Международно-правовые договоры и вопросы получения гражданства

1. Институт гражданства как функция государства 2. Основания приобретения гражданства 3. Натурализация

Международно-правовые договоры и вопросы получения гражданства

В каждом государстве выработан свой подход к определению того, что является его населением. Усредненное понятие населения включает две категории людей:

  • Постоянное население, состоящее из граждан (подданных) государства;
  • Иностранцы, находящиеся на территории страны ограниченное время.

Примечательно, что лиц, имеющих двойное гражданство (бипатридов) относят или в первую, или во вторую группу, в зависимости от конституционного взгляда на их статус. Существует и другая категория физических лиц – апатриды, не имеющие гражданства.

Институт гражданства как функция государства

Правовой статус население представлен совокупностью его прав и обязанностей. Что касается прав, то они защищаются государством и международным правом, если дело касается иммиграции, прав иностранцев на чужой территории, предоставления убежища, двойного и множественного гражданства и т.д.

Под населением в международно-правовых нормах понимается группа физических лиц, проживающих на государственной территории, на которых распространяется его юрисдикция. Последнее условие имеет важнейшее значение.

О юрисдикции государства в отношении физического лица можно говорить лишь тогда, когда оно находится на его территории, причем от признака гражданства здесь ничего не зависит. Наряду с этим есть исключения, определяющие индивидуальную юрисдикцию в отношении своих граждан, находящихся на территории другой страны.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Так, вне юрисдикции страны их пребывания находятся работники дипломатического корпуса, представители международных органов, а также члены их семей. В международном же праве господствует доктрина о том, что гражданство выражает не только объем прав и обязанностей населения, но и соответствующие им обязательства и права государства по отношению к собственному населению.

Такой подход был выработан и закреплен в 1789 году в результате революционных событий во Франции, которые задали направление развитию гуманистических идей, позже получивших отражение в Декларации прав человека.

Интересно, что обязательства государства по отношению к своим гражданам достаточно объемно прописаны в международно-правовых актах.

В отличие от них, национальное законодательство обязанностей государства по отношению к гражданам формально не признает, предпочитая формулировку о правах граждан.

Поэтому гражданам реализовать свои права сложнее, чем добиться от государства выполнения его обязанностей.

Основания приобретения гражданства

Законно приобрести гражданство конкретной страны можно по факту рождения на ее территории (филиация), либо в результате натурализации. Отдельные основания для получения гражданства определяются международными соглашениями.

Существует возможность восстановления утраченного гражданства, например, если его сменили в прошлом, или в связи с совершением уголовно-наказуемого деяния в некоторых странах (институт двойного гражданства признается не везде).

Гражданство по факту рождения получают на основании:

  1. «Права крови». Лицо, родившиеся от граждан, независимо от места его рождения, получает гражданство своих родителей. Такой принцип действует в государствах Европы и в России;
  2. «Права почвы». Лицо получает гражданство государства, на территории которого оно родилось, независимо от гражданства родителей. Этот принцип характерен для стран Латинской Америки. Из него есть исключения: он не действует в отношении детей работников дипломатического корпуса, что прямо прописано Конвенцией по ведению дипломатических сношений.

Зачастую родители могут иметь разное гражданство. В таком случае они между собой решают, какое гражданство будет иметь их ребенок. Гражданство ребенка регистрируется органами регистрации в обычном порядке. Сам ребенок может изменить свое гражданство по достижению совершеннолетия.

Натурализация

Натурализация бывает двух видов: •    Индивидуальной. В этом случае человек сам просит получения гражданства у правительства конкретной страны, но у последнего есть возможность согласиться или отказать в предоставлении гражданства;

•    В силу правопреемственности. Граждане исчезнувших государств, проживающее на их исторической территории (например, СССР, ГДР, Чехословакии), получают гражданство новообразованного государства, которое стало правопреемником исчезнувшего государства или распространила свою юрисдикцию на часть его территории. 

  • В случае принудительного склонения человека к принятию гражданства, международное право признает подобный акт незаконным.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Каждое государство самостоятельно определяет условия, которым должны отвечать кандидаты на натурализацию. Чаще всего это:

  • Домицилий – оседлый ценз, — время постоянного проживания в пределах страны государства. Этот срок отличается от страны к стране: в Швейцарии – 10 лет, в США и России хватит и 5 лет проживания. Международной конвенцией рекомендован срок домицилия продолжительностью 5 – 10 лет;
  • Знание государственного и/или официального языка;
  • Возрастные требования;
  • Наличие постоянного дохода;
  • Принятие присяги. 

Список этих условий отличается.

Существуют даже льготные условия получения гражданства, например, в результате признанных правительством заслуг (которым часто пользуются разведчики-перебежчики, ученые) или внесения инвестиций в развитие национальной экономики.

Эти льготы чаще всего не прописываются в конституции страны, но если правительство заинтересовано в новом гражданине, оно легко закрывает глаза на несоответствие его кандидатуры некоторым официальным условиям.

Интересно, что до 1957 г. веке действовало правило «жена следует гражданству мужа». После развития международно-правовых норм, направленных на ликвидацию гендерного неравенства, жена сама стала принимать решение относительно того, сохранить ли свое гражданство, или принять гражданство мужа в общей семье.

В некоторых странах позволено получение гражданства путем натурализации на основании пакта. Так натурализуются лица: 

  • Попавшие под действие института усыновления, установления опеки или признания отцовства;
  • Которые репатриируются;
  • Добровольно выбирающие гражданство между несколькими предложениями (оптации) или его автоматической смены (трансферта). 
  • Выбирающие гражданство в результате территориальных изменений.

29. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ГРАЖДАНСТВА

29. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ГРАЖДАНСТВА

Гражданство – это устойчивая правовая связь физического лица с определенным государством, выраженная в обладании взаимными правами и обязанностями. Каждое государство в силу своего суверенитета самостоятельно регулирует вопросы приобретения и утраты гражданства.

  • Гражданство может быть приобретено следующими способами:
  • 1) по рождению (филиация) – в силу общих принципов и норм международного права каждый ребенок имеет право на гражданство. Филиация может иметь место на основе двух принципов:
  • а) национальный принцип, или «право крови» (jus sanguinis), определяет гражданство ребенка гражданством его родителей независимо от места рождения;
  • б) принцип «права почвы» (территориальный принцип – jus soli) – определяет гражданство по месту рождения независимо от гражданства родителей;

2) в порядке натурализации (укоренение) – это добровольный акт волеизъявления натурализуемого лица, который выражается как в подаче заявления о натурализации по собственной воле, так и в молчаливом согласии при территориальных изменениях.

Однако без согласия государства натурализация невозможна. Односторонние действия государства, направленные на навязывание своего гражданства гражданину другого государства или апатриду, с точки зрения международного права считаются противоправными.

Принудительная натурализация является ничтожной;

  1. 3) натурализация на основании закона, которая не основана на личном выборе лица, имеет место как правовое следствие усыновления, установления опеки, признания отцовства, поступления на военную или государственную службу; 4)приобретение гражданства на основании международного договора имеет место при заключении мирных договоров, специальных соглашений по территориальным вопросам: в связи с образованием новых государств в результате объединения двух или нескольких государств в одно (объединение ГДР и ФРГ) или разделения одного государства и образования нескольких (распад СССР). Приобретение гражданства может иметь место также:
  2. 1) при заключении соглашений о репатриации;
  3. 2) при переходе части территории от одного государства к другому (цессия);
  4. 3) при обмене отдельных участков территории между сопредельными государствами;
  5. 4) при добровольном выборе гражданства (оптация) – население в индивидуальном порядке может выбрать гражданство, при этом оптант обязуется проживать на территории того государства, гражданство которого он избрал;
  6. 5) при автоматическом изменении (трансферт) – население территории, переходящей от одного государства к другому, соответственно, переходит из одного гражданства в другое независимо от согласия;
  7. 6) при территориальных изменениях.
  8. Утрата гражданства возможна в случаях:
  9. 1) экспатриации – в результате добровольного выхода;
  10. 2) денатурализации – принудительное лишение гражданства натурализованных лиц государством;
  11. 3) на основании положений международного договора;

4) при перемене гражданства в случае натурализации, в связи со вступлением в брак, усыновлением и т. п.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

§ 4. Международно-правовые стандарты маневрирования судов
Приближаясь друг к другу, совершая совместные плавания, проходя через проливы, каналы, оказавшись в условиях ограниченной видимости, суда должны руководствоваться специально разработанными МППСС-72, которые

Международно-правовое регулирование труда. Источники международно-правового регулирования труда

Понятие и предмет трудового права
Трудовое право – одна из важнейших отраслей российского права, которая является самостоятельной отраслью и регулирует трудовые отношения работников с работодателями независимо от их организационно-правовых форм деятельности.

§ 2. Правовая природа и международно-правовые особенности Европейского Союза как межгосударственного интеграционного объединения

§ 2. Правовая природа и международно-правовые особенности Европейского Союза как межгосударственного интеграционного объединения
В целях настоящей работы необходимо рассмотреть вопросы, связанные с правовой природой и международно-правовыми особенностями

§ 4. Виды международно-правовых актов и характерные черты международно-правового инструментария Таможенного союза и ЕврАзЭС

§ 4. Виды международно-правовых актов и характерные черты международно-правового инструментария Таможенного союза и ЕврАзЭС
Виды и характерные черты международно-правовых актов Таможенного союза обусловлены спецификой этого межгосударственного интеграционного

Читайте также:  Правила въезда в Абхазию для россиян в январе 2022 года: нужен ли ПЦР-тест и прививка

§ 10. Международно-правовые аспекты эффективности международных договоров, заключаемых в рамках Таможенного союза и решений органов Таможенного союза

§ 10. Международно-правовые аспекты эффективности международных договоров, заключаемых в рамках Таможенного союза и решений органов Таможенного союза
Эффективность реализации международно-правовых обязательств, вытекающих из членства государств в Таможенном союзе,

§ 2. Международно-правовые аспекты технического регулирования в ЕврАзЭС и Таможенном союзе

§ 2. Международно-правовые аспекты технического регулирования в ЕврАзЭС и Таможенном союзе
Как и в Европейском Союзе, одной из приоритетных сфер международного сотрудничества в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза является техническое регулирование. В связи с этим

Статья 18.9. Нарушение должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином Российской Федерации правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации

Статья 18.9. Нарушение должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином Российской Федерации правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации
1.

21. Международные правовые вопросы гражданства

21. Международные правовые вопросы гражданства
Гражданство представляет собой правовую связь человека с государством, определяющую взаимные права и обязанности. В демократическом государстве гражданство дает право участвовать в управлении государством и

Порядок изменения гражданства детей. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства

Порядок изменения гражданства детей. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства
Гражданство ребенка следует гражданству родителей. У детей от 14 до 18 лет изменяется с их согласия, поскольку они уже обладают частичной дееспособностью. Если родители, лишенные

I. Некоторые международно-правовые вопросы авторского права и смежных прав, соотносимые с российскими проблемами в области интеллектуальной собственности

I. Некоторые международно-правовые вопросы авторского права и смежных прав, соотносимые с российскими проблемами в области интеллектуальной собственности
До сравнительно недавнего времени в советской юридической литературе проблемы международной охраны авторских

Статья 333.28. Размеры государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации

Статья 333.28. Размеры государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации
1. За

1.1. Понятие гражданства и признание российского гражданства

1.1. Понятие гражданства и признание российского гражданства
В ст. 3 Закона о гражданстве 2002 г. дано следующее определение гражданства: «Гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных

2.1.1. Международно-правовые стандарты равноправия и недискриминации применительно к сексуальной ориентации и гендерной идентичности

2.1.1. Международно-правовые стандарты равноправия и недискриминации применительно к сексуальной ориентации и гендерной идентичности
В настоящее время Российская Федерация не участвует ни в одном международном договоре, который бы прямо устанавливал особенности

92. Основания приобретения гражданства РФ. Приобретение гражданства РФ по рождению

92. Основания приобретения гражданства РФ. Приобретение гражданства РФ по рождению Гражданство РФ приобретается: а) по рождению;б) в результате приема в гражданство РФ;в) в результате восстановления в гражданстве РФ;г) по иным основаниям, предусмотренным ФЗ от

96. Основания прекращения гражданства РФ. Порядок и сроки принятия решений по вопросам гражданства РФ

96. Основания прекращения гражданства РФ. Порядок и сроки принятия решений по вопросам гражданства РФ
Гражданство РФ прекращается:а) вследствие выхода из гражданства РФ;б) по иным основаниям, предусмотренным ФЗ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве РФ» или международным

Нормативные акты, международно-правовые документы и законопроекты

Двусторонние договоры

  • СОГЛАШЕНИЕ
  • между Российской Федерацией и Киргизской Республикой
  • об упрощенном порядке приобретения гражданства
  • гражданами Российской Федерации, прибывающими
  • для постоянного проживания в Киргизскую Республику,
  • гражданами Киргизской Республики, прибывающими
  • для постоянного проживания в Российскую Федерацию,
  • и выхода из прежнего гражданства

Российская Федерация и Киргизская Республика, именуемые в
дальнейшем Сторонами, исходя из стремления народов двух стран к
сохранению и упрочению исторических традиционно дружественных

связей и отношений добрососедства,

подтверждая приверженность обязательствам обеспечить своим
гражданам права и свободы, предусмотренные общепризнанными

международными нормами в области прав и свобод человека,

желая создать своим гражданам благоприятные условия для
реализации на основе свободного волеизъявления права выбора и

приобретения гражданства другой Стороны,

руководствуясь Договором о дружбе, сотрудничестве и
взаимной помощи между Российской Федерацией и Киргизской

Республикой от 10 июня 1992 года,

  1. согласились о нижеследующем:
    *
  2. Статья 1

1. Каждая Сторона предоставит прибывающим для постоянного
проживания на ее территорию гражданам другой Стороны право
приобрести гражданство в упрощенном (регистрационном) порядке

при наличии одного из следующих условий:

а) если заявитель в прошлом состоял в гражданстве РСФСР или
Киргизской ССР и одновременно в гражданстве СССР, проживал
постоянно на их территории на 15 декабря 1990 года и проживает

на день вступления в силу настоящего Соглашения;

б) при наличии у заявителя родственников по прямой линии:
супруга (супруги), одного из родителей (усыновителей), ребенка
(в том числе усыновленного), сестры, брата, деда или бабушки,
внука или внучки, постоянно проживающих в государстве

приобретаемого гражданства и являющихся его гражданами.

2. Лицам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего
Соглашения, если они родились на территории другой Стороны или
от родителей, хотя бы один из которых являлся или является
гражданином этой другой Стороны, и не оформили до даты
вступления в силу настоящего Соглашения свою принадлежность к
гражданству одной из Сторон, каждая из Сторон гарантирует право
свободно выбрать в течение одного года после вступления в силу

настоящего Соглашения гражданство любой из Сторон.

3. Каждая из Сторон предоставляет своим гражданам право на
выход из ее гражданства в упрощенном порядке в случае их

переселения на территорию другой Стороны.

4. Порядок, указанный в пункте 1 настоящей статьи,
применяется независимо от срока проживания заявителя на

территории Стороны приобретаемого гражданства.

5. Приобретение гражданства другой Стороны или выход из
гражданства одной из Сторон производится на основе свободного
волеизъявления заинтересованных лиц.

*

  • Статья 2

1. Для приобретения гражданства или выхода из гражданства в
упрощенном порядке в соответствии с настоящим Соглашением
заявитель представляет в полномочные органы соответствующей
Стороны следующие документы: заявление по форме, установленной
компетентными органами Сторон, паспорт или иной документ,
удостоверяющий личность, а также при приобретении гражданства —
документ, подтверждающий наличие одного из условий,
предусмотренных в пункте 1 статьи 1 настоящего Соглашения, если

для подтверждения этих условий недостаточно сведений, указанных

  1. в паспорте или ином документе, удостоверяющем личность.
    тем, в

Для целей настоящего Соглашения под полномочными органами
понимаются территориальные органы внутренних дел, а также
дипломатические представительства и консульские учреждения

Сторон.

При избрании гражданства Стороны постоянного проживания
заявление подается в органы внутренних дел по месту жительства

заявителя.

При избрании гражданства другой Стороны заявление подается
в ее дипломатическое представительство или консульское

учреждение в стране проживания.

2. Заявление о приобретении гражданства и другие
необходимые документы, указанные в пункте 1 данной статьи,
рассматриваются в срок не более трех месяцев с даты подачи и с
соблюдением требований, предусмотренных законодательством
соответствующей Стороны. Полномочные органы информируют
заявителя о принятом решении в двухнедельный срок с даты его

принятия.

3. Полномочные органы Стороны, предоставившей гражданство,
направляют в случае отказа лица от прежнего гражданства его
национальный паспорт и копии заявлений о предоставлении
гражданства и отказе от прежнего гражданства в органы внутренних
дел либо в дипломатическое представительство или консульское
учреждение Стороны прежнего гражданства для последующей
регистрации выхода из гражданства.

*

  • Статья 3

1. При изменении гражданства родителей, вследствие которого
оба становятся гражданами другой Стороны либо оба выходят из
гражданства одной из Сторон, изменяется соответственно и

гражданство их несовершеннолетних детей.

2. Гражданство несовершеннолетних детей, один из родителей
которых является гражданином одной Стороны, а другой родитель
приобретает гражданство другой Стороны, определяется письменным

соглашением родителей.

3. Гражданство несовершеннолетних детей, родители которых
проживают раздельно, следует гражданству родителя, на воспитании
которого они находятся, если по этому поводу не состоялось иного

соглашения между родителями.

4. Гражданство детей, один из родителей которых имеет
гражданство Российской Федерации, а другой гражданство
Киргизской Республики, по достижению ими совершеннолетия может
быть изменено в упрощенном порядке в соответствии с настоящим

Соглашением.

5. Гражданство детей не изменяется при изменении
гражданства родителей, лишенных родительских прав. На изменение
гражданства детей не требуется согласие родителей, лишенных
родительских прав.

*

  1. Статья 4

1. Лицо, приобретшее гражданство одной из Сторон в
упрощенном порядке в соответствии с настоящим Соглашением,
осуществляет права и исполняет обязанности, вытекающие
исключительно из законодательства той Стороны, гражданство

Читайте также:  Фирмы и агентства по официальному трудоустройству в Польше в 2022 году

которой оно приобрело в упрощенном порядке.

2. Вопросы приобретения гражданства и выхода из гражданства
в случаях, не предусмотренных настоящим Соглашением,

регулируются законодательством Сторон.

3. Если законодательство одной из Сторон устанавливает для
какой-либо категории более льготные условия приобретения и
прекращения гражданства нежели предусмотренные настоящим
Соглашением, то применяется законодательство этой Стороны.

*

  • Статья 5

Вопросы толкования или применения Сторонами настоящего
Соглашения решаются путем консультаций и переговоров между
ними.

*

  1. Статья 6

Настоящее Соглашение подлежит ратификации и вступает в силу
на тридцатый день со дня обмена Сторонами ратификационными
грамотами* .

*

  • Статья 7

Настоящее Соглашение действует в течение пяти лет с даты
вступления в силу и автоматически продлевается каждый раз на
последующий пятилетний период, если ни одна из Сторон не
уведомит в письменной форме другую Сторону не менее чем за шесть
месяцев до истечения указанного срока о намерении прекратить

действие настоящего Соглашения.

Совершено в Москве 28 марта 1996 г. в двух экземплярах,
каждый на русском и киргизском языках, причем оба текста имеют

одинаковую силу.

За Российскую Федерацию За Киргизскую Республику

Б. ЕЛЬЦИН А. АКАЕВ

  1. Ратифицировано Федеральным Собранием
  2. (Федеральный закон от 26 мая 1997 г. N 84-ФЗ —
  3. «Бюллетень международных договоров» N 8 за 1997 год)
  4. * Соглашение вступило в силу 10 октября 1997 г.

Гражданство в международном праве и его приобретение

Гражданство (подданство) – устойчивая правовая связь индивида с государством, выражающаяся в совокупности их прав и обязанностей.

Способы приобретения, изменения или утраты гражданства устанавливается национальным законодательством в соответствии с принципами международного права.

[adsp-pro-1]

  • В общем порядке;
    а) По рождению (применяется 2 принципа – национальный и территориальный или право крови и право почвы);
    б) Натурализация – прием в гражданство иностранца или лица без гражданства по его просьбе;
  • В исключительном порядке (осуществляется через институт оптации) – гражданин выбирает себе гражданство в случае двойного гражданства.
  • Проблема непризнания двойного гражданства;
  • Проблема прав и обязанностей при двойном гражданстве. Например, лицо имеет гражданство нескольких государств, в каждом из которых есть воинская повинность. Означает ли, что гражданин обязан проходить военную службу 2 раза? В таких случаях, чаще всего заключается международный договор, согласно которому лицо прошедшее военную службу в одном государстве, освобождается от военной службы в другом государства;
  • Проблема гражданства детей у лиц с двойным гражданством
    и др.

Особенности гражданства ЕС – каждый человек, который является гражданином государства, являющегося членом Евросоюза, будет гражданином Евросоюза. Гражданство Евросоюза будет дополнять, но не будет заменять национальное гражданство.

Права граждан Евросоюза:

  • Право свободного передвижения и проживания в пределах Евросоюза;
  • Право заявлять на любую работу на любой должности (за исключением работы в Области Обороны);
  • Право на защиту дипломатическими и консульскими властями других стран членов, если человек находится в государстве, в котором нет дипломатического или консульского учреждения страны основного гражданства индивида;
    и др.

Правовые режимы иностранных граждан

Иностранный гражданин – гражданин, не имеющий гражданства территории пребывания, но имеющий доказательства принадлежности к гражданству другого государства.

Виды правовых режимов иностранных граждан:

  • Национальный режим – уравнивание иностранцев в той или иной степени с гражданами;
  • Специальный режим – заключается в предоставлении специальных прав и обязанностей иностранным гражданам;
  • Режим наибольшего благоприятствования – все иностранные граждане равны в правах, но их права не приравниваются к гражданам.

Международно-правовые вопросы гражданства: население, приобретение гражданства

В каждой стране существует разное понятие значения населения и, основываясь на категориях лиц, которые являются его частью, можно выделить несколько основных групп:

  • граждане и подданные, которые имеют гражданство определенного государства, считаются постоянными составом населения;
  • граждане-иностранцы, которые находятся на территории рассматриваемого государства только ограниченное количество времени.

Замечание 1

Лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды) могут относиться как к первой, так и ко второй категории. Также есть отдельная категория гражданских, которые не имеют никакого гражданства – апатриды.

Роль государства в правовых вопросах гражданства

Национальное законодательство полностью занимается защитой правового статуса населения государства. Часть обязательств, касаемо защиты прав гражданских, регулируется с помощью международных договоров.

К таким вопросам относятся: правовой статус иностранных жителей, вынужденная миграция, лица, которые имеют двойное или множественное гражданство, лица без гражданства, а также предоставление права на убежище на территории государства. 

Определение 1

Международное право трактует понятие «население» как группу индивидов, которые проживают на территории отдельного государства и полностью находятся под его юрисдикцией.

Территориальная юрисдикция со стороны государства осуществляется только тогда, когда люди находятся на его территории, при этом гражданство здесь не имеет значения.

Помимо этого, есть ряд случаев, которые определяют персональную юрисдикцию касаемо собственных граждан, которые на данный момент находятся за границей.

Однако есть и та категория лиц, на которую не распространяется юрисдикция страны в которой они находятся – речь идет о дипломатических агентах, консульских работниках, сотрудниках специальных миссий и членов их семьи.

Все эти положения указаны в дипломатическом и консульском праве (глава 17 и 18). Гражданство в международном праве рассматривается в форме правовой связи физического лица с государством. Это выражается как взаимные права и обязанности относительно обеих сторон. 

Замечание 2

Понятие было официально принято 26 августа 1789 года во время Великой французской революции, а после внесено в Декларацию прав человека.

Способы приобретения гражданства

Есть несколько возможных опций, как можно законно получить гражданство выбранной страны – за счет рождения в этой стране (филиация) или в порядке натурализации.

Также некоторые вопросы, касаемо гражданства, можно решить с помощью международных договоров.

Есть случаи, когда утраченное гражданство восстанавливали – это могло быть связано со сменой гражданства в прошлом или с совершением преступления в некоторых странах (не во всех странах есть возможность стать бипатридом).

Чтобы приобрести гражданство на основе рождения, нужно соблюдать два принципа:

  1. «право крови» (jus sanguinis) – ребенок имеет право получить такое же гражданство, что и его родители, при этом место рождения не играет никакой роли. Этот принцип является самым распространенным в европейских странах, а также и в Российской Федерации. 
  2. «право почвы» (jus soli) – в данном случае ребенок может получить гражданство той страны, в которой он был рожден, но здесь гражданство родителей уже никак не влияет на этот процесс. Такой принцип права почвы более распространен в Латинской Америке. Отметим, что данный принцип не касается детей дипломатов и консульств – это подтверждает Факультативный протокол Венской конвенции касаемо ведения дипломатических сношений от 1961 года. 

Рассматриваются также ситуации, когда родители ребенка имеют разное гражданство – решение, касаемо выбранного гражданства для ребенка, принимают сами родители. Для этого необходимо подать заявление в орган регистрации актов гражданского состояния. Однако у ребенка также будет возможность выбрать гражданство, но только после достижения им полнолетия.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Как работает процесс натурализации

Касаемо процесса натурализации, есть два главных вида – индивидуальная натурализация и натурализация в силу правопреемства.

В первом случае лицо добровольно изъявляет желание приобрести гражданство выбранного государства, но при этом, согласно положениям натурализации, государство также должно обязательно дать свое согласие.

Если же государство насильственно принуждает человека принять гражданство, то такие действия (согласно международно-правовым вопросам гражданства) будут считаться недействительными.

Существует перечень требований со стороны государства, которые должны соблюдать лица, желающие приобрести гражданство путем натурализации. Главным требованием в данном случае является соблюдение ценза оседлости (домицилия).

Необходимые сроки постоянного проживания разнятся в зависимости от выбранной страны: в Швейцарии этот срок равен 10 лет, а в РФ и США эта цифра составляет пять лет. Конвенция ООН о сокращении гражданства от 1961 года в своем положении утвердила предпочтительный срок домицилии от 5 до 10 лет.

К дополнительным требованиям относят знание языка государства, достижение определенного возраста, постоянный источник дохода. В некоторых странах дополнительно необходимо принести присягу в верности государству.

Замечание 3

В XX веке большинство государств использовали принцип «жена следует гражданству мужа». Изменения были внесены уже после принятия Конвенции о гражданстве замужней женщины и Конвенции о ликвидации всех форм в отношении женщин. Согласно закрепленным в них положениям, жена сама принимает решение оставить ли ей свое гражданство или взять гражданство мужа. 

Согласно некоторым национальным законодательствам о гражданстве, можно закрепить натурализацию на основании пакта. Это значит, что приобрести гражданство может лицо, которое подпадает под институты усыновления, установления опеки или признания отцовства. Есть также и другие способы приобретения гражданства выбранной страны, помимо выше перечисленных:

  • заключение соглашения о репатриации;
  • переход части земли к другому государству – цессия;
  • гражданин добровольно выбирает гражданство (оптация) и соглашается на его автоматическое изменение (трансферт).
Читайте также:  Новая безвизовая страна! В Чили без визы

другие территориальные изменения, предоставляющие выбор другого гражданства.

Население и его состав. Международно-правовое регулирование вопросов гражданства

Население — жители, люди, проживающие в каком-нибудь месте; совокупность людей, живущих на определенной территории, народонаселение

Лица, находящиеся на территории государства, образуют население. В состав населения входят: граждане; лица без гражданства (апатриды; реже — аполиды); лица с гражданством двух и более стран (бипатриды); иностранцы.

Объем правосубъектности по внутреннему праву у данных категорий населения не одинаков. Самой полной правосубъектностью обладают граждане.

Только граждане имеют право принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через участие в выборах; только граждане вправе занимать определенные должности и заниматься отдельными видами профессиональной деятельности. На гражданах лежит и соответствующий объем юридических обязанностей.

Под гражданством в правовой науке принято понимать устойчивую правовую связь лица с государством, порождающую их взаимные права и обязанности. По своему характеру институт гражданства регламентируется нормами национального законодательства и отнесен к суверенным вопросам национальной правовой системы. Однако в отдельных случаях институт гражданства сталкивается и с международным правом.

  • К международно-правовым вопросам гражданства необходимо отнести:
  • 1. коллизионные вопросы гражданства;
  • 2. вопросы безгражданства (апатризма);

3. вопросы многогражданства (бипатризма).

Под коллизионными вопросами гражданства принято понимать столкновение норм различных национальных правовых систем, приводящие к появлению бипатризма и апатризма.

Решение коллизий законов о гражданстве возможно в современном международном праве на основе международных договоров по данным проблемам. Например, принятая 12 апреля 1930 г.

Конвенция, касающаяся некоторых вопросов, связанных с коллизией законов о гражданстве. Конвенция, в частности, предусматривает, что:

  1. • в случае утраты гражданства женщиной в связи с замужеством это обусловливает приобретение ею гражданства мужа;
  2. • натурализация мужа во время брака не влечет за собой изменения гражданства жены, кроме случаев, если ею было дано согласие;
  3. • если в силу национального законодательства жена утрачивает гражданство в связи с утратой гражданства мужем, то это возможно только если ею приобретается новое гражданство мужа;

• если женщина утрачивает свое гражданство в следствии вступления в брак, то государство должно обеспечить восстановление в гражданстве после расторжения брака в случае подачи ею ходатайства и в соответствии с законами данной страны (подобным образом вопросы решаются и в Конвенции о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г.).

В конвенции подробно регламентируются вопросы гражданства детей при возникновении коллизий законов о гражданстве между «правом почвы» и «правом крови».

Вопросы безгражданства решаются в настоящее время на основании Конвенции о статусе апатридов от 28 сентября 1954 г. и Конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. Для ликвидации безгражданства Конвенция 1961 г. предусматривает, что:

  • • если ребенок родился на территории государства и не приобретает гражданство, то/государство должно ему предоставить свое гражданство;
  • • найденыш, находящийся на территории государств, считается рожденным от граждан государства его нахождения;
  • • ребенок приобретает гражданство государства, если хотя бы один из его родителей является гражданином этого государства;

• утрата гражданства в следствие изменения статуса должна осуществляться при условии приобретения этим лицом другого гражданства. Это же положение касается случаев отказа от гражданства.

Международно-правовые вопросы бипатризма на практике чаще всего решаются на основе международных договоров по вопросам двойного гражданства. Проблема многогражданства возникает в случае использования дипломатической защиты и исполнения обязанностей в отношении государства своего гражданства.

Перечисленные проблемы решаются с использованием так называемого института «эффективного гражданства», под которым понимается, что гражданин обладает эффективным гражданством того государства, где он в основном или преимущественно проживает, или имеет недвижимую личную собственность.

Таким образом, гражданин пользуется дипломатической защитой и несет обязанности перед тем государством, эффективным гражданством которого он обладает.

Дипломатическая защита граждан, находящихся за границей. Наиболее общие положения о необходимости уважения прав и свобод человека и гражданина, о защите этих прав международным сообществом и непосредственно государствами содержатся в таком важном международном источнике, как Устав Организации Объединенных Наций.

Уже в преамбуле этого документа говорится о важности утверждения веры в уважение основных прав человека, в достоинство и ценность человеческой личности. В ч. 3 ст.

1 Устава сказано, что ООН преследует цели, в том числе поощрения и развития уважения к правам человека и основным свободам для всех без различения пола, расы, языка и религии. В ст. 55 (например, п. «c») содержится положение о том, что ООН содействует всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод, а ст.

56 закрепляет норму, в соответствии с которой все члены Организации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных в ст. 55.

Венские конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и консульских сношениях 1963 г., а также многочисленные двусторонние консульские конвенции содержат положения, относящиеся к данной сфере, в частности определяющие конкретные функции дипломатических представительств и консульских учреждений, действующих от имени государства и осуществляющих защиту своих граждан, находящихся за рубежом.

Положения, касающиеся этой сферы, имеются и в таких документах международно-правового характера, как Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, принятая на 40-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1985 г., Конвенция о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г., Конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. и др.

Защиту прав граждан, находящихся за границей, должно осуществлять и осуществляет именно государство посредством своих органов и должностных лиц. Как справедливо отмечает И. И.

Лукашук, в большинстве случаев дипломатическую защиту прав граждан за рубежом производят дипломатические представительства и консульские учреждения, но в исключительных случаях в действие вступает ведомство иностранных дел и даже правительство.

В Проекте статей о дипломатической защите в качестве того, кто осуществляет защиту граждан, находящихся за рубежом, упоминается только государство. Через какие именно органы или с помощью каких конкретно представителей государство действует, в Проекте статей не указывается.

Тем не менее практика межгосударственного общения в области защиты граждан за рубежом свидетельствует о том, что в большинстве случаев дипломатическую и консульскую защиту осуществляют непосредственно дипломатические представительства и консульские учреждения. В соответствии со ст.

3 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и ст. 5 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. одной из основных функций дипломатических и консульских учреждений является защита в государстве пребывания интересов как самого аккредитующего государства, так и его граждан.

Об этом говорят и ученые-юристы. Так, Д. С.

Гвоздецкий отмечает, что «в отличие от других форм защиты, дипломатическая защита осуществляется через органы внешних сношений: внутригосударственные или зарубежные, в частности Министерство иностранных дел (или его представителя), дипломатическое представительство, специальные миссии».

Для защиты прав граждан, находящихся за границей, зарубежные органы внешних сношений обладают всем необходимым: от зданий и помещений, техники и оборудования до права свободно связываться со своим государством, в том числе с любыми его органами, а также контактировать с гражданами аккредитующего государства. Так, посольства, являясь дипломатическими представительствами высшего уровня, могут консультировать граждан своего государства по любым вопросам, относящимся к их пребыванию в определенной стране, делать различные запросы по поводу защиты интересов своего государства и его граждан.

Представляется, что наиболее эффективно защищать права граждан на иностранной территории государство гражданства (посредством любого государственного органа или должностных лиц) сможет при реализации принципа сотрудничества государств, особенно в рамках интеграционных образований.

Это проявляется не только на уровне международно-правового регулирования (например, в рамках Евросоюза действуют общие нормы, предполагающие единое гражданство для всех граждан ЕС, что означает тесное сотрудничество европейских государств при осуществлении защиты своих граждан на территории других европейских государств или на территории третьих стран), но и на уровне фактических межгосударственных отношений.

Чем более тесное сотрудничество устанавливается между государствами, чем более дружественные и доверительные отношения между ними, тем более плодотворно защищаются права граждан государства, находящихся на территории второго государства.

В наибольшей степени этот вывод очевиден для стран, выступающих участницами интеграционных образований, что помогает эффективнее защищать права своих граждан, укреплять безопасность и сотрудничество в межгосударственном общении.

Ярким примером служат интеграционные процессы на европейско-азиатском пространстве (Европейский союз; Евразийский союз, создающийся на основе уже действующего Таможенного союза, и т. д.

), где исторически сложились тесные отношения между существующими в этом регионе странами, что, безусловно, оказывает огромное влияние на развитие международного права в целом и института дипломатической защиты (консульского содействия) граждан за рубежом в частности.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector