение и Протокол 1991 года), государства-члены (принявшие на себя уставные обязательства в течение одного года после принятия Устава или присоединившиеся к нему с согласия всех членов) и ассоциированные члены (желающие участвовать лишь в отдельных видах деятельности Содружества).

Прекращение членства в СНГ возможно путем добровольного выхода из Содружества (государство обязано письменно уведомить об этом депозитария за 12 месяцев до выхода).

На сегодняшний день о своем выходе из содружества заявило только одно государство — Республика Туркменистан, которая изначально не подписывала Устав.

Кроме того, Украина не ратифицировала Устав СНГ и формально не является членом Содружества.

Устав СНГ содержит положения о коллективной безопасности и военно-политическом сотрудничестве, предотвращении конфликтов и разрешении споров, а также о сотрудничестве в экономической, социальной и правовой областях (о конкретных формах такого сотрудничества — в соответствующих главах). Кроме того, в Уставе определяется статус основных руководящих органов Содружества.

Согласно статье 21 Устава, высшим органом СНГ является Совет глав государств, в котором на высшем уровне представлены все государства-члены. Совет глав государств обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств в сфере их общих интересов.

Заседания Совета собираются два раза в год, однако по инициативе любого из государств-членов могут созываться внеочередные заседания. Как правило, заседания Совета глав государств проводятся в Минске.

Председательствуют на них главы государств поочередно в порядке русского алфавита названий государств Содружества.

Как показывает практика, решения Совета глав государств являются важным источником права Содружества.

Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. Совет глав правительств собирается на свои заседания четыре раза в год. Внеочередные заседания могут созываться по инициативе правительства одного из государств-членов.

Согласно статье 23 Устава, решения Совета глав государств и Совета глав правительств принимаются консенсусом.

Вместе с тем, любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе. В таких случаях решение может приниматься с общего согласия остальных членов Содружества.

Оба органа могут создавать рабочие и вспомогательные органы как на постоянной, так и на временной основе.

Другими руководящими органами СНГ являются Совет министров иностранных дел (осуществляет координацию внешнеполитической деятельности государств-членов), Координационно-консультативный Комитет (способствует реализации достигнутых договоренностей и организует работу других органов Содружества), Совет министров обороны, Экономический суд, Комиссия по правам человека и Межпарламентская ассамблея. Практически каждый из перечисленных органов действует на основании соответствующего положения, утверждаемого Советом глав государств.

Межпарламентская ассамблея Содружества действует на основании Устава СНГ и Конвенции о Межпарламентской ассамблее государств-участников Содружества Независимых Государств от 26 мая 1995 года. В состав ассамблеи входят парламентские делегации государств-участников, избираемые их парламентами из числа своих депутатов.

Каждая делегация имеет в Ассамблее один голос. Ассамблея занимается вопросами сближения национального законодательства государств СНГ путем принятия модельных законов и различных рекомендаций по согласованию ратификации принятых в рамках Содружества соглашений.

Кроме того, Ассамблея обсуждает вопросы сотрудничества государств-участников (в том числе переданные ей Советом глав государств и Советом глав правительств) и направляет свои рекомендации по этим вопросам различным органам Содружества.

Важными направлениями деятельности Ассамблеи являются также принятие рекомендаций по приведению законодательства государств-участников в соответствие с заключенными в рамках СНГ международными договорами и содействие обмену между государствами информацией правового характера.

Согласно Конвенции, очередные пленарные заседания Межпарламентской ассамблеи проводятся не реже двух раз в год. Внеочередные заседания могут быть созваны Советом Ассамблеи, который состоит из руководителей парламентских делегаций государств-участников. Ассамблея может создавать различные вспомогательные органы, которые необходимы для успешного выполнения возложенных на нее функций.

Анализ Конвенции показывает, что Межпарламентская ассамблея обладает международной правосубъектностью. Во-первых, в соответствии со статьей 12, ассамблея вправе заключать в пределах своей компетенции международные договоры.

Во-вторых, она пользуется на территории государств-участников привилегиями и иммунитетами, которые предоставляются ООН в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 года.

Наконец, Ассамблея пользуется на территории государств-участников правами юридического лица со всеми вытекающими из этого последствиями.

Место нахождения Ассамблеи — Санкт-Петербург. Финансирование ее деятельности осуществляется на основе долевого участия государств-участников.

Кроме того, статья 34 Устава допускает учреждение на основе соглашений государств-членов различных органов отраслевого сотрудничества (советов, комитетов).

Такие органы, в состав которых входят руководители соответствующих органов исполнительной власти государств, в пределах своей компетенции принимают рекомендации и вносят предложения на рассмотрение Совета глав правительств. В настоящее время в рамках СНГ создано более 70 органов отраслевого сотрудничества.

24 декабря 1993 года было принято Положение о полномочных представителях государств СНГ при уставных и иных органах Содружества. Такие представители пользуются на территории государств-участников дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

В соответствии с решением Совета глав государств от 2 апреля 1999 года председательство в органах СНГ осуществляется поочередно всеми государствами-членами на условиях ежегодной ротации.

В тот же день было принято решение об образовании Исполнительного комитета СНГ путем объединения ряда существовавших к тому времени структур.

25 января 2000 года было утверждено положение об Экономическом совете СНГ, который состоит из заместителей глав правительств государств-участников.

Таким образом, правовой статус СНГ определяется тремя основными учредительными актами: Соглашением от 8 декабря 1991 года, Протоколом к данному Соглашению от 21 декабря 1991 года и Уставом от 22 января 1992 года.

Во всех этих документах нет четкого определения международно-правовой природы СНГ, однако большинство ученых сходятся во мнении, что Содружество представляет собой региональную международную организацию.

Наличие у СНГ международной правосубъектности подтверждается также консультативным заключением Экономического суда Содружества, который подтвердил, что оно является субъектом международного права и участником международных отношений.

В марте 1994 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении СНГ статуса наблюдателя. Общепризнанно, что СНГ в качестве региональной международной организации может проводить миротворческие операции.

Сотрудничество государств в рамках СНГ осуществляется в различных направлениях. Соответственно, принято и действует большое количество различных соглашений, определяющих порядок и условия такого сотрудничества, круг и характер международных обязательств государств-членов. Наиболее известными договорами, регулирующими отношения между участниками СНГ, являются следующие:

  • -Договор о коллективной безопасности 1992 года;
  • -две Конвенции о правовых отношениях и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (от 22 января 1993 года и от 7 октября 2002 года);
  • -Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24 сентября 1993 года;
  • -Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года;
  • -Соглашение о создании Зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и Протокол 1999 года к нему;
  • -Соглашение о создании объединенной системы противоракетной обороны (ОС ПВО) СНГ от 10 февраля 1995 года;
  • -Конвенция о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года;
  • -Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств-участников Содружества от 19 января 1996 года;

-Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 года и т. д.

Говоря о природе СНГ, следует обратить внимание на возможность любого государства произвольно определять круг областей международного сотрудничества в рамках СНГ и степень своего участия в нем (статья 10 Соглашения 1991 года, статья 23 Устава).

Иными словами, объем международных обязательств каждого члена СНГ может быть различным, что привело на практике к появлению уже внутри Содружества отдельных союзов и объединений государств.

В качестве примеров можно назвать белорусско-российский Договор о создании Союзного государства 1999 года и Договор о создании Единого экономического пространства 2003 года).

Нетрудно также видеть, что все сильнее расходятся векторы внешнеполитической ориентации государств-членов, часть которых выбрали курс на приоритетное сотрудничество с США и Западной Европой.

В результате некоторые вопросы международного сотрудничества с участием стран СНГ более активно прорабатываются в рамках таких организаций, как ЕврАзЭс, ШОС, ЦАС, ГУУАМ и др.).

Объективное несовпадение интересов членов СНГ детерминирует ситуацию, когда большая часть из более чем двухсот принятых в рамках Содружества соглашений не выполняются или выполняются ограниченным числом участников. Так, львиная доля вопросов экономического сотрудничества рассматривается в рамках Экономического союза (см. п. 5 главы 24), который вообще не предусмотрен в Уставе СНГ. Участниками таких важных соглашений, как Договор об углублении интеграции в экономической, социальной и культурной областях 1996 года, Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве являются только четыре государства (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия). К последнему договору позже присоединились Таджикистан и (в январе 2006 года) Узбекистан.

В научной литературе высказывается точка зрения о необходимости значительного повышения эффективности СНГ как инструмента интеграции. Для решения этой задачи, в частности, предлагается установить нижний предел в девять государств, участвующих в подписываемых соглашениях, принять модельный закон о единообразном порядке внутригосударственных процедур относительно соглашений Содружества и др1.

Следует отметить, что руководство Республики Казахстан всегда проводило курс на углубление интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств и укрепление международного сотрудничества по всем направлениям.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector