Трудовая миграция в России в 2022 году: проблемы и регулирование

Вышел президентский перечень поручений по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики на 2019–2025 годы. Предлагается скорректировать миграционный режим и реформировать процесс получения гражданства Российской Федерации.

Проблема миграции – это проблема 17-18 млн человек, которые ежегодно прибывают в РФ с совершенно различными целями. Большинство из них приезжают из бедных стран Средней Азии и в религиозно-культурном отношении являются плохо интегрируемыми в наше общество представителями других цивилизаций.

Миграция законная и тем более незаконная порождает неизбежную напряжённость в русском обществе в силу её многочисленности, бесконтрольности со стороны властей и инокультурности стереотипов поведения приезжающих.

В немалой степени мигранты способствуют росту преступности в России, в основном в области всевозможного насилия, наркоторговли и ухода от налогов. 

Вести с «миграционного фронта»

Вот только несколько иллюстраций по текущему марту.

Трудовая миграция в России в 2022 году: проблемы и регулирование

Список этот может быть продолжен, к сожалению, почти до бесконечности. Проблема перезрела и требует своего разрешения со стороны властей.

Мигранты уходят в «тень»

Нельзя сказать, что власть не замечает проблему. Весь вопрос, насколько принимаемые меры соответствуют размаху миграционных потоков. Способны ли они справиться с преступностью мигрантов? Их сплочённости, коррумпированности с правоохранительными органами, наличию у них лоббистских этнических структур.

Так или иначе, президент во исполнение основной цели миграционной политики (Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622) – «формирование отвечающей интересам Российской Федерации миграционной ситуации» – отдал целый ряд поручений.

Мигранты стараются избежать сложностей официального оформления на работу. Александр Авилов/АГН «Москва»

В документе обозначены несколько проблем: «существующие миграционные правила недостаточно ясны и унифицированы…

«, «иностранные граждане, прежде всего приезжающие в Российскую Федерацию в целях работы, часто стремятся обойти существующие сложности в оформлении миграционных статусов уходом «в тень» (нелегальная трудовая миграция) либо путём приобретения статуса временно и постоянно проживающих, а также гражданства Российской Федерации (скрытая временная трудовая миграция)», преступный миграционный элемент уходит от запрета на въезд «путём получения иностранными гражданами новых удостоверяющих личность национальных документов с изменёнными персональными данными».

Никакие частичные улучшения не способны изменить в целом плачевной и опасной ситуации с бесконтрольной миграцией.

Власть пытается улучшить существующую систему контроля миграции.

Предполагаемое создание особых «благоприятных условий переселения в Российскую Федерацию и получения, при желании, российского гражданства лицами, владеющими русским языком и близкими нам по ментальности и культуре«, безусловно, положительный момент.

Но он может утонуть в коррупционной составляющей сегодняшней системы получения гражданства. Русским людям из Украины, Белоруссии или других стран получить гражданство порой значительно сложнее, чем любому другому мигранту, готовому заплатить несколько сотен тысяч рублей (говорят о 400 тысячах) за российский паспорт.

В России предполагается отказаться от разрешения на временное проживание как от отдельного института.

Именно этот миграционный статус даёт возможность массового уклонения мигрантов от получения разрешения на трудовую деятельность, а для русских является дополнительной ступенью, на которой с них взымаются деньги и бесконечные документы.

Статус «привилегированных» мигрантов, у которых есть вид на жительство, уходит в прошлое. Их сейчас более 800 тысяч. Из этого числа 230 тысяч человек из Украины, почти 70 тысяч из Азербайджана, около 80 тысяч из Армении, более 30 тысяч из Белоруссии и т.д.

Основным миграционным статусом станет вид на жительство (постоянное проживание). Основные требования: регистрация в единой государственной информационной системе, отсутствие опасных заболеваний, знание русского языка, соблюдение законов РФ и проживание на её территории.

Три вида приема в гражданство

По поводу института гражданства РФ вводится три вида порядка приёма: общий, упрощённый и особый.

Общий порядок понятен, как и раньше.

Упрощённый применяется к лицам, «близким нам в социокультурном отношении» (хотелось бы, чтобы это было именно так), при наличии «позитивных социальных связей» в РФ (родственники), «уязвимого положения» (например гонимые русские из соседних стран). Необходимо также знание русского языка и отсутствие проблем с законом. Здесь интересно, что только «экономические» (бизнес в России) социальные связи теперь не повод для получения гражданства в упрощённом порядке.

При особом порядке решение принимает президент РФ.

Теперь Комиссия по вопросам гражданства при президенте будет рассматривать материалы «об отмене решений о приёме в гражданство Российской Федерации, принятых как Президентом Российской Федерации, так и МВД России, и МИД России», если будет установлено, что получивший гражданство предоставил подложные документы или заведомо ложные сведения.

Что имеется в виду? Заведомо ложные сведения относятся к тому, что мигрант давал обещание соблюдать законы РФ, а, например, начал торговать наркотиками или заниматься террористической деятельностью.

В таком случае, как разъясняется на сайте МВД, «решение о приобретении гражданства Российской Федерации… подлежит отмене на основании сообщения заявителем заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации».

Трудовая миграция в России в 2022 году: проблемы и регулирование

Создается унифицированный миграционный режим для долгосрочного пребывания на территории РФ (более 90 дней в году). И он будет применяться, кроме Белоруссии, ко всем странам Евразийского экономического союза. С 1 января 2021 года вводится единая электронная виза.

Будет также проведена модернизация механизмов регулирования трудовой миграции.

Теперь предприниматели должны будут «зарегистрироваться в государственной информационной системе и разместить в ней информацию о потребности в иностранной рабочей силе».

Сначала будут искаться на эти заявки на работу граждане РФ, а затем эти предприниматели смогут «нанять любого имеющего единый документ иностранного гражданина».

То есть, если, конечно, за этим будут строго следить, граждане РФ будут иметь первоочередное право на эту работу. А потом, если таковые не найдутся, то могут нанимать иностранца. Язык документа, кстати, весьма корявый, неточный и так и просится на дополнительное уточнение.

В поручениях есть позитивная фраза об установлении «защитных мер, среди которых выделяются количественные и качественные ограничения на привлечение иностранных граждан, в том числе самозанятых (по странам, территориям, видам деятельности, профессиям (специальностям), работодателям)». Но расшифровать её в полном объёме пока не представляется возможным. Как будут выглядеть в реальности эти «защитные меры»? Это пока остаётся весьма туманным…

Усовершенствованы будут и механизмы обеспечения безопасности в миграционной сфере.

Так право на постоянное проживание и гражданство России будет теперь предоставляться «прежде всего лицам, владеющим русским языком и близким нам по ментальности и культуре». Прямо как с государствообразующим народом в Конституции.

Понятно, что подразумеваются русские, но открыто это сказать пока не решаются. Надо бы отправить эти поручения в Конституционный суд, пусть он скажет откровенно, что имеются в виду русские…

Предполагается расширить использование биометрических персональных данных при пропуске через государственную границу России.

Интересно в связи с этим введение института «соглашения о лояльности», принятия иностранцами на себя обязательств (например, неучастие в политической деятельности), нарушение которых повлечёт утрату права на проживание в России.

Введение особого миграционного статуса «контролируемое пребывание», предусматривающего возложение на иностранного гражданина дополнительных обязанностей (регулярная личная явка, ограничение перемещений, применение дополнительных средств контроля и др.).

Очень вовремя был скорректирован институт запрета на въезд в России. Особенно в отношении категорий иностранных граждан при возникновении эпидемий в иностранном государстве.

Это в ситуации распространения коронавируса позволило нашему государству закрыть страну для въезда представителей разных государств, в этом смысле неблагополучных.

Теперь в отношении иностранных граждан, у которых выявлены опасные заболевания, можно вводить меры принудительной изоляции.

Поручения, сформулированные президентом, могут отчасти решить наиболее острые проявления проблем миграции. Конечно, если соответствующие органы безопасности будут их выполнять.

Но снижение миграционных потоков они не сильно скорректируют. И это останется огромной нерешённой проблемой.

Нужно двигаться дальше по сокращению иностранных потоков и поставить законную трудовую миграцию под жёсткий контроль государства.

Трудовая миграция в России в 2022 году: проблемы и регулирование

Где могут работать трудовые мигранты в 2022 году

Полный запрет на привлечение трудовых мигрантов установлен для трех видов розничной торговли: в нестационарных торговых объектах и на рынках; вне магазинов, палаток и рынков; лекарствами в аптеках.

В то же время 50% от общего числа работников, занимающихся выращиванием овощей, могут быть иностранцами.

80% иностранных работников от общего числа занятых в строительной отрасли могут быть привлечены на стройки.

15% от общего числа работников могут заниматься розничной торговлей алкоголем, в том числе пивом, а также торговлей табачной продукцией, главное торговля должна осуществляться в специализированных магазинах.

Спортивные организации могут привлечь 25% иностранцев, а к управлению недвижимостью по договору и обслуживанию прочих зданий могут быть привлечены 70% от общего числа сотрудников. Обработкой леса, а также торговлей древесным сырьем могут заниматься 50% иностранцев, а 50% должны быть гражданами России. И 24% иностранцев от общего числа работников могут нанять автотранспортные предприятия.

Что касается высококвалифицированных иностранных специалистов и их семей, то на них ограничения не распространяются.

В Минтруда уточнили, что такая доля устанавливается ежегодно для регулирования привлечения иностранной рабочей силы с учетом региональных особенностей рынка труда и приоритетного трудоустройства граждан России.

«Допустимое соотношение иностранных и отечественных работников с прошлого года остается неизменным. Например, сохранена допустимая доля иностранных работников в сфере выращивания овощей, лесоводства и лесозаготовок в размере 50%.

При этом ограничения в сфере выращивания овощей в Астраханской области по ходатайству руководства этого региона не будут распространяться на территории данного субъекта РФ с учетом дефицита трудовых ресурсов», – отметили в министерстве.

Полный отказ от квотирования в сфере строительства предложен для Амурской области, Бурятии и Москвы. В Дагестане квота в строительстве будет сохранена на уровне 50%. В 2022 году ограничение будет также отдельно установлено для Краснодарского края в размере 60%.

Условия въезда мигрантов во время коронавирусной пандемии

В Минтруда уточнили, что въезд иностранных работников осуществляется по временному алгоритму, который действует через заявки работодателей в тех случаях, когда на локальном рынке труда объективно отсутствуют необходимые кадры. Работодатели должны обеспечить карантин приезжающих работников и необходимые санитарные условия для их проживания.

Читайте также:  Когда откроют границу России с Китаем в 2022 году после коронавируса: запрет въезда иностранцев

Привлекать трудовых мигрантов могут организации, группы компаний и заказчики строительства со штатом более 100 человек и ежегодным доходом более 800 млн. рублей, а также участники оргнабора.

В последнем случае это работодатели, нанимающие мигрантов в рамках межправительственных соглашений с республиками Узбекистан и Таджикистан. Эти страны сами формируют группы работников и привозят их в Россию.

Такой вариант въезда позволяет открыть доступ к алгоритму мелким и микропредприятиям.

После прибытия в Россию иностранные граждане должны будут подписать «соглашение о лояльности», в котором содержатся правила пребывания и осуществления трудовой деятельности в РФ.

«Введение в законодательство института «соглашения о лояльности» предусмотрено концепцией проекта нового федерального закона в сфере миграции, — отметили в пресс-службе МВД России. – Кроме того, документ нужен, чтобы иностранный гражданин осведомился об ограничениях и запретах в России, а также о последствиях их несоблюдения».

Совет Федерации также одобрил закон, согласно которому с 29 декабря 2021 года для мигрантов, приезжающих в Россию, вводятся обязательные процедуры: дактилоскопия, фоторегистрация и медосвидетельствование.

Предполагается, что это повысит санитарно-эпидемиологическую безопасность, будет способствовать раскрываемости преступлений и существенно затруднит возможность сокрытия иностранцами настоящих персональных данных.

Что грозит за незаконное трудоустройство иностранцев

От типа проступка зависит, на кого будет возложена ответственность в случае нарушения миграционного законодательства. Пересечение границы, продление разрешительных бумаг для легального пребывания в стране – это личные дела мигранта. Логично, что и отвечает за них он сам, уплачивая штрафы либо вовсе покидая государство.

Ответственность за все, что связано с трудоустройством, несут уже две стороны – и работник, и работодатель. Так что если мигрант работает без патента, то наказан будет и тот, кто его так оформил на работу.

Такая же ситуация и с пропиской: принимающая сторона также участвует в регистрации иностранного гостя – и помогает, и в случае правонарушений несет ответственность. За нарушение миграционного учета иностранных граждан ответственность несет принимающая сторона. Физические лица заплатят в таком случае 2-4 тыс. рублей, должностные лица – 40-50 тыс. рублей, а организации – 400-500 тыс. рублей.

Еще один вариант – несоответствие действительности заявленной цели визита в РФ. Так, если мигрант написал в миграционной карте, что приехал учиться, а сам устроился на работу, на него будет наложен штраф в размере 2-5 тыс. рублей.

Предусмотрен также штраф за непредоставление сведений в миграционную службу. Например, если юридическое лицо – работодатель в положенные сроки не поставит в известность территориальное УВМ МВД РФ о заключении трудового договора с иностранцем, он будет вынужден уплатить штраф в размере 400-800 тыс. рублей, а должностное лицо, допустившее указанное правонарушение, – 35-50 тыс. рублей.

Ранее зампред комитета по делам национальностей Госдумы Шамсаил Саралиев назвал свой способ решения проблемы с «непонятно что делающими, болтающимися и шатающимися» мигрантами. Он посоветовал перенять опыт арабских стран. По его мнению, избавить Россию от проблем с трудовыми мигрантами поможет ужесточение ответственности за них определенных структур и компаний.

«Как только завершается их работа, также их в аэропорт сопровождают. Мигранты постоянно находятся под наблюдением, за ними присматривает ответственная организация. Там никаких проблем с мигрантами нет, в тех же ОАЭ, в Кувейте», — отметил Саралиев.

  • Мобильное приложение для трудовых мигрантов
  • Упростить поиск работы и оформление документов для иностранных граждан поможет специальное мобильное приложение, которое планируется запустить в 2022 году, заявил заместитель председателя правительства РФ Алексей Оверчук.
  • «Мы решили в одном мобильном приложении попробовать отразить и сделать удобным весь клиентский путь, который необходимо пройти иностранцу для переезда и устройства на работу в России», – сообщил чиновник газете «Известия».

С помощью приложения можно будет узнать о наличии ограничения на въезд в Россию и воспользоваться рядом сервисов — в частности, оформить СНИЛС и ИНН. На вопрос, можно ли будет оформить таким образом регистрацию, Оверчук предположил, что такая опция может быть включена в приложение.

Кроме того, он добавил, что прототип приложения уже создан, «идет работа над необходимыми изменениями в нормативной правовой базе», а запуск платформы «планируется в следующем году». Ряд сервисов появится сразу после запуска, а некоторые будут добавляться по мере их готовности.

Может ли Россия обойтись без трудовых мигрантов?

Профессор кафедры труда и социальной политики института государственной службы и управления РАНХиГС Александр Щербаков считает: «Ситуация, при которой юридические лица ищут дешевую рабочую силу за границей, деструктивна для экономики, поскольку игнорируются собственные возможности страны повысить производительность труда и развить производство.

Увеличивать эффективность строительной отрасли необходимо за счет оснащения ее приборами, оборудованием и квалифицированными кадрами, взращенными в России. Поэтому фокус должен быть направлен не на увеличение численности рабочих, а на реализацию заявленных ранее предложений, национальных проектов».

По мнению ведущего научного сотрудника лаборатории «Количественные методы исследования регионального развития» РЭУ им. Г.В.

Плеханова Анны Духон, главной причиной, почему в России так развит рынок трудовой миграции, является то, что часто трудовых мигрантов привлекают на таких условиях, на которые местное население не готово.

«Невысокий уровень зарплаты и тяжелые условия работы, тяжелые бытовые условия, а также часто необходимость проживания отдельно от семьи непривлекательны для российских граждан», – отметила Духон.

Немаловажной причиной является также и то, что РФ не обойтись без трудовых мигрантов в виду особенностей возрастной структуры населения страны.

«Вряд ли можно решить крупные инфраструктурные задачи ближайших лет без привлечения трудовых мигрантов, – подчеркнула Духон. – Одна из причин этому – особенности в возрастной структуре населения России.

Сейчас в трудоспособный возраст вступили малочисленные группы населения, а вот выбывать из трудоспособного возраста в ближайшие годы станут как раз более многочисленные.

В 2021 году граждане России в возрасте от 15 до 29 лет составляют только 15,5% от общей численности населения РФ. Между тем, процент людей в возрасте от 55 до 69 лет достигает 19,6%».

Таким образом, вполне очевидно, что воспроизводства выбывающих трудовых ресурсов не будет и в ближайшее время без помощи «работяг-соседей» нам не обойтись.

Изменения в миграционном законодательстве с 2022 года

Трудовая миграция в России в 2022 году: проблемы и регулирование

  • Логотип ВКонтакте

Что изменится в жизни трудовых мигрантов в 2022 году и кто из них покинет Россию

Конец 2021 года сопровождался напряженной риторикой вокруг пребывания трудовых мигрантов в России. Столичные власти говорят о необходимости сокращения числа приезжих на стройках и в сфере ЖКХ.

Следственный комитет РФ предлагает ввести обязательную геномную регистрацию для въезжающих в страну, а мигрантам, участвовавшим в массовых драках, запрещают въезжать в Россию на протяжении 40 лет.

Эксперты по вопросам миграции объясняют, с чем связано желание чиновников сократить число приезжих в России и как предлагаемые нововведения скажутся на количестве трудовых мигрантов в стране. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Русский язык станет обязательным

Тему трудовых мигрантов затронул в своем выступлении на заседании в Совете по правам человека президент Владимир Путин. Он заявил о необходимости изучать российские законы и русский язык приезжим у себя на родине. Страны СНГ, откуда прибывают мигранты, должны заранее готовить своих граждан к жизни в новой для них стране.

«Мы слышали об этом предложении, но надеемся, оно нас не коснется, так как в Кыргызстане русский язык – официальный. Вся школьная программа, СМИ, всегда дублируются на русский язык. В крупных городах все говорят отлично на русском.

В селах же есть проблема – не хватает школ и преподавателей для обучения.

Сейчас в Кыргызстане как таковых специальных центров пообучению русскому языку нет», – рассказывает руководитель московского регионального отделения Общероссийского кыргызского конгресса Марсель Салахунов.

Он отмечает, что если предложение Путина все же затронет Кыргызстан, то в стране придется создавать специальную инфраструктуру и центры, аккредитованные российскими вузами, чтобы дистанционно обучать киргизов русскому языку.

«Что касается изучения российских законов, то хотелось бы, чтобы это стало обязательным для всех трудовых мигрантов. Многие из них сталкиваются с полицией и различными ситуациями, которых можно было бы избежать, если бы приезжие изучали российское законодательство на базах различных курсов, например», – добавляет Салахунов.

Дидар Имбаев из Киргизии живет в России уже третий год и вспоминает, что при переезде в Россию даже не задумывался о необходимости изучать российское законодательство, однако столкнулся с трудностями сразу же по приезде в Москву.

«У меня не было проблем с языком в столице, я учил русский сначала в школе 9 лет, потом еще 3 года в колледже. Проблемы начались уже в Москве, когда я начал заниматься получением документов. Я понял, что вообще не понимаю, как здесь все устроено, но сейчас уже знаю, в какие органы идти и кто за что отвечает. Хотя вначале мне было очень трудно», – признается Имбаев.

В соседнем Узбекистане, откуда также прибывают миллионы трудовых мигрантов в Россию, ситуация с русским языком совсем иная. Страна участвует в реализации пилотного проекта по привлечению 10 тысяч граждан Республики Узбекистан на работу в строительной сфере в России.

Для его запуска Минобрнауки и Минпросвещения привлекли преподавателей вузов РФ к повышению квалификации национальных кадров – педагогов русского языка на территории республики.

Обучение русскому языку трудовых мигрантов ведется российскими преподавателями, а также национальными кадрами на базе профессиональных учебных заведений Министерства занятости и трудовых отношений Узбекистана.

«Отмечу, что этот проект межгосударственный. Он реализуется совместно с республикой Узбекистан.

Суть его заключается в том, чтобы обучать русскому языку граждан Узбекистана, чтобы они учили русский язык на месте и получали сертификат о владении русским языком, еще будучи у себя на родине.

В дальнейшем при переезде в Россию это поможет им избежать трудностей при трудоустройстве», – объясняет проректор Российского университета дружбы народов (РУДН) Михаил Кацарский.

Кацарский рассказывает, что в настоящее время практически в каждом регионе Узбекистана открыты специализированные моноцентры и созданы профильные классы, где граждан обучают не только языку, но и основам различных профессий, например, управлению строительным краном.

Читайте также:  Парки Мадрида — лучшие места для прогулок и пикников на природе. Отзывы – 2022

Вся эта программа абсолютно бесплатна и действует с 2020 года, а экзамен на знание русского языка, основ законодательства РФ и истории России, который обязателен для получения РВП (разрешение на временное проживание) и ВНЖ (вид на жительство), проводится с осени 2021 года.

В свою очередь, трудовой мигрант Ойдин вспоминает, что до подобной программы в Узбекистане практически не было возможности так подробно готовиться к переезду в Россию. Сам Ойдин до переезда практически ничего не знал о стране.

«Я переехал 3 года назад. В школе у нас было несколько уроков русского языка в неделю. Потом можно было пойти на платные подготовительные курсы, где учили российские законы и язык. Они платные и длятся один месяц.

Я туда ходил несколько раз, но понял, что лучше уже выучу все в России.

То, что узбеки сейчас будут учить русский сразу в Узбекистане, очень облегчит им жизнь в столице и поможет избежать проблем с полицией», – говорит Ойдин.

Взять мигрантов под контроль

Минувший год стал рекордным в части столкновений мигрантов и полиции. За лето 2021 года в столице произошли десятки крупных драк с участием приезжих. В результате следственных проверок более 400 приезжих получили запрет на въезд в столицу на срок более 40 лет. Власти уже неоднократно говорили об ужесточении требований к мигрантам, находящимся в России.

Среди предложений идея главы СК РФ о введении обязательной геномной регистрации для трудовых мигрантов в стране, хотя ранее ее проходили только отдельные категории осужденных россиян. В СК считают, что такая регистрация ужесточит контроль над мигрантами и затруднит въезд криминальных элементов в страну.

Сообщалось также, что Следственный комитет готовит соответствующий законопроект.

«Увеличение различного рода требований к мигрантам исходит из настроений, которые у нас в обществе существуют, и опасений породить в миграции различного рода кризисы. Новые требования создадут дополнительные хлопоты этим мигрантам, их ограничат.

У нас большое желание вносить разные правки в миграционное законодательство, но я считаю, что стоило бы вернуться к изначальным вопросам, связанным с тем, кто занимается миграцией в России и каким образом.

У нас различного рода поправками пытаются сохранить прежнюю схему, где за миграцию у нас отвечают полицейские, а нужно, чтобы ими занимались специализированные ведомства», – считает глава комитета по делам СНГ Константин Затулин.

С предложением внести изменения в миграционное законодательство выступило и МВД России. Предполагается изменить порядок пребывания мигрантов и ввести три миграционных режима: краткосрочное пребывание, долгосрочное и постоянное проживание.

Режим краткосрочного проживания позволит иностранцу оставаться в России до 90 дней. В дальнейшем мигранту придется либо покинуть территорию страны, либо получить разрешение на долгосрочное пребывание.

Также предлагается ввести электронный паспорт для мигранта и упростить процедуру получения вида на жительство.

«Очень многие граждане СНГ хотели бы получить ВНЖ, разрешение на временное проживание, но не имеют на это основания сейчас. Люди мыкаются с патентами, платят налог 4900 рублей, а когда они устраиваются на работу, с них требуют еще 13 % НДФЛ.

А если примут этот закон, то многие получат возможность претендовать на ВНЖ.

Другое дело, что МВД их будет отфутболивать, но так у мигрантов появятся хоть какие-то права», – говорит председатель Центрального комитета профсоюза трудящихся мигрантов Ренат Каримов.

В профсоюзе не ожидают серьезного оттока мигрантов из-за готовящихся нововведений. По крайней мере, поток из Средней Азии останется на прежнем уровне. На сегодняшний день в России насчитывается порядка 7 миллионов иностранных граждан, большинство из них приезжие из Узбекистана. Наименьшее число мигрантов из Молдовы, Белоруссии и Украины.

«Не думаю, что число мигрантов в 2022 году серьезно уменьшится. Мы не знаем, как будет выглядеть новая миграционная реформа в окончательном виде. И неясно, когда законопроект о миграции будет принят в окончательном виде. Считаю, он заработает не раньше 2023 года», – говорит доктор исторических наук, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Сергей Абашин.

Он добавляет, что главными факторами, влияющими на численность трудовых мигрантов, по-прежнему останутся экономика и закрытие границ из-за пандемии.

«Основную массу мигрантов составляют граждане из стран безвизового режима. Скорее всего, число мигрантов в следующем году не будет колоссальным, но будет на уровне 2021 года.

Другое дело если введут визовый режим: он сильно ударит по отношениям России со странами, с которыми вводится этот режим. Думаю, пока политические силы не готовы к такому шагу.

Но это бы ограничило число мигрантов и увеличило бы число нелегалов в России», – уверен Абашин.

По его мнению, главным вопросом в сфере миграции станет сокращение численности трудовых мигрантов из Украины, Беларуси и Молдовы, так как они все больше ориентируются на трудовой рынок Европы.

«Из-за их оттока мы лишимся трудоспособных людей, знающих русский язык и законодательство, но по всем подсчетам видно, что они ориентируются уже не на Россию. Украина, Беларусь и Молдова сильно переориентировались на европейский рынок труда.

В целом в следующем (2022-м. – Прим. ред.

) году реальных миграционных переворотов не будет, но будет накаляться мигрантофобская риторика, и возможно, что под ее давлением власть решится на радикальные меры типа визового режима», – резюмирует Абашин.

ФедералПресс / Елена Сычева

Допустимая доля иностранных работников в 2022 году

Прослушать запись

Перед началом каждого года Правительство РФ пересматривает количество рабочих мест, которые могут быть выделены российскими работодателями сотрудникам-иностранцам. Нормы 2022 года уже определены Постановлением Правительства No 1706. Что изменилось по сравнению с 2021 годом и какие области экономики больше всего нуждаются в иностранцах — расскажем в посте.

Зачем вводятся квоты на привлечение иностранцев

Цель введения квот на использование мигрантов в качестве рабочей силы проста — государству необходимо соблюдать приоритет российских граждан. Именно они должны быть трудоустроены в первую очередь. Каждый год Правительство РФ проводит анализ рынка труда каждого региона в отдельности и решает, какой именно процент рабочих мест может быть отдан мигрантам, без ущемления интересов россиян.

Как правило, нормы устанавливаются для тех сфер деятельности, где работодатели чаще всего «грешат» наймом мигрантов из-за их более низких зарплатных требований.

Строительство в РФ было и остается сферой, которая больше других нуждается в работниках-мигрантах.

Согласно Постановлению Правительства РФ No 1706, вступившему в силе с 16 октября 2021 года, допустимая доля работников-иностранцев для некоторых видов экономической деятельности в 2022 году составляет:

Вид деятельности Код (ОКВЭД) Размер квоты (%)
Розничная продажа лекарственных препаратов в аптеках 47.73
Розничная продажа, осуществляемая в мобильных торговых объектах и рынках 47.8
Розничная торговля вне магазинов, рынков, киосков и палаток 47.99
Розничная торговля любыми алкогольными напитками в спецмагазинах 47.25.1 15
Розничная продажа табачных изделий в спецмагазинах 47.26 15
Пассажирские перевозки с использованием сухопутного транспорта (автобусы, маршрутки, трамваи, троллейбусы, поезда метро и т.д.) 49.3 24
Автомобильные грузовые перевозки (любых грузов с использованием любых транспортных средств) 49.41 24
Деятельность в области спорта 93.19 25
Выращивание овощей 01.13.1 50 (ограничение не действует в Астраханской области)
Лесозаготовки и лесоводство 02 50
Деревообработка, изготовление деревянных изделий (за исключением мебели) и товаров из пробки и соломки, производство материалов для плетения 16 50
Строительство раздел F 80 (доля не применяется в Москве, Амурской области и Бурятии). Для Дагестана: 50%Для Краснодарского края: 60%
Оптовые продажи древесного сырья и лесоматериалов, не подвергавшихся обработке 46.73.1 50
Оптовая продажа пиломатериалов 46.73.2 50
Розничная продажа любых алкогольных напитков 47.25.1 15
Обслуживание (уборка, очистка, дезинфекция и дезинсекция, удаление снега, строительство заборов и т.д.) зданий и территорий 81 70
Управление недвижимостью за плату или на договорной основе 68.32 70

По сравнению с прошлым годом количество квот изменилось только для:

  • Краснодарского края — в 2021 местные строительные компании могли нанимать до 80% иностранцев;
  • Астраханской области — в этом году в области овощеводства там был предусмотрен лимит в 50%.

Ограничения на наем мигрантов в строительные компании Москвы, Амурской области и Бурятии были сняты уже в 2021 году.

Численность сотрудников-мигрантов необходимо привести в соответствие Постановлению к 1 января 2022 года. Нормы следующего года объявляются за пару месяцев до его начала, чтобы у работодателя было время законным образом расторгнуть трудовые договора с мигрантами в том случае, если доля изменилась в меньшую сторону.

На кого не распространяются ограничения

В соответствии со статьей 13.2 Федерального закона N 115-ФЗ, данные квоты не касаются высококвалифицированных специалистов и членов их семей, из какой бы страны они не прибыли. Иностранцев с подобным статусом можно нанимать без учета допустимой доли.

Кроме того, ограничения не действуют также в отношении граждан ЕАЭС (Казахстан, Армения, Беларусь, Киргизия), имеющих статус временно или постоянно проживающих. Об этом сказано в статье 97 Договора о Евразийском экономическом союзе.

Наказание за превышение допустимой доли

При выявлении нарушения предписанной нормы в отношении допустимого количества иностранных сотрудников, работодателю грозит административная ответственность и штраф в размере:

  • 45000 – 50000 рублей для должностных лиц;
  • 800 000 – 1 000 000 рублей и приостановка деятельности на 14-90 дней для юрлиц;

Подписывайтесь на Мигранту Рус: Яндекс Новости.

Русский▼

Особенности миграционных процессов в РФ в 2022 году

На сегодняшний день вопрос о миграции волнует все больше государств, не только Российскую Федерацию. Ведь с каждым годом количество мигрантов увеличивается.

Общее понятие о миграции

Миграция – это перемещение граждан из одной страны в другую, в поисках лучших условий для проживания. Миграция оказывает значительное влияние на развитие государства. Экономика также находится под влиянием миграции населения из одной страны в другую, причем это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Виды миграции:

Читайте также:  Средняя зарплата ветеринара в Москве и других городах России в 2022 годах
Временная миграция. Происходит, из-за каких либо стихийных бедствий, военных действий и т.п. Иностранные граждане мигрируют на некоторое время до устранения опасных воздействий на их жизнь.
Сезонная миграция Этот вид миграции связан, с трудовой деятельностью. Иностранные граждане переселяются в определенные регионы для трудоустройства.
Трудовая миграция Характеризуется переселением населения для выполнения трудовой деятельности на постоянной основе.
Спонтанная миграция Этот вид миграции, не зависит, от каких либо факторов. Население мигрирует в поисках лучших условия для проживания.

Все эти причины  вызывают миграцию населения, которые распределяются большей частью по соседним территориям, и все чаще в последнее время – в дальние регионы и страны.

Важно!!! Главным признаком миграции является смена места проживания, то есть миграция, относится, к изменениям географического положения населения.

Так же миграция может определяться количеством мигрирующего населения, то есть:

  • Организованная миграция, когда определенная группа граждан, мигрирует в другую страну для осуществления трудовой деятельности или же с целью обучения.
  • Самостоятельная миграция, когда определенный гражданин, решил сменить место проживания, тем самым мигрировал в другую страну.

Важно!!! Наиболее важное влияние на развитие государства оказывает трудовая миграция.

Отрицательным влиянием на развитие государства, является миграция ценных кадров, которые внесли большой вклад в развитие определенных отраслей, но по каким либо причинам были вынуждены мигрировать в другое государство.

статью ⇒ Образец заполнения миграционной карты РФ в 2022 году.

Миграционная ситуация в РФ и ее регулирование государством

Миграционные процессы в России подвергаются как отрицательным, так и положительным факторам развития.

К отрицательным факторам относятся распад бывшего Союза ССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков государственной границы Российской Федерации, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты.

Не смотря на большое количество отрицательных факторов, так же имеются и положительные, например такие, как развитие рыночных отношений, развитие трудовой деятельности в отдаленных районах государства.

Российская Федерация всегда имел интерес у большинства иностранных граждан, она привлекала свое большой территорией и разновидностью трудовой деятельности. Исходя из этого, трудовая миграция пользуется особым интересом в РФ.

Но для того, что бы в стране не возник экономический кризис, все трудовые отношения с мигрантами регулируются законами РФ.

Так, например, с помощью миграционных квот, государство регулирует численность рабочих, которым могут предоставить место в организации или предприятии.

Миграционная политика служит для обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворения потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рационального размещения населения на территории страны, использования интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания России. Миграционную политику нельзя оставлять без внимания ни органам власти, ни обществу. Она является неотъемлемой частью всей государственной политики в целом, так как имеет непосредственное отношение к жизни многих граждан страны, заботиться о которых – первоочередная задача и цель любого государства.

Миграционные процессы

Нахождение иностранных граждан на территории РФ регулируется законом. Все граждане, которые пересекают границу РФ, обязаны получить миграционную карту, которая является документом, подтверждающим легальное нахождение в России. Государство стремится контролировать процесс миграции иностранных граждан на территорию РФ, для того чтобы увеличить безопасность в стране.

В Российской Федерации, согласно Закону «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ, органы государственной власти и местного самоуправления:

  • регистрируют мигрантов по месту жительства;
  • собирают и обрабатывают сведения, характеризующие миграционные процессы;
  • поддерживают работу открытой информационной системы.

Регулирование миграционных процессов, неотъемлемая часть законодательства РФ. Для обеспечения регулирования миграционных процессов в трудовой миграции создан целый ряд действий, которое правительство направило на регулирование такого рода миграции:

  • Предоставление жилья для стимулирования рабочей силы в определенные регионы для трудовой деятельности;
  • Создание новых рабочих мест;
  • Государственная поддержка для мигрантов;

Так же государство создает новые законы, которые направлены на  стимулирование мигрантов, на трудовую деятельность в отдаленных регионах России. Мигрантам предоставляется жилья для осуществления трудовой деятельности.

Количество въехавших на территорию РФ иностранных граждан с каждым годом  превышает количество покинувших территорию РФ граждан. Отсутствует эффективный государственный контроль над миграционными процессами. Это очень отрицательно влияет на безопасность страны.

На основании данной статьи можно сделать вывод, о  том, что миграция  – это довольно интересный процесс, который вносит как положительный, так и отрицательный вклад в развитие государства. Миграционные процессы регулируются законами РФ, а именно создана  «Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации».

статью ⇒ Миграционные квоты в Российской Федерации в 2022 году.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1

Определение миграции.

Ответ:  Миграция – это перемещение граждан из одной страны в другую, в поисках лучших условий для проживания. Миграция оказывает значительное влияние на развитие государства. Экономика также находится под влиянием миграции населения из одной страны в другую, причем это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Вопрос №2

Основные виды миграции.

Ответ: Миграционные процессы зависят от множества факторов, например, такие как политические, социальные и экономические. Отрицательное воздействие этих факторов на жизнь человека, вынуждает его на миграцию в другую страну, в поисках лучших условий для жизни.

Основные виды миграции:

  • Трудовая;
  • Сезонная;
  • Временная миграция.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:

«Приток мигрантов, несмотря на ограничения, все равно будет расти» — Газета.Ru

Приток мигрантов будет только расти, бросая новые вызовы безопасности России, заявил во вторник зампредседателя Совбеза Дмитрий Медведев. При этом он отметил неподготовленность государства к контролю за наплывом рабочей силы из-за рубежа.

Согласно данным МВД, иностранцы и лица без гражданства совершили за минувший год 36,4 тысячи преступлений, что на 5,9% больше, чем за 2020 год. Силовые ведомства подготовили ряд нововведений в области миграционной политики.

«Медленно, с нарушением сроков, опозданием почти на год идет работа над проектом стратегии комплексной информатизации государственного управления миграционными процессами. До сих пор нет единой цифровой платформы, которая содержала бы информацию об иностранных гражданах и миграционных потоках.

Потребность в такой системе исключительно важна», — сказал Медведев на совещании по повышению качества государственного управления и предоставления государственных услуг в сфере миграции.

При этом он констатировал, что «приток мигрантов в нашу страну даже несмотря на ограничения, связанные с пандемией, все равно будет расти».

По словам зампредседателя Совбеза, есть «серьезные вопросы к качеству миграционного учета и государственного контроля за ним». Так, прокурорские проверки часто выявляют серьезные нарушения в этой сфере.

Мигранты не всегда могут получить нормальные государственные или медицинские услуги.

Кроме того, по-прежнему в России есть бизнес, «выгодно привлекать в нашу страну дешевую и бесправную иностранную рабочую силу».

Медведев отметил, что даже вполне законопослушные и квалифицированные иностранные граждане, в приезде которых в России заинтересованы, бывают вынуждены обращаться со своими проблемами к так называемым посредникам. Поскольку преодолеть административные барьеры подчас очень сложно.

«Это не только питательная почва для коррупции, злоупотреблений. Теневой криминальный рынок подобных услуг и отсутствие контроля в этой сфере создают серьезные угрозы безопасности страны», — подчеркнул зампредседателя Совбеза РФ.

Отказ от мигрантов

В начале ноября минувшего года заместитель мэра Москвы Андрей Бочкарев в интервью РБК рассказал, что дефицит трудовых ресурсов на стройках Москвы составляет около 40%, в столице не хватает порядка 80 тысяч рабочих.

Он добавил, что многие работавшие в Москве иностранцы уехали из столицы во время пандемии. До этого в Москве было почти 120 тысяч мигрантов, а после начала пандемии остались лишь около 40 тысяч. Однако Бочкарев отметил, что в столице необходимо отказываться от строителей-мигрантов.

Того же мнения придерживается и мэр Москвы Сергей Собянин. В конце того же месяца он поручил уменьшить число мигрантов на столичных стройках в рамках реновации. Градоначальник настаивает, что на стройках должно быть меньше людей, а к работе на них следует привлекать «россиян из ближайших регионов», а не мигрантов.

«У нас в крупных городских коммунальных предприятиях мигрантов практически нет. Они остались на уровне жилищных ГБУшек, где много дворницкого труда, чернового и низкооплачиваемого.

Но и там, мне кажется, есть резерв, куда подвигаться.

Надо подбирать людей другого качества и повышать зарплату, при этом наращивать производительность труда, механизацию и индустриализацию строительства», — сказал Собянин РИА «Новости».

Несколько дней назад в интервью РИА «Новости» председатель следственного комитета России Александр Бастрыкин отметил рост преступности среди трудовых мигрантов. Часто нарушают закон молодые люди из центральноазиатских республик.

«Кроме того, как известно, выходцы из стран Ближнего и Среднего Востока, а также из Северной Африки используют транзит через нашу страну для перемещения в страны Евросоюза, что влечет за собой реальные риски проникновения в Россию членов международных террористических и экстремистских организаций», — добавил глава ведомства.

Он, как и Медведев, уверен, что в 2022 году «повышенное внимание необходимо уделять совершенствованию миграционных процессов». Бастрыкин считает, что необходимо качественно обновить и систематизировать правовую базу государственного регулирования в этой сфере, повысить уровень автоматизации административных процедур для набора трудовых мигрантов.

«Организовать предельно адресную профилактическую работу с работодателями с целью социальной адаптации мигрантов, а также принятие мер, направленных на получение информации о возможных негативных процессах в их среде в целях своевременного реагирования и предупреждения опасных последствий. Уверен, что предлагаемые меры позволят минимизировать экстремистские и террористические угрозы», — заключил он.

Отпечатки или ДНК?

31 декабря 2021 года в России закончился срок моратория на депортацию нелегальных мигрантов, вставших на миграционный учет. С января иностранных граждан могут выдворять из страны за незаконную трудовую деятельность, а их работодателям грозит штраф до 800 тыс. руб. за каждого человека.

Чтобы усилить контроль за мигрантами, МВД РФ разработало законопроект, согласно которому у иностранцев, прибывающих в страну на заработки, приобретающих российское гражданство или приезжающих на срок более 90 дней, предлагается собирать дактилоскопические данные. Инициатива не предполагает исключений для высококвалифицированных работников или сотрудников иностранных компаний.

  • А в СК РФ выступили за геномную регистрацию трудовых мигрантов (учет, хранение и использование государственными органами персональных данных, включающих кодированную информацию об определенных фрагментах ДНК).
  • Как сообщается на сайте Следственного комитета, Бастрыкин дал поручение подготовить проект изменений в федеральные законы, предусматривающий обязательную геномную регистрацию иностранных граждан, получающих разрешение на работу в России.
  • «Предложения Следственного комитета обусловлены увеличением количества противоправных деяний трудовых мигрантов, порождающих социальную напряженность и обострение криминогенной ситуации в России», — приводятся на сайте слова официального представителя СК РФ Светланы Петренко.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector