Аварийная экстренная посадка самолета в аэропорту: скорость, когда он коснулся посадочной полосы аэродрома

Современный пассажирский самолет — очень сложная машина, но она управляется человеком. Считается, что особенно непросто, тем более в плохих погодных условиях, посадить самолет.

Аварийная экстренная посадка самолета в аэропорту: скорость, когда он коснулся посадочной полосы аэродрома

Как происходит посадка

Для обычного пассажира полезно знать, как управляется это транспортное средство. Основным устройством вождения является штурвал. С помощью его можно произвести следующие действия:

  1. Если нужно поднять нос машины вверх, его тянут на себя.
  2. Когда действие имеет обратный ход, нос опускается. Именно это движение штурвалом важно при посадке самолета.
  3. Если повернуть устройство управления влево или вправо, соответственно, самолет накренится в соответствующую сторону.
  4. При нажатии на педали будет происходить поворот в одну или другую сторону. Это происходит благодаря тому, что изменяется положение закрылков.
  5. Педали как раз активно используются во время приземления, а также на взлете.

Аварийная экстренная посадка самолета в аэропорту: скорость, когда он коснулся посадочной полосы аэродрома

За скорость самолета при посадке и взлете, которая составляет около 250 километров в час, отвечают рычаги управления, с помощью которых регулируют параметры двигателей, направляя их в нужное русло.

В управлении воздушным транспортом в качестве основного используется именно штурвал.

Но вот в некоторых моделях Airbus (320, 321) штурвал заменяет специальный рычаг, расположенный с правой стороны кресла основного пилота и второго пилота. Такая схема позволяет более продуктивно и быстро использовать возможности по управлению машиной.

Помимо основных рычагов управления, в кабине летчиков также расположены очень важные для полета приборы:

  • Дисплей навигации.
  • Главный пилотажный прибор.
  • Управление автопилотом.
  • Управление траекторией движения самолета (глиссада).

Даже если возникают ситуации, когда, как говорится, страшно становится, эти устройства помогают разобраться и принять верное решение. Они именно и способствуют тому, чтобы даже в необычных ситуациях можно было оперативно найти выход.

В современных условиях авиаперевозок можно условно подразделить состав экипажа на две части:

  • Людей, которые работают на земле, чтобы обеспечить безопасность полетов. Это диспетчеры, менеджеры, техники, грузчики, водители и прочий обслуживающий лайнер персонал.
  • Тех, кто осуществляет непосредственное управление самолетом.

На первый взгляд, кажется, что связь между этими специалистами очень условна. Но на самом деле от их слаженного взаимодействия зависит положение самолета и на земле, и в воздухе.

Аварийная экстренная посадка самолета в аэропорту: скорость, когда он коснулся посадочной полосы аэродрома

Человеку, желающему стать бортпроводником, необязательно иметь лицензию, достаточно пройти курсы обучения и сдать экзамен, а вот пилоты должны каждый год проходить полетную подготовку на земле, сдавать тесты на имитаторах, а также раз в год проходить медицинское освидетельствование.

Непосредственно в состав персонала лайнеров входит несколько человек. Они ответственны за все, что происходит на борту во время полета:

  1. Командир. Его власть во время нахождения судна в воздухе довольно велика. Он даже может арестовать нарушающего порядок пассажира на время полета, а по прибытии сдать его полиции. На нем лежит право принимать все кардинальные решения.
  2. Второй пилот. В экстренных ситуациях на него может быть возложено управления воздушным судном. Он должен разработать план полета, смотреть за количеством принятого груза, числом пассажиров. Продумать условия взлета и посадки в тех или иных аэропортах.
  3. Бортпроводники или стюардессы (стюарды). Отвечают за обслуживание пассажиров и их безопасность. В случае аварийной ситуации организуют эвакуацию. В зависимости от размеров самолета бортпроводников может быть несколько человек, максимальное количество —

Приземление самолета

Современные авиалайнеры максимально автоматизированы и на автопилоте могут преодолеть весь маршрут. Но все же без пилота в кабине не обойтись, особенно при выполнении такого сложного маневра, как посадка.

А это зависит от длины пробега самолета при посадке. Поэтому самые маленькие ВПП могут быть до 500 м, на них садятся небольшие самолеты. А самая протяженная — 5500 м (например, в аэропорту Жуковский).

Аварийная экстренная посадка самолета в аэропорту: скорость, когда он коснулся посадочной полосы аэродрома

Зона посадки самолетов — взлетно-посадочная полоса (ВПП), должна быть рассчитана по своей длине на то, чтобы лайнер завершил движение по ней.

Сама посадка длится до 10 секунд и начинается с высоты 400 м. На этом этапе выпускаются шасси. На высоте 60 м можно еще принять решение о прекращении посадки и снова начать набор высоты. Но после прохождения этой отметки возможна только посадка.

Далее происходит следующее:

  • С 25 м начинается планирование.
  • На высоте 10 м планирование переходит к выравниванию, затем к выдерживанию, когда скорость падает.
  • Небольшой промежуток времени занимает парашютирование самолета, и он, наконец, касается всеми тремя своими точками посадочной полосы.
  • Далее, следует пробег по полосе, который может занять несколько секунд. При сильном ветре, особенно таком, что дует с боковой стороны, опытные пилоты сначала касаются поверхности земли одним колесом. А уж потом происходит полная сцепка с ВПП.

Возможно устроить посадку и с помощью автопилота, но для этого нужно точно настроить аппаратуру и согласовать действия с наземными службами, которые будут контролировать движения самолета. Поэтому большинство пилотов предпочитает ручное управление при посадке.

Аварийная посадка самолета

Бывают ситуации, когда самолет терпит бедствие и вынужден делать аварийную посадку, чтобы избежать катастрофы. Надо быть готовым к этому и перед полетом внимательно слушать, что говорит бортпроводник, когда показывает, как надевать спасательный жилет или кислородную маску.

Аварийная экстренная посадка самолета в аэропорту: скорость, когда он коснулся посадочной полосы аэродрома

Как вести себя при аварийной посадке

При выборе места надо быть как можно ближе к аварийному выходу, не менее чем за пять рядов. И следует знать, как себя вести в различных аварийных ситуациях.

  1. При разгерметизации воздушного судна, когда воздушные потоки устремляются в салон, первым делом необходимо надеть маску, а затем помогать окружающим. В ином случае может наступить кислородное голодание и потеря сознания. Тогда уж точно помощи никому не окажешь. И обязательно пристегнуть ремень к креслу.
  2. Во время пожара в салоне, который нередко возникает при аварийной посадке, происходит задымление. Надо накинуть на себя плед, прижать к носу платок, смоченный в воде и на четвереньках пробираться к аварийному люку.
  3. При посадке на ходу надо надеть надувной жилет и следовать к аварийному выходу. Самолет сохраняет плавучесть, а выход осуществляется с помощью специальных надувных трапов. В салоне также есть надувные плоты, которые спускаются на воду.

Особенности аварийной посадки

В любой аварийной ситуации всегда есть возможность благополучно завершить полет. Многое зависит от погодных условий и мастерства пилотов, ведь решения надо принимать быстро, в считаные секунды. При посадке на воду пилотам важно учитывать следующие обстоятельства:

  1. Заходить на посадку параллельно волнам, уже с 600-метровой высоты можно визуально определить их направление.
  2. Приводнение осуществляется на малой скорости.
  3. Нельзя допускать задирание носа.
  4. Опускаться на воду следует с убранными шасси и закрытыми закрылками.

Надо помнить о том, что после касания воды лайнер становится неуправляемым. Шансы на успешное приводнение выше у больших самолетов. А также многое зависит от прочности фюзеляжа.

В ночное время на высоте 150 м включаются фары, чтобы пилоты лучше могли оценить обстановку и направление волн. После приводнения командир оценивает ситуацию и определяет, какие аварийные люки необходимо открыть для эвакуации. Открываются те из них, что находятся над поверхностью воды, чтобы не допустить проникновение ее внутрь салона.

  • Рекомендуем видео:
  • Есть случаи успешной посадки самолета в ситуации, когда не вышло по каким-то причинам шасси, самолет сажают на «брюхо», и он касается посадочной полосы аэродрома.

Владелец сайта и визового центра, постоянно самостоятельно путешествую и живу за границей, был более чем в 40 странах.

Оцените пост Загрузка…

Аварийная экстренная посадка самолета в аэропорту — скорость, когда он коснулся посадочной полосы аэродрома

Условно полёт можно разделить на несколько этапов: взлет и набор высоты, непосредственно полет, снижение и посадка самолёта.

Причем эксперты констатируют: большая часть авиа-происшествий происходит не на большой высоте полета, а во время начального и, особенно, заключительного этапа полета, то есть во время взлёта и посадки.

Разберёмся, почему так происходит, какие угрозы в себе таят эти этапы и какой из них опаснее. 

Посадка самолёта

Этап посадки самолёта начинается с высоты 25 метров над уровнем порога ВПП (в случае стандартной курсо-глиссадной системы) и завершается пробегом по ВПП до полной остановки летательного аппарата.

Для лёгких самолётов этап посадки может начинаться с высоты 9 метров.

Посадка — самый сложный этап полёта, так как при уменьшении высоты уменьшается возможность исправления ошибок лётчика или автоматических систем.

Непосредственно посадке предшествует заход на посадку — часть полёта, которая включает предпосадочное маневрирование в районе аэродрома с постепенным изменением конфигурации летательного аппарата из полётной в посадочную.

Например, конфигурацию самолёта при заходе на посадку начинают изменять с выпуска шасси, затем выпускают предкрылки и в последнюю очередь, иногда постепенно, выпускают закрылки, при этом скорость самолёта снижается до посадочной. Завершение выпуска закрылков может производиться на глиссаде. Заход на посадку начинается на высоте не менее 400 метров.

Скорость захода на посадку должна превышать скорость сваливания при данной конфигурации летательного аппарата не менее чем на 30 %. В аварийной ситуации скорость захода на посадку может превышать скорость сваливания на 25 %. Заход на посадку завершается либо посадкой, либо уходом на второй круг.

На второй круг летательный аппарат уходит при превышении допустимых отклонений параметров траектории при снижении на глиссаде от номинальных. Решение о посадке пилот обязан принять не ниже высоты принятия решения.

Воздушная часть посадки длится порядка 6 — 10 секунд и включает:

  • Выравнивание — часть посадки, во время которой вертикальная скорость снижения на глиссаде практически уменьшается до нуля; начинается на высоте 8 — 10 метров и завершается переходом к выдерживанию на высоте 0,5 — 1 метр.
  • Выдерживание — часть посадки, во время которой продолжается дальнейшее плавное снижение аппарата с одновременным уменьшением скорости и увеличением угла атаки до значений, при которых возможно приземление и пробег.
  • Парашютирование — часть посадки, которая начинается при уменьшении подъёмной силы крыла и характеризуется ростом вертикальной скорости; однако из-за малой высоты выдерживания при контакте летательного аппарата с землёй вертикальная скорость незначительна.
  • Приземление — контакт летательного аппарата с земной поверхностью; самолёты с носовой стойкой осуществляют приземление на основные стойки, с хвостовой — на все стойки шасси одновременно (приземление на три точки); приземление на стойки, расположенные впереди центра масс, может привести к повторному отделению самолёта от ВПП — «козлению».

Иногда для уменьшения посадочной дистанции посадку осуществляют без выдерживания, а в отдельных случаях и без полного выравнивания.

В условиях ограниченной длины ВПП посадка осуществляется при помощи специальных приспособлений.

Например, при посадке истребителей на авианосец применяются аэрофинишёры — тормозные тросы, натянутые на палубе, за которые истребитель цепляется специальным крюком, и которые гасят кинетическую энергию приземлившегося самолёта.

Примечательно, что в момент касания пилот включает взлётный режим на случай неудачного зацепления крюком аэрофинишёра. На наземных аэродромах с целью уменьшения пробега на некоторых самолётах применяется тормозной парашют.

Статистика – вещь упрямая

На самом деле, не так уж и редки случаи, когда на борту самолетов возникают различные внештатные ситуации, и как утверждает статистика, особенно часто это происходит при приземлении и посадке.

Читайте также:  Международно-правовые договоры и вопросы получения гражданства

Тем не менее, устройство современных авиалайнеров предусматривает все возможные проблемы, и оснащаются целым рядом систем защиты благодаря которым, при возникновении внештатной или аварийной ситуации, всегда есть возможность благополучно (без жертв!) посадить самолет.

Всего эксперты называют несколько видов посадок. Первая из них – штатная посадка, когда условия для посадки и работа оборудования соответствует нормам.

Следующий вид посадки – внештатная или вынужденная посадка, происходящая с отклонением от норм, к примеру, при недостаточно квалифицированном экипаже, когда система обеспечения полета не работает в полном объеме, или при неблагоприятных погодных условиях. И, наконец, последний вид посадки – аварийная посадка.

Аварийной считается посадка самолета терпящего бедствие, или когда имеет место реальная угроза экипажу и пассажирам. Также аварийной является посадка, происходящая при недостатке топлива или при плохих погодных условиях.

Аварийная экстренная посадка самолета в аэропорту: скорость, когда он коснулся посадочной полосы аэродрома

Посадка автожира

Посадка автожира, как и его полёт, производится в режиме авторотации несущего винта. Перед касанием выполняется гашение горизонтальной скорости взятием ручки управления на себя (увеличение тангажа).

Посадочная скорость типичного лёгкого автожира (при отсутствии ветра) лежит в диапазоне 25—45 км/ч (ориентировочно).

По причине столь малой скорости посадки посадочный пробег автожира крайне короткий, и может составлять единицы метров; при наличии встречного ветра умеренной силы посадка может быть и вертикальной.

Приводнение на Гудзоне

В Нью-Йорке, в январе 2009 года пассажирский авиалайнер US Airwais – Airbus A320, следовавший рейсом 1549 из Нью-Йорка в Шарлотту со 150 пассажирами на борту, из-за проблем с двигателем был вынужден совершить аварийную посадку в реку Гудзон.

Как выяснилось, всего через несколько секунд после вылета из аэропорта, авиалайнер столкнулся со стаей птиц, затем последовала серия хлопков в левом двигателе, после чего в нём вспыхнуло пламя, и самолет стал терять высоту.

57-летний командир корабля Чесли Салленбергер моментально принял решение об аварийной посадке.

Но, так как самолет был не в состоянии дотянуть ни до одного из ближайших аэропортов, экипаж направил его на реку Гудзон, и предупредил пассажиров о скором приводнении.

Благодаря тому, что лайнер не успел развить большую скорость и подняться высоко в воздух, удалось предотвратить разрушения фюзеляжа в момент касания с поверхностью воды.

Таким образом, при приводнении самолет лишился лишь одного двигателя.

После приземления самолета на воду, пассажиры выбрались на крылья самолета, откуда их сразу сняли спасатели срочно прибывших к месту катеров и находившихся рядом речных трамваев, которые и доставили их на берег.

Благодаря опыту и мастерству командира экипажа, из 150 пассажиров и 5 членов экипажа никто не погиб, лишь несколько человек получили травмы и переохладились, так как в Нью-Йорке в этот день температура воздуха составляла -6°С, а температура воды, в которой пассажирам пришлось стоять по колено, в ожидании спасателей, не превышала +2°С. Спустя несколько минут после завершения операции по спасению пострадавших, самолет ушёл под воду.

После этого невероятного происшествия долго не утихали разговоры о пилоте, который безопасно приводнил огромный лайнер

А информация о том, что Чесли Салленбергер являющийся пилотом US Airways с 1980 года, ранее семь лет служил в ВВС, где был пилотом истребителя, получила широкую огласку.

Он также принимал участие в расследованиях причин авиакатастроф и работал летным инструктором.

Кроме того, Салленбергер является владельцем консалтинговой фирмы Safety Reliability Methods, которая помогает клиентам в обеспечении безопасности в полёте.

Хотя посадка огромных лайнеров на воду редко заканчивается благополучно, случаев, подобных этому немало. Среди них можно выделить приводнение на Неву пассажирского Ту-124 в 1963 году, когда остались живы все без исключения члены экипажа и пассажиры.

В бывшем ссср произошло еще два случая аварийных приводнений

Один из них произошел в акватории Московского моря летом 1972 года.

Во время испытания аварийного электропитания Ту-134 экипаж сознательно отключил генераторы, не приняв во внимание того факта, что при переходе на аварийное электропитание топливо не подаётся автоматически, и его необходимо закачивать вручную при помощи помпы.

В самолёте заглохли оба оставшиеся без топлива двигателя, и пилотам пришлось садиться на воду. Приводнение прошло успешно, а самолет, благодаря своей герметичной конструкции, остался на плаву. Никто не пострадал.

Следующая история аварийной посадки на воду произошла в 1976 году под Киевом, когда лайнер Як-40 пришлось посадить прямо на болото.

По всей видимости, причиной экстренной ситуации послужило случайное переведение ручек управление двигателями самолета в положение «СТОП». Эта аварийная посадка также обошлась без жертв.

Именно после этого случая в самолетах начали устанавливать специальную блокирующую планку, которая не позволяет останавливать двигатели во время полета.

Аварийная экстренная посадка самолета в аэропорту: скорость, когда он коснулся посадочной полосы аэродрома

Посадка вертолёта

Все вертолёты могут выполнять как вертикальную посадку, так и (при необходимости) посадку с пробегом (по-самолётному). Последний случай относится главным образом к вертолётам с колёсным шасси.

Вертолёты с полозковым шасси, хотя и могут (в принципе) выполнять посадку с некоторой горизонтальной скоростью, мало приспособлены к этому и используют такую технику посадки редко (а именно — в случаях недостаточной мощности двигателя для выполнения висения, при ряде отказов и т. д.).

Посадка в этом случае выполняется с минимальной возможной поступательной скоростью.

Благополучное приземление на Варшавском аэродроме

После неимоверной посадки польского авиалайнера на варшавском аэродроме 2 ноября 2011 года, эта тема долго не сходила с экранов телевидения и первых страниц печатных изданий.

Пассажирский самолет авиакомпании LOT – Боинг 767, выполнявший рейс из США в столицу Польши, совершил аварийную посадку в международном аэропорту имени Шопена. Ситуация была вызвана сбоем электропитания, в результате чего не выдвинулось шасси.

Самолет продолжительное время кружил над аэропортом, процедура аварийной посадки была запланирована в воздухе и основательно подготовлена. Благодаря слаженным и эффективным действиям пилотов, Боинг успешно посадили «на брюхо», и никто из 231 пассажира, находящегося на борту лайнера, не пострадал.

Несмотря на то, что специалисты не исключали трагической концовки аварийного приземления, к счастью, катастрофы удалось избежать. Пассажиры самолета даже до конца не осознали насколько опасной и чрезвычайной была ситуация, и практически не почувствовали, что шасси отсутствует. Они лишь почувствовали нестандартный треск, и отметили, что приземление было мягким.

Севший «на брюхо» лайнер пожарные, для перестраховки, залили пеной, тем самым исключив возможность возгорания.

После совершения аварийной посадки были отменены ближайшие рейсы, и аэропорт был закрыт для приема неисправного авиалайнера.

Приземление, сохранившее жизни 10 членов экипажа и 221 пассажира завершилось благополучно благодаря профессионализму и собранности в 53-летнего пилота Тадеуша Врона, который более 30 лет проработал в гражданской авиации.

Аварийная посадка на заброшенной полосе

Осенью 2010 года самолет авиапредприятия АК «Алроса» ТУ-154М, следовавший из Якутии в Москву, совершил аварийную посадку в Коми.

Из-за отказа навигационного и электрооборудования, экипаж самолета был вынужден посадить самолет практически вслепую – пилоты даже не могли определить точного местонахождения самолета, а топлива оставалось всего на тридцать минут полета.

После того как самолет вышел из зоны низкой облачности, экипаж заметил болото, садиться в которое было нельзя, экипаж продолжал поиски площадки. После очередного разворота судна, командир заметил заброшенную полосу, куда и направил штурвал.

Посадка была совершена на старую взлетно-посадочную полосу аэропорта, которая в последнее время предназначалась только для вертолетов.

Посадку немного смягчили молодые деревья, выросшие на заброшенной полосе, но из-за отказа электрооборудования самолет не смог затормозить на полосе в1 200 метров, и на 150-200 метровбыл вынесен в лес.

На борту самолета находилось 72 пассажира, ни один из них серьезно не пострадал. ( Быть может, именно этот случай был взят за основу в фильме «Ёлки-2», уж больно они похожи).

Когда решалась судьба упавшего в лес самолёта, местные жители в шутку предлагали переоборудовать заброшенное судно в бар-ресторан.

Аварийная экстренная посадка самолета в аэропорту: скорость, когда он коснулся посадочной полосы аэродрома

Другие случаи и причины аварийных посадок

В Дубае в ноябре 2011 года произошла аварийная посадка пассажирского лайнера Airbus A380, принадлежащего австралийской авиакомпании Qantas.

Экипаж был вынужден совершить вынужденную посадку из-за проблем с двигателем. Согласно инструкции, пилоты лайнера приняли решение об отключении проблемного двигателя и совершении экстренной посадки.

Из находившихся на борту 283 человек не пострадал ни один.

Месяцем ранее летящий из Стамбула лайнер компании Turkish Airlines, при приземлении в аэропорту Индии соскользнул с посадочной полосы из-за сильного ливня. На судне Airbus 340 находились 104 человека, всех срочно эвакуировали, пострадавших не было.

Проведя небольшой анализ, отметим, что наиболее частой причиной аварийной посадки является попадание птиц в двигатель самолетов

Не редки случаи возникновения проблем с шасси. А главными опасностями являются разгерметизация и возгорание кабине самолёта в воздухе. Тем не менее, со всеми этими неприятностями удается справляться. И что главное – зачастую без жертв.

История помнит случаи, когда задымление в кабине пилотов приводило к аварийной посадке со счастливым концом. А неполадки с системами вентиляции и кондиционирования или частичная разгерметизация кабины самолета устранялись еще в воздухе.

Помимо причин аварийных посадок по техническим причинам, таких, как сбой электроснабжения или снижение уровня масла в двигателе, бывали и не совсем стандартные случаи. Один из таких – аварийная посадка по причине доносившегося специфического запаха из кухонного отделения в хвостовой части самолета.

Посадка вынужденная или аварийная

Вынужденная посадка, в отличие от аварийной, является довольно частым явлением. Вынужденная посадка – это посадка самолета без каких-либо летных происшествий, вне пункта назначения, по причине неисправности бортовых систем или других факторов.

Например таких, как закрытие аэродрома назначения из-за неблагоприятных погодных условий. Часто случаи контролируемых вынужденных посадок преподносят как аварийные, что может приводить к развитию аэрофобии у впечатлительных натур.

Но, несмотря на страхи, вряд ли кто-то откажется от транспорта, который всего за несколько часов может преодолевать огромные расстояния между континентами.

Сегодня почти невозможно представить себе жизнь без авиаперевозок. В воздухе, как и на земле, случается всякое.

Главное помнить, что на борту авиалайнера, равно как и в жизни, могут складываться разные ситуации, и если мы не в силах на них повлиять, то, по крайней мере, не должны позволять им повлиять на нас.

Следует довериться профессионализму пилотов, следовать указаниям экипажа, ни в коем случае не поддаваться панике. И всегда отдавать себе отчет в том, что сложные, экстренные ситуации в воздухе далеко не всегда заканчиваются чрезвычайными происшествиями на земле.

Поделитесь в соц.сетях:

Аварийная экстренная посадка самолета в аэропорту: скорость, когда он коснулся посадочной полосы аэродрома

Авиакатастрофы случаются не очень часто. Шансы выжить при этом сильно зависят от причины, ее вызвавшей. Если действия экипажа координированы и четко следуют тому, чему их обучали, то тогда шансы резко повышаются. Многое зависит и от вас самих. Паниковать и плакать будет уже поздно. Нужно выполнять инструкции экипажа и постараться сохранять спокойствие.

В 1974 году самолет американской авиакомпании Pan American не смог сесть в аэропорту Паго Паго, на Самоа, из-за плохих погодных условий. Самолет рухнул в джунглях и на борту начался пожар. Выжить смогли только 5 человек. Они выполняли указания стюардесс, поэтому и остались в живых. Это подчеркивает важность знания своих действий при экстренной посадке самолета.

Читайте также:  Как позируют настоящие туристы

Как происходит посадка

Для обычного пассажира полезно знать, как управляется это транспортное средство. Основным устройством вождения является штурвал. С помощью его можно произвести следующие действия:

  1. Если нужно поднять нос машины вверх, его тянут на себя.
  2. Когда действие имеет обратный ход, нос опускается. Именно это движение штурвалом важно при посадке самолета.
  3. Если повернуть устройство управления влево или вправо, соответственно, самолет накренится в соответствующую сторону.
  4. При нажатии на педали будет происходить поворот в одну или другую сторону. Это происходит благодаря тому, что изменяется положение закрылков.
  5. Педали как раз активно используются во время приземления, а также на взлете.

За скорость самолета при посадке и взлете, которая составляет около 250 километров в час, отвечают рычаги управления, с помощью которых регулируют параметры двигателей, направляя их в нужное русло.

В управлении воздушным транспортом в качестве основного используется именно штурвал.

  Зарплата стюардесс российских и зарубежных авиалиний

Но вот в некоторых моделях Airbus (320, 321) штурвал заменяет специальный рычаг, расположенный с правой стороны кресла основного пилота и второго пилота. Такая схема позволяет более продуктивно и быстро использовать возможности по управлению машиной.

Помимо основных рычагов управления, в кабине летчиков также расположены очень важные для полета приборы:

  • Дисплей навигации.
  • Главный пилотажный прибор.
  • Управление автопилотом.
  • Управление траекторией движения самолета (глиссада).

Даже если возникают ситуации, когда, как говорится, страшно становится, эти устройства помогают разобраться и принять верное решение. Они именно и способствуют тому, чтобы даже в необычных ситуациях можно было оперативно найти выход.

Самые успешные аварийные посадки гражданских самолётов в 21-м веке

Вдохновившись успешной посадкой А-321 Уральских авиалиний на кукурузное поле, «Летаем Вместе» составил для Вас мини-рейтинг самых успешных аварийных посадок гражданских лайнеров за последние 20 лет.

Чудо на кукурузном поле

Первое место в нашем рейтинге по праву достаётся самому свежему авиапроисшествию с самолётом А-321.

А-321 Уральских авиалиний после приземления на полеА-321 Уральских авиалиний после приземления на поле

Что произошло: Ранним утром 15 августа 2019 года самолёт А-321 российской авиакомпании Уральские Авиалинии выполнял рейс из аэропорта Жуковский(Москва) в аэропорт Симферополь. На борту находилось 226 пассажиров и 7 членов экипажа. При выполнении взлёта на разбеге самолёт столкнулся с многочисленной стаей чаек.

После отрыва самолёта от полосы сначала отказал первый левый двигатель, а вслед за ним и второй правый. Командир принял в этой ситуации верное решение выключить двигатели, и произвести аварийную посадку без выпуска шасси на кукурузное поле по курсу движения. Пилоты произвёли успешную посадку на поле, по которому самолёт проскользил около 200 метров.

Эвакуация из аварийного самолёта прошла организованно, и по сообщениям заняла не более 1,5 минут.

Итог посадки: 233 спасённые жизни. Лётному экипажу — КВС Дамиру Юсупову и второму пилоту Георгию Мурзину присвоены звания Герой России, кабинный экипаж (бортпроводники) награждены Орденами Мужества. По сообщениям авиакомпании самолёт восстановлению не подлежит и будет списан.

Чудо на Гудзоне

Второе место в рейтинге достаётся самолёту А-320, успешно приводнившемуся в ситуации, аналогичной описанной выше.

А-320 на реке Гудзон

Что произошло: 15 января 2009 года самолёт А-320 американской авиакомпании US Airways выполнял рейс из аэропорта Ла-Гвардия (Нью-Йорк) в аэропорт Такома (Сиэтл). На борту самолёта находилось 150 пассажиров и 5 членов экипажа. При наборе высоты через 1,5 минуты после взлёта лайнер столкнулся со стаей диких уток (канадских казарок).

Столкновение произошло на высоте около 1 км и привело к отказу обоих двигателей. Пилотам удалось развернуть самолёт, перевести его в режим планирования и произвести успешную посадку на реку Гудзон. Полёт продолжался около 7 минут.

Эвакуация пассажиров из аварийного самолёта на крылья прошла организованно, и уже через несколько минут они были спасены подошедшими к плавающему лайнеру катерами и паромами.

Итог посадки: 155 спасённых жизней. В ходе расследования авиапроисшествия пилотам Салленбергеру и Скайлзу были предъявлены претензии в том, что самолёт не произвёл аварийную посадку в ближайшем аэропорту.

В процессе дальнейшего разбирательства пилотам удалось доказать невыполнимость такой посадки в аэропорту. По мотивам события был снят фильм «Чудо на Гудзоне», в котором Том Хэнкс сыграл роль командира корабля. Самолёт был списан и в дальнейшем рейсов не выполнял.

Сейчас находится в авиационном музее «Каролинас» в Шарлотте в качестве экспоната.

Чудо в тайге

Третье место по количеству спасённых пассажиров получает отечественный самолёт-легенда Ту-154.

Приземлившийся в тайге Ту-154Приземлившийся в тайге Ту-154

Что произошло: 7 сентября 2010 года самолёт Ту-154М российской авиакомпании Алроса выполнял рейс из аэропорта Полярный(Удачный) в аэропорт Домодедово(Москва). На борту находилось 72 пассажира и 9 членов экипажа.

Через 3,5 часа полёта на высоте 10600 метров у самолёта появились проблемы с аккумуляторами, которые привели к полному отключению электропитания. Наибольшую опасность в этой ситуации представляют отключение бортовой навигационной системы, топливных насосов и потеря связи.

Экипажу ничего не оставалось делать как произвести экстренную посадку на любую возможную площадку. Первоначально пилоты подыскивали место для приводнения самолёта на реку Ижма.

Но по счастливому стечению обстоятельств, ближайшей подходящей для посадки точкой оказался заброшенный аэродром Ижма (Республика Коми), закрытый для приёма самолётов малой авиации в 2003 году. Пилоты выполнили 2 неудачные попытки захода на полосу, и лишь с третьей попытки экипажу удалось посадить самолёт.

Скорость самолёта на посадке из-за неработающей механизации крыла была выше нормы, в результате чего после посадки самолёт выкатился за пределы полосы на 164 метра и столкнулся с кустарником и молодыми деревьями. В остальном аварийная посадка была признана достаточно успешной.

Итог посадки: 81 спасённая жизнь. Командиру корабля Евгению Новосёлову и второму пилоту Андрею Ламанову были присвоены звания Герой России, другие члены экипажа (штурман, бортинженер и бортпроводники) были награждены Орденами Мужества.

Самолёт был восстановлен до лётного состояния в таёжных условиях и отправлен на ремонт в Самару. После ремонта самолёт получил новое имя «Ижма» и успешно летал в авиакомпании Алроса вплоть до сентября 2018 года. Сейчас самолёт передан музею авиации в аэропорту Толмачёво (Новосибирск).

История посадки Ту-154 в тайге легла в основу одного из сюжетов фильма «Ёлки-2».

Чудо с оторванным крылом

И наконец четвёртое место по количеству спасённых пассажиров, но не по значимости события, вновь достаётся самолёту Ту-154.

Так выглядело крыло Ту-154 после аварийной посадкиТак выглядело крыло Ту-154 после аварийной посадки

Что произошло: Вечером 26 сентября 2006 года самолёт Ту-154М киргизской авиакомпании Кыргызстан вырулил на взлётно-посадочную полосу готовясь к выполнению рейса по маршруту Манас(Бишек)-Ош-Домодедово(Москва). На борту находилось 52 пассажира и 9 членов экипажа.

За минуту до взлёта Ту-154 на полосу приземлился американский военный самолёт-топливозаправщик KC-135 Stratotanker. Посадка проходила в тёмное время суток, поэтому самолёт ВВС США сразу после приземления в целях маскировки выключил аэронавигационные и проблесковые огни.

Освободив полосу лишь частично американский заправщик остановился на рулёжной дорожке, не сообщив авиадиспетчеру об остановке. Диспетчер визуально не мог видеть КС-135 из-за выключенных огней и серой маскировочной окраски, поэтому дал разрешение на взлёт Ту-154.

Командир Ту-154 Александр Березенцев увидел хвост и крыло американского борта уже после отрыва переднего колеса от полосы. Прерывать взлёт было уже нельзя, а столкновение было неизбежно. Ту-154 задевает правым крылом крайний левый двигатель американца.

На КС-135 начинается пожар, горят оба левых двигателя и топливо, оставшееся в левом крыле, американский экипаж успевает покинуть пылающий самолёт. Ту-154 производит взлёт, несмотря на потерю более чем 3 метров правого крыла, и вытекающие из повреждённого бака 4 тонны топлива.

Несмотря на частично неработающую механизация крыла экипаж разворачивает лайнер на 180 градусов и успешно сажает повреждённую машину, полную топлива. Нормативными документами такая посадка допускается лишь в исключительных случаях. Насколько нам известно, это единственный случай когда советский гражданский самолёт вышел победителем после столкновения с военным бортом. После этой посадки Ту-154 получил красную звезду за «боевую победу».

Самолёт-герой со звездой на бортуСамолёт-герой со звездой на борту

Итог посадки: 61 спасённая жизнь. Самолёт был восстановлен до лётного состояния и отправлен на ремонт в Москву. После ремонта самолёт успешно летал в киргизских авиакомпаниях до июня 2012 года.

Все успешные посадки объединяет надёжность техники, продемонстрировавшей феноменальную живучесть и выдержавшей запредельные перегрузки во всех перечисленных случаях, а также высокопрофессиональные действия экипажей. Сложившись вместе эти факторы в итоге спасли более 500 человек.

Если статья оказалась для Вас интересной и полезной, подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и делитесь в соцсетях.

Аварийная экстренная посадка самолета в аэропорту: скорость, когда он коснулся посадочной полосы аэродрома

Авиакатастрофы случаются не очень часто. Шансы выжить при этом сильно зависят от причины, ее вызвавшей. Если действия экипажа координированы и четко следуют тому, чему их обучали, то тогда шансы резко повышаются. Многое зависит и от вас самих. Паниковать и плакать будет уже поздно. Нужно выполнять инструкции экипажа и постараться сохранять спокойствие.

В 1974 году самолет американской авиакомпании Pan American не смог сесть в аэропорту Паго Паго, на Самоа, из-за плохих погодных условий. Самолет рухнул в джунглях и на борту начался пожар. Выжить смогли только 5 человек. Они выполняли указания стюардесс, поэтому и остались в живых. Это подчеркивает важность знания своих действий при экстренной посадке самолета.

Аварийная посадка и её особенности

Вынужденной считается срочная посадка, которая вызвана аварией или техническими неполадками. Если серьезный сбой системы уже произошел или может случиться в ближайший момент, то принимается решение об экстренном приземлении.

Задача капитана в такой ситуации — свести к минимуму риски. Опытный пилот быстро оценивает состояние самолета и принимает оптимальное решение.

Поэтому самолет может сесть вне аэропорта даже с работающими двигателями и без видимых повреждений.

Если имеется техническая возможность, то воздушное судно отправляют к ближайшей взлетно-посадочной полосе. Но в случае серьезной угрозы здоровью и жизням пассажиров самолет сразу приступает к снижению. Пилоты подают сигнал о бедствии, докладывают диспетчеру об обстановке. Бортпроводники готовят пассажиров к жесткому приземлению.

Как предупреждают об аварийной посадке

О решении экстренно сажать самолет пассажирам сообщает капитан воздушного судна. Бортпроводники только помогают донести эту информацию до тех, кто ее пропустил. На табло загорается лампочка «Пристегните ремни». Её также включает капитан или второй пилот.

В это же время экипаж самолета действует строго по протоколу. Так как уведомить об аварийной посадке нужно не только пассажиров, но и диспетчера, экстренные службы и т.д. Включаются аварийные маяки и специальный сигнал «Авария» на системе опознавания воздушного судна. После этого другие самолеты будут понимать, что рядом производится аварийная посадка.

Читайте также:  Сочи, отели у моря - 15 лучших отелей с бассейном и пляжем. Цены

Похожие

Приказ 20. 11. 2003 №700 г. Москва Об утверждении Инструкции по применению…В целях совершенствования применения авиации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным… И ликвидации последствий стихийных бедствийМинистерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
Стихийных бедствийМинистерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий И ликвидации последствий стихийных бедствий сборникМинистерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
БюллетеньМинистерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий… Российской федерации (мчс россии)Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Свод правил… Государственная противопожарная служба…
Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,…Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных… Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,…Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных…
И ликвидации последствий стихийных бедствий (мчс россии) сборник примерных программМинистерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям Государственная противопожарная служба нормы пожарной безопасности…
Приказ от 15 декабря 2002 года n 583 Об утверждении и введении в…… Чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствийИ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – мчс россии) определяет…
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным…Всероссийский ордена «Знак почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным…Всероссийский ордена «Знак почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны

Руководство, инструкция по применению Инструкция, руководство по применению

Распространенные причины аварийной посадки

Вызвать экстренную посадку могут разные факторы. Некоторые зависят от состояния самого самолета, другие же связаны с поведением пассажиров. В каких случаях аварийного приземления не избежать?

Основные причины:

  • технические проблемы, вызванные внешними факторами. Самая распространенная ситуация — отказ двигателя из-за попавшей в него птицы;
  • технические проблемы без внешних факторов. Сбой в работе систем навигации, замыкание электропроводки, чрезмерный износ самолета и недостаточно тщательная проверка на земле;
  • пожар в салоне. Возгорание чаще всего происходит по вине тех, кто пытается покурить на борту. Их не волнуют датчики дыма. И официальный запрет на курение любых видов сигарет — тоже. Пламя от маленькой зажигалки быстро распространяется по туалетной кабинке. А следом пожар перекидывается и на остальной салон;
  • угон самолета. Подобные ситуации в наше время кажутся невероятными. Но иногда служба безопасности в аэропорту не выявляет преступников. Если злоумышленники захватят управление, то возможна аварийная посадка;
  • дебош. Неадекватное поведение пассажиров — распространенная проблема. Страх высоты, замкнутое пространство и бесплатные алкогольные напитки сильно влияют на психику людей. Возникают конфликты, завязываются драки. Бортпроводники решают проблемы своими силами. Если они не могут справиться с пассажиром, возможна экстренная посадка;
  • проблемы с экипажем. В случае сильного недомогания или смерти капитана второй пилот может принять решение о вынужденном приземлении.

Что делать в случае аварийной посадки

Мнение эксперта Ольга Миронова

Путешественник со стажем. Дайвер и любитель экстремальных видов спорта. Была во многих странах Южной Азии, Африки и Европы. Всегда оформляет все документы сама, в том числе страхование.

Прежде всего пассажирам нужно избегать паники. Именно страх и суета приводят к многочисленным жертвам во время аварийных ситуаций. Люди не могут сориентироваться в пространстве. Возникает давка, выходы блокируются. Поэтому пассажиры просто не успевают покинуть самолет.

Бортпроводники советуют не пропускать инструктаж. Даже если все правила давно известны, лучше уделить три минуты собственной безопасности. В экстренной ситуации эти знания окажутся бесценными. Правила поведения могут отличаться в зависимости от причины посадки. Поэтому важно внимательно слушать бортпроводников.

Как только капитан сообщит об аварийной посадке, пассажиры должны действовать по инструкции.

Порядок действий при аварийной посадке:

  • освободить проходы и занять свои места;
  • перевести спинки кресел в вертикальное положение, убрать столики, поднять подлокотники;
  • снять обувь на высоком каблуке, украшения, очки, наушники. Вытащить острые предметы из внутренних карманов. Важно избавиться от всего, что может травмировать при жесткой посадке;
  • если есть мягкие вещи, то их лучше оставить. Они пригодятся для защиты при посадке;
  • убрать остальные личные вещи под сидение спереди. Укладывать ручную кладь на багажную полку или снимать ее оттуда строго запрещено. Проходы должны оставаться свободными;
  • расстегнуть воротник и снять галстук;
  • застегнуть привязные ремни и сильно их затянуть. При этом ремень должен находиться строго на бедрах, а не на уровне живота. Родителям нужно позаботиться о детях;
  • положить мягкие вещи на колени;
  • следовать командам бортпроводника.

По сигналу «Внимание, посадка!» пассажиры должны принять защитную позу. Нужно прижаться лицом к коленям и обхватить голову руками. Такая поза позволяет сократить количество травм.

Если в процессе снижения выпадают кислородные маски, их необходимо тут же надеть. В первую очередь на себя, а только потом на ребенка или потерявшего сознание попутчика. Важно зафиксировать маску при помощи резинки. Просто держать её у лица небезопасно. Достаточно одного резкого движения, и пассажир остается без кислорода.

После остановки самолета объявляется эвакуация. В этот момент очень сложно не поддаться панике и не побежать в сторону знакомого выхода. По статистике пассажиры пытаются покинуть салон так же, как и заходили. Но аварийный выход может быть намного ближе к креслу. Подсветка указывает верное направление движения. Поэтому важно держать себя в руках и действовать осознанно.

Аварийная посадка на открытой местности

При аварийной посадке на сушу пассажиры должны дождаться полной остановки самолета. Часто люди пытаются встать сразу после первого удара о землю. Они отстегивают ремни и стремятся к выходу. Но обычно первый удар — это только начало. Поэтому пассажирам строго запрещено покидать свои кресла до команды бортпроводника.

Как только будет объявлена эвакуация, экипаж откроет люки. Специальные надувные трапы располагаются у всех выходов. Пассажирам нужно быстро покинуть самолет. Для этого следует:

  • оставить чемоданы и громоздкие сумки на местах, чтобы не создавать заторы;
  • снять обувь с острым или высоким каблуком. Поскольку он может проколоть трап;
  • подойти к выходу и быстро скатиться вниз. Нельзя задерживаться в проходе, так как все пассажиры должны оперативно покинуть самолет;
  • запрещено задерживаться и в нижней части трапа. Люди спускаются быстро, возможны травмы.

Пассажирам рекомендуют сразу отбегать от самолета и искать какое-нибудь укрытие. Если произойдет взрыв, то холм или упавшее дерево помогут защититься от травм. При этом не стоит полностью терять зрительный контакт с экипажем самолета и другими пассажирами. Важно оставаться всем вместе.

Бортпроводники и пилоты проходят специальную подготовку. Они знают верный порядок действий при аварийной посадке на сушу. Если команда пострадала, то в первую очередь следует:

  • дождаться момента, когда испарится горючее. Только после этого можно подходить к самолету;
  • собрать всех раненых и определить степень повреждений;
  • найти среди пассажиров тех, у кого есть медицинское образование или подходящие навыки. Так как большинству потребуется помощь;
  • осмотреть обломки самолета;
  • провести разведку на местности;
  • постараться наладить связь;
  • построить временное убежище.

Если место аварийной посадки располагается не очень далеко от города, то спасательные службы отреагируют оперативно. Но после приземления в пустыне могут пройти часы до прихода помощи. В этой ситуации самое важное — не паниковать. И не покидать место вынужденной посадки. Спасатели прибудут именно к самолету.

Награды

Президент Дмитрий Медведев и экипаж рейса 516 на церемонии вручения государственных наград

Внешние видеофайлы
.Московская область, Горки. 16 ноября 2010 года.
  • 8 октября 2010 года Президент России Дмитрий Медведев присвоил командиру Евгению Новосёлову и второму пилоту Андрею Ламанову звание «Герой России». Остальные члены экипажа (штурман, бортинженер и бортпроводники) были награждены Орденами Мужества[28][29][30].
  • В феврале 2012 года начальник вертолётной площадки в Ижме Сергей Михайлович Сотников был награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Аварийная посадка за границей: как получить медпомощь

Пассажиры редко задумываются о том, что может произойти при вынужденном приземлении. Мелкий ушиб или царапину врачи осмотрят на месте. Но в случае серьезных травм обычно требуется госпитализация. В чужой стране такая ситуация может показаться критической. Поэтому пассажирам нужно знать свои права.

В соответствии с Монреальской конвенцией, авиакомпания обязана нести ответственность за жизнь и здоровье своих пассажиров. Если требуется медицинская помощь, то оплачивать её должен именно перевозчик.

Пострадавших обычно организованно отправляют в ближайшую больницу. При необходимости отвозят в специальное медучреждение. И счета за лечение авиакомпания получает от госпиталя напрямую.

Поэтому пассажирам не приходится что-либо оплачивать самостоятельно.

Судьба экипажа

Изначально в КГБ и Главном управлении гражданской авиации героический поступок Мостового расценили как разгильдяйство, объявили ему строгий выговор и уволили из авиаотряда.

Однако из-за шума, поднятого в зарубежной прессе, власти сменили гнев на милость. Командира корабля даже хотели наградить орденом Красной Звезды, но приказ так и не подписали.

В конце концов, Хрущев принял решение не награждать, но и не наказывать летчика.

Весь экипаж вскоре снова допустили к полетам. Второй пилот Чеченов через некоторое время сам стал командиром. Мостовой также продолжил работу, но уже в составе Краснодарского авиаотряда. В начале 90-х годов он с семьей эмигрировал в Израиль, где был вынужден оставить летную деятельность и трудиться простым рабочим на фабрике. Он скончался от рака в 1997 году.

Страховка от авиакомпании

При покупке билета многие перевозчики предлагают пассажирам приобрести дополнительную страховку. Но даже без нее пострадавший человек может рассчитывать на компенсацию.

Поскольку Россия официально присоединилась к Монреальской конвенции 1999 года, теперь все авиакомпании обязаны нести ответственность за пассажиров. Суммы компенсаций привязываются к специальным правам заимствования (СПЗ). Это не валюта, а специально разработанное платежное средство.

Курс СПЗ определяется на основе корзины пяти валют — доллара, евро, японской иены, китайского юаня и фунта стерлингов. На август 2020 года средний курс СПЗ 91 рубль.

Конвенция определяет максимальные выплаты в случае ущерба здоровью или смерти пассажира — 113 100 СПЗ (более 10,3 млн. рублей). Но минимальный порог на данный момент не установлен. И конечная сумма компенсации зависит от конкретной ситуации, предоставленных документов и навыков адвоката.

Поэтому путешественникам рекомендуют оформлять дополнительную страховку. Условия и размеры страховой суммы можно выбрать самостоятельно. А в случае травмы при аварийной посадке пассажир получит сразу две компенсации.

Самолёт

Ту-154М (регистрационный номер RA-85684, заводской 90А851, серийный 0851) был выпущен Самарским авиационным  12 сентября 1990 года. 30 октября того же года был передан авиа (МГА СССР, Восточно-Сибирское УГА, Читинский ОАО).

В 1993 году был передан авиа, от неё 21 сентября 1998 года был взят в лизинг авиа. 28 мая 1999 года был куплен авиа. Оснащён тремя двухконтурными турбореактивными двигателями Д-30КУ-154-II Рыбинского моторостроительного завода.

На день аварии совершил свыше 7700 циклов «взлёт-посадка» и налетал свыше 26 500 часов.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector