Чем покрывают и обрабатывают самолеты от обледенения

5:01 / 09.01.19
DEICING — антиобледенительная обработка самолётов

  • Деайсинг, он же противообледенительная обработка воздушного судна — процедура очистки аэродинамических поверхностей от налипшего снега и образовавшегося инея и покрытие их защитным составом.
  • Форма крыла и хвостового оперения самолёта расчитана и сконструирована так, чтобы идеально обеспечивать полёт за счёт разницы давления над и под поверхностью крыла.
  • Если образуется наледь или прилипает снег — форма меняется, аэродинамика ухудшается и самолёту  трудно держаться за воздух — появляется тенденция к сваливанию.

Чем покрывают и обрабатывают самолеты от обледенения

  1. Покрытые снегом датчики, необходимые для считывания скорости, искажают сведения, которые необходимы пилотам для управления самолетом.
  2. Чтобы предупредить неблагоприятное развитие событий, в аэропортах применяют деайсеры — машины, использующиеся для проведения противообледенительной обработки вс.

Чем покрывают и обрабатывают самолеты от обледенения

Деайсер представляет собой телескопически выдвигающуюся конструкцию с форсунками на конце для распыления антиобледенительной жидкости.

На конце стрелы у деайсера имеются специальные усики-датчики – если усик коснется корпуса, стрела сразу остановится, чтобы не повредить обшивку ВС.

Чем покрывают и обрабатывают самолеты от обледенения

Кабина оператора может подниматься на высоту до 15 метров. Работа на противообледенительной машине осуществляется персоналом из двух человек: водителем и оператором в верхней кабине.

Чем покрывают и обрабатывают самолеты от обледенения

Противооблединительная обработка проводится в два этапа, при которых используются два типа жидкостей: ТИП I и ТИП IV. Обе жидкости являются химически нейтральными.

Первый этап, собственно деайсинг – тип I смешивается с горячей водой и механически удаляет снежные образования на поверхности, её температура при этом составляет около 60 градусов (вот откуда пар!)

Чем покрывают и обрабатывают самолеты от обледенения

Если осадки продолжаются, то проводится второй этап – антиайсинг – облив типом IV, который содержит этиленгликоль (и смешанный с уже холодной водой), который предотвращает появление обледенения на поверхностях самолёта до взлёта.

Чем покрывают и обрабатывают самолеты от обледенения

Гидравлическая система сконструирована так чтобы можно было одинаково удобно и быстро обрабатывать как горизонтальную, так и вертикальные плоскости крыла.

Чем покрывают и обрабатывают самолеты от обледенения

Среднее время обработки самолёта составляет 5-7 минут, это зависит от ряда факторов  – таких, как размер ВС, наличие или отсутствие обледенения.

Чем покрывают и обрабатывают самолеты от обледенения
Чем покрывают и обрабатывают самолеты от обледенения

Чтобы эффект от противообледенительной обработки был максимальным, ее стараются применять как можно ближе к моменту взлета.

Чем покрывают и обрабатывают самолеты от обледенения

Время защитного действия жидкостей сильно зависит от погодных условий и концентрации противообледенительной жидкости и может составлять от 5 до 40 минут.

Стоимость процедуры деайсинга также колеблется. Средняя цена одной обливки самолета А320 в российских аэропортах составляет около 15 тысяч рублей без учета стоимости жидкости. Сама жидкость в зависимости от состава и типа стоит от 200 до 300 рублей за литр. На обработку небольшого самолета А320 уходит примерно 200-300 литров, а при неблагоприятных метеоусловиях значительно больше.

  • Цифры уточнить.
  • Во Внуково обработку производят прямо около телетрапов или на стоянках вс и красивым зрелищем можно полюбоваться не только изнутри самолёта, но и через окна терминала.
  • Вот такая красота.

Недешёвое удовольствие, но безопасность полётов на первом месте.

Источник: сайт fotografersha.livejournal.com, блог «Пишет Марина Лысцева»
12

Противообледенительная обработка самолета

Многие авиапассажиры особенно те, которым достались места с видом на крыло самолета, зимой очень часто могут наблюдать интересную процедуру.

Пассажиры называют ее по разному: покрытие, опрыскивание, распыление, опыление, обрызгивание (лично слышал 🙂 как люди говорили так) самолета противообледенительной жидкостью.  В этом посте я постараюсь Вам рассказать об  очень важной и ответственной процедуре, которая входит в свод правил авиационной безопасности — а именно противообледенительной обработке самолётов.

Чем покрывают и обрабатывают самолеты от обледенения

В один из прекрасных весенних дней, на примере самолета Ан-24 авиакомпании Ираэро я запечатлел этот процесс от начала и до конца, а теперь давайте раскроем понятие, что же какое противообледенительная обработка  — это  обработка поверхностей воздушного судна (в простонародье самолета) на земле перед полётом с целью удаления замёрзших осадков и предотвращения их появления на критических поверхностях самолета до взлёта.  На официальном языке ICAO эта процедура называется – deicing (деайсинг).
Чем покрывают и обрабатывают самолеты от обледенения

Обработка может включать в себя несколько этапов, на снимке ниже Вы видите механическое удаление льда и снега  которое можно производить с помощью щёток, резиновых скребков и мётел. Этот способ наиболее трудоёмок и к тому же он занимает значительное время и потому малоприменим в условиях интенсивного использования авиатехники, а еще если самолет большой.

Чем покрывают и обрабатывают самолеты от обледенения

Для чего вообще производить эту операцию? Так вот необходимость очистить  от льда и снега поверхность самолёта обусловлена значительным влиянием замёрзших осадков на аэродинамические свойства поверхностей.

Находящиеся на верхней поверхности крыла самолёта снег, иней и лёд снижают критический угол атаки, увеличивают скорость сваливания и превращают обтекающий поток из ламинарного в турбулентный.

 Мы же все с Вами помним, что турбулентность это не есть хорошо.

Чем покрывают и обрабатывают самолеты от обледенения

В случае расположения двигателей сзади крыла, на хвосте, массовый вброс снега и льда во входные устройства авиадвигателей при взлёте может привести к помпажу и самовыключению двигателей. Известны случаи   авиакатастроф по этой причине. Так же лед оторванный с крыла самолета может повредить передние кромки хвостового оперения.

  • Чем покрывают и обрабатывают самолеты от обледенения
  • Подведем итог: лед и снег на самолете влияет на его подъемную силу и управляемость при взлете и наборе высоты, избежать этого можно только  обработкой  поверхностей самолета противообледенительной жидкостью.
  • Чем покрывают и обрабатывают самолеты от обледенения

Следующий метод противообледенительной обработки это физико-химический метод. В случае с нашим самолетом применят именно его. Эта обработка производится с применением спецмашин, имеющих баки для содержания и подогрева противообледенительной жидкости   и устройства для ее нанесения   с регулировкой степени распыла: сплошной струёй или конусом.

  1. Чем покрывают и обрабатывают самолеты от обледенения
  2. Машины бывают разные, в нашем случае машина имеет  закрытую кабину с создаваемым комфортным микроклиматом и дистанционным управлением органами распыла противообледенительной жидкости, и это не спроста в аэропорту Магадана зимой столбик термометра может опускаться  до – 45 градусов по Цельсию.
  3. Чем покрывают и обрабатывают самолеты от обледенения

При отсутствии осадков (снега, дождя) как в нашем случае проводится только удаление обледенения нагретой примерно до +60..+70 градусов по Цельсию  противообледенительной жидкостью (ПОЖ). За счёт температуры ПОЖ растапливает снег и лед на поверхностях самолета и  далее получившаяся влага смывается струёй жидкости.

 Если идет снег или дождь  самолет после первого этапа обработки покрывается тонким слоем другой ПОЖ (вяжущей), которая обеспечивает более долговременную защиту. Время защитного действия зависит от типа ПОЖ и погодных условий и может составлять от нескольких минут  до 45 минут.

Плёнка ПОЖ защищает поверхность самолета на время руления к ВПП и разбега, а затем сдувается встречным потоком воздуха при скорости примерно 150 км/час.

Чем покрывают и обрабатывают самолеты от обледенения

[adrotate banner=»27″]

Решение, о проведении противообледенительной обработки, после авиакатастрофы в Тюмени принимают совместно администрация аэропорта  и командир экипажа самолета.

 Самое интересное, что если кто-то из двух сторон, считает что обработка необходима, а вторая несогласна, противообледенительная обработка проводится в обязательном порядке.

 В нашем случае член экипажа воздушного судна,  наблюдает за противообледенительной обработкой.

Чем покрывают и обрабатывают самолеты от обледенения

Чтобы до конца раскрыть тему скажу, что есть еще один метод и называется он — тепловой. Это когда обледенение удаляется с самолета нагревом его поверхностей, какими либо  излучателями или помещением лайнера в тёплый ангар.  Но в связи с  большой затратностью  и недостаточной эффективностью этот способ очень редко используется.

Ну вот мы с вами и разобрали, что такое противообледенительная обработка самолёта, теперь можно сидя в кресле самолета спокойно рассказывать соседям, что это за процедура и зачем она нужна в авиации. А особо недовольным будет сразу понятно, что лучше опоздать на 15-20 минут с вылетом, ибо как говорит народная мудрость «тише едешь, дальше будешь».

 anton-afanasev.livejournal.com

  • Видео противообледенительной обработки самолета:
  •  
    Самые дешевые авиабилеты по России за 24 часа
     
  • Cпецпредложения авиакомпаний

 

Борьба с обледенением воздушных судов, противообледенительная система воздушных судов – ГК «ССТ»

Поскольку зима неизбежна по обе стороны от пояса тропиков, рано или поздно пилоты и техники должны будут решать, как выбраться из ситуации обледенения, будь то до взлета или во время полета.

Обледенение воздушного судна добавляет летательному аппарату вес, а также воздействует на хвостовые поверхности и вызывает опасное обледенение крыльев самолета. Лед также может повлиять на работу двигателя любого типа.

Антиобледенительная обработка самолета представляет собой комплекс мер, зависящих от установленного оборудования и сертификации летной техники.

Защита воздушного судна от обледенения включает в себя несколько наиболее распространённых способов:

  • правильную полетную стратегию;
  • воздух из специального рукава;
  • воздух из турбины;
  • систему TKS;
  • электрический обогрев.

Выбор стратегии полета

Когда дело доходит до защиты самолета от обледенения, существует мало абсолютных принципов. Однако существуют четкие рекомендации, когда ожидать появление льда. При высокой влажности, когда температура наружного воздуха ниже 37 градусов, пилоты должны ожидать, что белые частицы неизбежно прилипнут к самолету.

Хотя противообледенительная система воздушного судна помогает избавить корпус или силовую установку ото льда, лучшая стратегия состоит в том, чтобы как можно скорее покинуть высотную или погодную область, производящую лед. Высокоскоростные самолеты в данном случае имеют преимущество, когда дело доходит до маневров.

Читайте также:  Россия: краткая характеристика и описание страны, ее географическое положение

Применение систем электрообогрева

Чем покрывают и обрабатывают самолеты от обледенения

  • 1. Электрический нагреватель основных замков двери багажного отсека
  • 2. Электрический нагреватель привода предкрылков
  • 3, 4. Обогрев двигателей
  • 5. Обогрев передней кромки воздухозаборника двигателя
  • 6. Противообледенительная система передней кромки крыла
  • 7. Противообледенительная система передней кромки киля и стабилизатора

Пневматическое антиобледенение самолета

Обледенение воздушных судов могут уменьшить резиновые рукава, прикрепленные к передним краям крыльев и горизонтальному стабилизатору и приводимые в действие пневматическим воздухом.

Рукава циклически расширяются и сжимаются при активации пилотом, чтобы сломать корку льда, мешающую подъему. Данные приспособления расширяются последовательно, поскольку не все участки аэродинамического профиля покрываются льдом одновременно.

Хитрость заключается в том, чтобы не ждать слишком долго и не допускать значительного накопления льда.

Борьба с обледенением самолета подогревом

Подогреваемые передние плоскости – ещё один способ противостоять опасному льду.

Большинство самолетов транспортной категории имеет передние плоскости, нагреваемые изнутри воздухом, который откачивается из турбинных двигателей, а затем направляются по трубопроводу в соответствующее место.

Аэродинамические поверхности нагреваются еще до того, как на поверхности корпуса образуется наледь. Одним из недостатков нагрева передних плоскостей воздухом является энергия, которую потребляет этот процесс. Он вполне может ограничивать летные характеристики, например при взлете.

Чем покрывают и обрабатывают самолеты от обледенения Чем покрывают и обрабатывают самолеты от обледенения

Система TKS

TKS – это система, оборудование которой закрывает передние плоскости тонкой проволочной сеткой с отверстиями, которые почти невозможно увидеть человеческим глазом. Когда самолет, оборудованный TKS, приближается к условиям обледенения, пилот активирует систему, и она выливает противообледенительную жидкость из отверстий вдоль плоскостей, чтобы предотвратить накопление льда.

Электрический обогрев

Трубки Пито, лопасти и датчики температуры наружного воздуха могут быстро стать бесполезными или работать с перебоями, если они покроются льдом. На сложном самолете эти узлы обычно подогреваются с помощью электричествА автоматически перед тем, как они сталкиваются с обледенением.

Турбинные двигатели также не любят лед и обычно защищены электрически нагретыми патрубками, которые должны быть включены до того, как лед начнет формироваться. Поскольку пропеллеры представляют собой аэродинамические поверхности, они также защищены от скопления льда, чтобы не потерять способность создавать тягу.

Современные самолеты используют электрическую энергию, чтобы предотвратить обледенение или растопить лед, который пытается прилипнуть к лопастям. В прежние времена пропеллеры часто были защищены системой, которая брызгала спирт на лопасти для таяния льда.

Однако на современном этапе развития авиации борьба с обледенением воздушных судов с помощью электрообогрева является одним из наиболее прогрессивных методов.

Вас также может заинтересовать:

Борьба с обледенением   Противообледенительные системы   Технологии повышения надежности и безопасности оборудования и спецтехники

Чем обрабатывают самолеты зимой от обледенения

Чем покрывают и обрабатывают самолеты от обледененияТе, кто хоть раз летал зимой или в минусовую температуру, наверняка заметили, что их самолет перед взлетом поливали какой-то жидкостью. Иногда это делают еще до того, как загрузят пассажиров в салон, но чаще всего, это делают уже на взлетно-посадочной полосе, когда в самолете сидят люди. И тут возникает резонный вопрос – чем обрабатывают самолеты зимой? Именно на этот вопрос вы найдете ответ в сегодняшней статье.

Противообледенительная обработка

Самолеты обрабатываются специальным реагентом, который позволяет удалить замерзшие и примерзшие частички жидкости к фюзеляжу. Одновременно с этим, такая обработка имеет еще и другую цель – предотвратить образование льда на критических частях самолета. В целом, это делается для безопасности воздушного судна и пассажиров, и для осуществления беспроблемного перелета.

Обратите внимание, что минусовая температура на высоте 10 километров, где летают гражданские самолеты, бывает намного чаще, нежели минусовая температура на поверхности земли. Как правило, к такой обработке прибегают уже в том случае, если на критических высотах, в том числе и на земле, установился стабильный минус.

Зачем обрабатывают самолеты

Как и у любой жидкости, у реагента для самолетов есть своя конкретная цель. Чтобы самолет не замерз во время взлета. Под этим понимают частичное замораживание жидкости на борту самолета с наружной стороны корпуса. Как известно, замерзшие частички сильно влияют на аэродинамические свойства самолета.

С ним работают только профессионалы, и обработка идет только в специальном обмундировании и на специальном оборудовании.

Ведь даже если инсектицид Кораген – специальный инсектицид для обработки яблонь и кукурузы, нуждается в специальном оборудовании, то чего говорить про самолетные противообледенительные жидкости.

Конечно,  с инсектицидом Кораген смогут работать и обычные фермеры, без специальной подготовки, так как это обычный инсектицид для обработки плодовых деревьев.

Безопасно ли это для здоровья

Самолет – это закрытая система, и воздух с улицы попадает внутрь только при открытых дверях. Когда самолет обрабатывается, все двери уже закрыты.

И хотя воздух снаружи все еще забирается, он проходит очистку, и внутри самолета вы даже не почувствуете запаха этой жидкости. Разумеется, это химическая жидкость вредна для здоровья, если ее выпить.

Но ничего глобально страшного, от обработки самолета при сидящих внутри пассажирах, произойти не должно.

Ученые придумали, как бороться с обледенением самолетов — Газета.Ru | Новости

Чтобы предотвратить опасное обледенение самолетов, применяют специальные жидкости и гидрофобные покрытия, снижающие смачиваемость корпуса и замерзание на нем воды. Вместе с тем, информации о том, эффективно ли сочетание этих мер, довольно мало. Российские исследователи выяснили, как гидрофобные покрытия влияют на защитное действие противообледенительных жидкостей.

Результаты их экспериментов показали, что смачиваемость обшивки не снижает эффективность обработки противообледенительными жидкостями. Однако, скапливание данных жидкостей в рельефе поверхности ухудшает противообледенительные свойства гидрофобных покрытий.

Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда (РНФ) и опубликована в журнале International Communications in Heat and Mass Transfer.

Лед на поверхности самолета не только ухудшает его аэродинамику, но и может нарушить работу двигателей и управляющих устройств, поэтому необходимо уделять большое внимание борьбе с обледенением воздушных судов.

Пока самолет находится на земле, его обрабатывают специальными жидкостями, и в результате на поверхности образуется защитная пленка, которая не позволяет воде от атмосферных осадков замерзнуть на корпусе.

Однако этого хватает только на время взлета: когда самолет разгоняется, остатки жидкости сдуваются с поверхности.

Во время полета от льда воздушное судно защищают специальные системы, например подогрев или надувные протекторы.

Для повышения их эффективности авиапроизводители вместе с учеными разрабатывают гидрофобные покрытия, которые отталкивают воду (по сути уменьшают смачиваемость) и снижают сцепление льда с поверхностью.

Недавние исследования канадских ученых показали, однако, что такие подходы могут помешать противообледенительной жидкости создать защитную пленку.

Исследователи Сколковского института науки и технологий (Москва) решили выяснить, действительно ли смачиваемость поверхности алюминия, который используется в обшивке самолета, влияет на защитные свойства противообледенительных жидкостей. В ходе эксперимента они создали условия ледяного дождя и наблюдали за образованием льда на супергидрофильных, по которым жидкость хорошо растекается, и гидрофобных алюминиевых пластинах, покрытых противообледенительными жидкостями.

Оказалось, что на самом деле смачиваемость пластин не влияет на эффективность такой обработки, что не совпадает с выводами канадских исследователей.

Российские ученые считают, что причиной противоположных результатов может быть поверхностное натяжение и вязкость противообледенительных жидкостей. В будущих исследованиях необходимо также учитывать шероховатость поверхности, потому что их обледенение происходит дольше.

Кроме того, результаты этой работы показали, что скапливание жидкости в текстуре поверхности ухудшает водоотталкивающие свойства гидрофобных покрытий.

«Мы считаем, что гладкие гидрофобные покрытия, вероятно, более предпочтительны, чем шероховатые супергидрофобные покрытия, когда предполагается их контакт с противообледенительными жидкостями», — рассказал руководитель проекта по гранту РНФ Виктор Гришаев, кандидат наук (признаваемый в РФ PhD), старший научный сотрудник Сколковского института науки и технологий.

Страховка на случай необходимости противообледенительной обработки

Наверняка вы замечали, что перед взлетом фюзеляж воздушного судна обрабатывают специальным раствором. Этот раствор называется противообледенительной жидкостью, или ПОЖ.

Она была создана для борьбы с обледенением поверхности самолетов, и именно благодаря такой предполетной обработке удается избежать невероятного количества авиакатастроф.

Но какой именно принцип лежит в основе работы этого вещества? Исследование образцов ПОЖ с помощью сканирующей зондовой микроскопии позволило изучить физику защиты от обледенения.

Виды предполетной обработки

Существуют разные методы борьбы с обледенением самолетов: тепловые, механические и химические (с помощью противообледенительной жидкости).

Химический метод — самый распространенный — основан на следующем эффекте: при попадании на поверхность воздушно-транспортного средства нагретая до 60 °С жидкость удаляет ледяные образования и остается на поверхности, препятствуя последующему обледенению (рис. 1).

В настоящий момент существуют четыре типа ПОЖ, различающиеся по виду действия и предназначения Тип I — это незагущенная жидкость, вязкость которой не изменяется при перемешивании.

Такая жидкость действует очень малое время и используется для удаления льда, уже намерзшего на фюзеляже и крыльях самолета. Реже ее применяют для защиты от образования нового льда.

Остальные три типа ПОЖ применяются в тяжелых погодных условиях и при долгом ожидании взлета, защищая корпус от обледенения. Они загущены и остаются на поверхности самолета намного дольше, постепенно разрушаясь во время полета.

Читайте также:  Миграционная карта Шри-Ланки: образец заполнения бланка в 2022 году

5:01 / 09.01.19 DEICING — антиобледенительная обработка самолётов

Деайсинг

, он же противообледенительная обработка воздушного судна — процедура очистки аэродинамических поверхностей от налипшего снега и образовавшегося инея и покрытие их защитным составом. Форма крыла и хвостового оперения самолёта расчитана и сконструирована так, чтобы идеально обеспечивать полёт за счёт разницы давления над и под поверхностью крыла.

Если образуется наледь или прилипает снег — форма меняется, аэродинамика ухудшается и самолёту трудно держаться за воздух — появляется тенденция к сваливанию.

  • Покрытые снегом датчики, необходимые для считывания скорости, искажают сведения, которые необходимы пилотам для управления самолетом.
  • Чтобы предупредить неблагоприятное развитие событий, в аэропортах применяют деайсеры — машины, использующиеся для проведения противообледенительной обработки вс.
  • Деайсер представляет собой телескопически выдвигающуюся конструкцию с форсунками на конце для распыления антиобледенительной жидкости.
  • На конце стрелы у деайсера имеются специальные усики-датчики – если усик коснется корпуса, стрела сразу остановится, чтобы не повредить обшивку ВС.

Кабина оператора может подниматься на высоту до 15 метров. Работа на противообледенительной машине осуществляется персоналом из двух человек: водителем и оператором в верхней кабине.

Противооблединительная обработка проводится в два этапа, при которых используются два типа жидкостей: ТИП I и ТИП IV. Обе жидкости являются химически нейтральными.

Первый этап, собственно деайсинг – тип I смешивается с горячей водой и механически удаляет снежные образования на поверхности, её температура при этом составляет около 60 градусов (вот откуда пар!)

Если осадки продолжаются, то проводится второй этап – антиайсинг – облив типом IV, который содержит этиленгликоль (и смешанный с уже холодной водой), который предотвращает появление обледенения на поверхностях самолёта до взлёта.

  ЛЕГКИЙ ТАНК Т-50

  1. Гидравлическая система сконструирована так чтобы можно было одинаково удобно и быстро обрабатывать как горизонтальную, так и вертикальные плоскости крыла.

  2. Среднее время обработки самолёта составляет 5-7 минут, это зависит от ряда факторов – таких, как размер ВС, наличие или отсутствие обледенения.
  3. Чтобы эффект от противообледенительной обработки был максимальным, ее стараются применять как можно ближе к моменту взлета.

  4. Время защитного действия жидкостей сильно зависит от погодных условий и концентрации противообледенительной жидкости и может составлять от 5 до 40 минут.

Стоимость процедуры деайсинга также колеблется.

Средняя цена одной обливки самолета А320 в российских аэропортах составляет около 15 тысяч рублей без учета стоимости жидкости. Сама жидкость в зависимости от состава и типа стоит от 200 до 300 рублей за литр. На обработку небольшого самолета А320 уходит примерно 200-300 литров, а при неблагоприятных метеоусловиях значительно больше.

  • Цифры уточнить.
  • Недешёвое удовольствие, но безопасность полётов на первом месте.
  • Во Внуково обработку производят прямо около телетрапов или на стоянках вс и красивым зрелищем можно полюбоваться не только изнутри самолёта, но и через окна терминала.
  • Вот такая красота.

Источник:сайт fotografersha.livejournal.com, блог «Пишет Марина Лысцева»12

Как работает противообледенительная жидкость для самолетов

Наверняка вы замечали, что перед взлетом фюзеляж воздушного судна обрабатывают специальным раствором. Этот раствор называется противообледенительной жидкостью, или ПОЖ.

Она была создана для борьбы с обледенением поверхности самолетов, и именно благодаря такой предполетной обработке удается избежать невероятного количества авиакатастроф.

Но какой именно принцип лежит в основе работы этого вещества? Исследование образцов ПОЖ с помощью сканирующей зондовой микроскопии позволило изучить физику защиты от обледенения.

Причины образования наледи

При температуре, близкой к отрицательным значениям, происходит кристаллизация воды, находящейся в атмосфере. Это может происходить в форме появления инея либо кристаллов льда, оседающих на поверхности самолета. Иногда это является следствием атмосферных осадков, наиболее неприятными из которых являются так называемые ледяные дожди.

Зачастую влага попадает на поверхность машины в процессе руления на аэродроме. Для борьбы с этим естественным природным явлением применяются противообледенительные жидкости либо механическая очистка самолета, которая является довольно трудоемким и продолжительным процессом.

Однако в военной авиации она по-прежнему является главным способом и входит в обязанности экипажа.

СОСТАВ

Чтобы понять, как противообледенительная жидкость защищает корпус воздушно-транспортного средства от обледенения, поговорим о ее составе.

В состав ПОЖ входит около 60 % этиленгликоля, а также загустители, антикоррозийные присадки, поверхностно-активные вещества и вода.

Чтобы проверить, как ведет себя разбавленная водой жидкость при нанесении на поверхность, мы использовали метод сканирующей зондовой микроскопии.

Продолжение статьи читайте в июньском номере журнала «Наука и техника» за 2020 год. Доступна как печатная, так и электронная версии журнала. Оформить подписку на журнал можно здесь.

  Описание, модели и схема салона авиалайнера Aэробус A340

На нашем сайте вы можете приобрести уникальные монографии-фотоальбомы Анатолия Верстюка, посвященные эскадренным миноносцам. В магазине на сайте также можно купить магниты, календари, постеры с авиацией, кораблями, сухопутной техникой.

Какие бывают жидкости

Существует четыре типа противообледенительной жидкости. Стандартно их тип обозначается римскими цифрами с первой по четвертую. Ниже приведено краткое описание этих жидкостей:

  • Тип I не содержит загустителей (в отличие от остальных типов), не обладает защитным действием, применяется только в горячем виде и служит лишь для очистки от снега, грязи и наледи. Цвет красно-оранжевый.
  • Тип II содержит загустители и не менее 50 % этиленгликоля, но способен обеспечить защиту от повторного обледенения лишь на небольшой период времени. Имеет оттенки желтого цвета.
  • Тип III аналогичен типу II, но загустителя там еще меньше. Этот тип применяется для обработки низкоскоростных самолетов. Бесцветный.
  • Тип IV содержит большую концентрацию загустителя и обеспечивает продолжительную защиту от повторного обледенения. Имеет изумрудно-зеленый цвет.

Все жидкости используются в разбавленном водой виде, нормы содержания воды в жидкости для каждого типа строго регламентированы и зависят от погодных условий.

Температура замерзания жидкости должна быть ниже не менее чем на 10 градусов по отношению к температуре окружающей среды. При этом смешивать между собой противообледенительные жидкости разных типов категорически запрещено.

Запрещено также смешивать жидкости одного типа, но от разных производителей. На гражданских аэродромах основным типом является жидкость IV типа.

Обледенение в воздухе

Другой вид обледенения самолета — образование льда на корпусе судна непосредственно во время полета. Происходит при полете в условиях холодного дождя, мороси, мокрого снега или тумана. Лед образуется чаще всего на крыльях, хвостовом оперении, двигателях и других выступающих частях кузова.

Скорость образования ледяной корки бывает различной и зависит как от погодных условий, так и от конструкции самолета. Отмечены случаи образования налета со скоростью 25 мм в минуту.

Скорость движения воздушного судна здесь играет двоякую роль — до определенного порога она способствует усилению обледенения самолета из-за того, что за единицу времени на поверхность самолета попадает большее количество влаги.

Но затем при дальнейшем ускорении поверхность разогревается от трения о воздух, и интенсивность образования льда снижается.

Обледенение самолета в полете происходит чаще всего на высотах до 5 000 метров. Поэтому заранее предельное внимание уделяется изучению погодных условий в районе взлета и посадки. Обледенение на больших высотах встречается крайне редко, но все же возможно.

Регламентация

В России действует ГОСТ Р54264-2010, описывающий методы и процедуры применения противообледенительной жидкости для самолетов. Положения этого ГОСТа унифицированы с международными стандартами ISO 11075 и ISO 11078.

Существующая мировая практика предусматривает обязательное тестирование всех противообледенительных жидкостей в специальных лабораториях и публикацию списков жидкостей, разрешенных к использованию. Такие публикации находятся в открытом доступе. В России этим занимается Федеральное агентство воздушного транспорта.

На текущий осенне-зимний период разрешены к применению следующие жидкости: тип I — «Арктика ДГ», Safewing EG I 1996 (88), «АВИАФЛО ЕГ» (AVIAFLO EG), OCTAFLO EG, Oktaflo Lyod, «ДЕФРОСТ ЕГ 88.1». Для типа II разрешена к использованию только одна жидкость: Safewing MP II FLIGHT.

Тип III в аэропортах России не применяется, поскольку в перечне Росавиации этот тип отсутствует. Для типа IV можно использовать Safewing MP IV LAUCH, Max Flight Sneg, Max Flight 04, Max Flight AVIA и Safewing EG IV NORT.

Электрический обогрев

Трубки Пито, лопасти и датчики температуры наружного воздуха могут быстро стать бесполезными или работать с перебоями, если они покроются льдом. На сложном самолете эти узлы обычно электрически нагреваются, часто автоматически перед тем, как они сталкиваются с обледенением.

Турбинные двигатели также не любят лед и обычно защищены электрически нагретыми патрубками, которые должны быть включены до того, как лед начнет формироваться. Поскольку пропеллеры представляют собой аэродинамические поверхности, они также защищены от скопления льда, чтобы не потерять способность создавать тягу.

Читайте также:  Мультивиза во Францию: как ее получить самостоятельно в 2022 году

Современные самолеты используют электрическую энергию, чтобы предотвратить обледенение или растопить лед, который пытается прилипнуть к лопастям. В прежние времена пропеллеры часто были защищены системой, которая брызгала спирт на лопасти для таяния льда.

Однако на современном этапе развития авиации борьба с обледенением самолетов с помощью электрического подогрева является одним из наиболее прогрессивных методов.

Вас также может заинтересовать:

Технологии повышения надежности и безопасности оборудования и спецтехники

Типы обработки

Применяются два основных типа предполетной обработки самолета. При благоприятных условиях ограничиваются очисткой воздушного судна в один этап. Обычно это делается еще до подачи самолета для посадки пассажиров. С самолета просто убираются снежные и прочие отложения при помощи противообледенительной жидкости типа I.

В случаях наличия повышенного риска обледенения поверхностей, обработку проводят в два этапа. Сначала – уже описанным способом, а затем, непосредственно перед выполнением взлета, проводят обработку противообледенительной жидкостью типа II, III или IV. Решение о проведении обработки принимают совместно командир воздушного судна и диспетчер аэропорта.

При этом если один из них за, а другой – против, обработка все равно производится.

К чему приводит обледенение

Чаще всего обледенению подвергаются следующие части корпуса самолета:

  • хвостовое оперение и передние кромки крыльев;
  • воздухозаборники двигателей;
  • лопасти винтов у соответствующих типов двигателей.

Образование льда на крыльях и хвосте приводит к увеличению сопротивления, ухудшению устойчивости и управляемости воздушного судна. В самых худших случаях органы управления (элероны, закрылки и т. д.) могут просто примерзнуть к крылу, и управление самолетом будет частично или полностью парализовано.

Обледенение воздухозаборников нарушает равномерность воздушных потоков, входящих в двигатели. Следствие этого — неравномерная работа моторов и ухудшение тяги, сбои в работе агрегатов. Появляются вибрации, которые могут привести к полному разрушению двигателей.

У самолетов с винто-вентиляторными и турбовинтовыми двигателями обледенение кромок лопастей винтов вызывают серьезное уменьшение скорости полета из-за падения коэффициента полезного действия винтов. В результате судно может «не дотянуть» до места назначения, т. к. расход топлива при меньшей скорости остается прежним или даже возрастает.

Производители

Формально противообледенительные жидкости для самолетов не отличаются слишком сложным химическим составом и не требуют особых высокотехнологичных мощностей для производства, но входной билет на этот рынок имеет довольно высокую цену. Необходимость аккредитации, прохождения многоступенчатых тестов в окружении сильных конкурентов с многолетним опытом и репутацией — все это сильно осложняет выход на рынок новым производителям.

В настоящее время основными торговыми марками являются американские и канадские Killfrost, Safewing, Octaflo, Maxflight. В последнее время заметна продукция немецкой фирмы Clarion. Из отечественных марок можно назвать жидкость I типа «Арктика».

Как видно из приведенного выше перечня разрешенных к применению жидкостей, отечественный производитель допущен к производству только противообледенительной жидкости типа 1.

Вместе с тем на территории страны работают российские предприятия, производящие по лицензии и полученным технологиям продукцию западных торговых марок. В частности это московское ЗАО «Октафлюид», работающее совместно с американцами, а также нижнекамская .

Объем потребления жидкостей всех типов только в московских аэропортах оценивается в 12 тысяч тонн в год. Поэтому запас противообледенительных жидкостей в аэропорту должен быть достаточно велик.

би76, старожил форума В рамках Проекта ИКАО-МАК RER/01/901 региональной группой по безопасности полетов (CAST–CIS) разработаны Методические рекомендации «Защита самолетов от наземного обледенения» .

В разработке рекомендаций принимали участие специалисты Ространснадзора, Межгосударственного авиационного комитета, специалисты компаний — разработчиков воздушных судов «Эрбас» и «Боинг», ФАУ США, Московского аэропорта Домодедово, авиа, ГосНИИ ГА, авиа, «ЮТэйр», «ЭйрБриджКарго», ЗАО «Октафлюид» и СЛО «Россия», Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е.

Жуковского (ЦАГИ). В Методические рекомендации ежегодно вносятся поправки, принятые на совещаниях региональной группы по безопасности полетов CAST–CIS. В последних редакциях (уже несколько лет), например в самой свежей https://mak-iac.org/upload/ibl … пункт который ранее звучал так: 12.2 Осмотр ВС перед взлетом. Соответственно, как в ваших авиакомпаниях выполняют: Командир должен постоянно следить за погодными условиями, после того как была произведена ПОЗ самолета. Перед взлётом он должен убедиться, что время защитного действия ПОЖ достаточно и поверхности самолета не обледенели. Данная проверка обычно производится из салонов»… это как? Знаю поэтому многие авиакомпании ввели изменения в РПП. Как это происходит? КВС выходит в салон на исполнительном? Интересует также иностранные компании, т.к. уши у этой рекомендации растут из EASA. Уважаемый би76, сильно не переживайте! Ведь это всего лишь Методические рекомендации, они юридически не являются обязательными требованиями. Можете расссматривать крыло, облитое ПОЖ или его же до обработки, с целью оценки качества обработки или степени обледенения, можете ставить стремянку и залазить на крыло или смотреть со стремянки с той же целью или запустить маленьки квадрокоптер и обследовать крыло по специально заложенной в него программе… Но осмотреть его должны и до и после. Причем в РЛЭ это описано и без методических рекомендаций. А главный документ, определяющий технологию противообледенительной обработки конкретного типа ВС, и разрабатываемый авиакомпанией — это РОНО (руководство по наземному обслуживанию воздушного судна), согласно Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил» (утв. приказом Министерства транспорта РФ от 13 августа 2020 г. N 246), где пунктом 7 определено, что заявитель (эксплуатант) осуществляет в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил наземное обслуживание; а пунктом 51 установлено, что эксплуатант организует наземное обслуживание, необходимое для обеспечения вылета воздушного судна или завершения полета по прибытию в аэропорт, за исключением обслуживания воздушного движения и технического обслуживания, включающее обслуживание пассажиров, обработку багажа, груза и почты, обслуживание и загрузку воздушного судна, контроль загрузки, заправку топливом и анти/противооблединительную обработку воздушного судна. При этом предусмотренное пунктом 51наземное обслуживание осуществляется эксплуатантом самостоятельно или по договорам с организациями. Для этого: 52. Заявитель (эксплуатант) включает в РПП раздел или издает отдельным документом РОНО, содержащее производственную политику, процедуры и другую информацию, необходимую для исполнения своих обязанностей персоналом, осуществляющим наземное обслуживание. 53. Эксплуатант при помощи персонала по обеспечению полетов организует соблюдение требований РОНО. 54. Эксплуатант при осуществлении регулярных полётов (по расписанию) обеспечивает наличие (или доступ к электронной копии) РОНО в организациях, осуществляющих наземное обслуживание воздушных судов по договору в аэропортах, в которые выполняются полеты по расписанию. ——— Из вышесказанного следует, что противообледенительная обработка ВС, выполняющих полёты по расписанию, в аэропортах осуществляется строго по РОНО эксплуатанта, как там написано так необходимо и выполнять.

Оборудование для обработки

Для обработки самолетов применяются специальные машины на платформе грузовых автомобилей. Они оснащены телескопическими штангами с поворотными форсунками для распыления противообледенительной жидкости.

Кабина оператора снабжена отопительным устройством, а сама машина оборудована датчиками и сигнальной подсветкой, позволяющими подходить максимально близко к самолету, не задевая его.

Для обработки труднодоступных участков, например днища самолета, предусмотрены отдельные шланги с распылителями.

Обработка самолета противообледенительной жидкостью служит исключительно для защиты машины на земле, до момента взлета, когда остатки этой жидкости сдуваются встречным воздушным потоком. В дальнейшем, непосредственно в полете, каждый самолет использует свои штатные противообледенительные системы.

  Рейтинг самых опасных и экстремальных аэропортов в мире

Сколько стоит противообледенительная обработка частного самолета

Противообледенительная жидкость стоит дорого. В каждом аэропорту установлена стоимость литра противообледенительной жидкости, и часто частные самолеты могут использовать жидкость только одного поставщика. Ниже приведена информация о среднем количестве необходимой противообледенительной жидкости и средней стоимости для частного самолета:

Тип ВС Кол-во противообледенительной жидкости, л. Цена за литр Общая стоимость
Малогабаритный винтовой самолет 50 €5 €250
Малогабаритный реактивный самолет 200 €5 €1000
Среднегабаритный реактивный самолет 300 €5 €1500
Дальнемагистральный самолет 500 €5 €2500
Ближнемагистральный самолет 700 €5 €3500
Авиалайнер 2000 €5 €10000

Если вы приобрели страховку PrivateFly на случай необходимости противообледенительной обработки, вы можете не беспокоится о стоимости противообледенительной обработки частного самолета. За дополнительной информацией обращайтесь к нам или позвоните по номеру +44 (0)1747 642 777

Методы удаления льда

Механический. Поверхность самолета очищают вручную. Это дешевый способ, но очень долгий и трудоемкий, а поэтому он не применяется в аэропортах с высокой нагрузкой.

Воздушно-тепловой. Применяют специальные обдувочные машины, создающие мощный поток теплого воздуха. Использование данного метода также ограничено ввиду высокого риска повреждения обшивки импортных самолетов.

Физико-химический. Поверхность воздушного судна обливают химическими реагентами (противообледенительной жидкостью) с помощью специальных машин – деайсеров. Наиболее современный и эффективный способ, который не только борется с наледью, но и препятствует ее повторному образованию.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector