В 1990-е гг. обязательное обучение включало только 9 классов школы. Современная система образования республики Узбекистан, регулируется «Государственной программой», которая предусматривает обязательное обучение в средней образовательной школе на базе 12 классов. Узбекистан на законодательном уровне гарантирует своим жителям получение обязательного бесплатного среднего образования.
Азиатской (Китайская, Японская, Узбекская)
Информация
Система образования и кадровая подготовка в Узбекистане, сложилась еще до наступления независимости. Она совершенно не отвечала новым демократическим требованиям и тормозила развитие не только населения, но и страны.
Первые реформы образования в Узбекистане начали проводить еще в 1980-е гг. – это обусловлено кризисом в советской системе обучения детей.
Новое узбекское государство во главе с тогдашним Правительством осознавало, что будущее связано исключительно с молодым поколением. Нельзя было достичь весомых результатов без кардинального изменения образовательной системы.
Национальная образовательная программа реализуется в следующих типах:
- дошкольное;
- полное среднее;
- среднее специальная профподготовка;
- ВО;
- курсы повышения квалификации;
- домашняя внешкольная подготовка.
Непрерывность образовательного процесса является чуть ли не основной задачей Республики. Государственная узбекская система выстраивается таким образом, что человек имеет законное право получения бесплатных знаний, на протяжении всей жизни.
На государственном педагогическом собрании в Ташкенте были выделены основные задачи нового образования:
- формирование нравственных, духовных и физических качеств ученика;
- создание свободно мыслящего человека, способного к глубокому самоанализу происходящих событий;
- через уважение к личности обучаемого раскрытие творческого потенциала;
- получение профессии для полноценной самореализации гражданина в жизни.
Каждому человеку гарантируются равные возможности получения качественного образования не только в Ташкенте, но и в других городах Узбекистана, включая небольшие поселки и деревни.
Гендерная принадлежность, язык, национальность, возраст, религиозные убеждения, социальное происхождение, место жительства, род занятий, продолжительность проживания на территории Узбекистана не имеют значения и не могут стать причиной отказа в образовании.
Государственный бюджет на 2022 год: сколько средств, и каким ведомствам будет выделено?
Приняты Закон о Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2022 год и Постановление Президента о мерах по обеспечению исполнения Закона о Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2022 год.
Предельные суммы средств, выделяемых из республиканского бюджета на 2022 год распорядителям бюджетных средств первого уровня, выглядят так:
- Министерство народного образования – 25,81 трлн сумов (в прошлом году 22,17 трлн сумов);
- Министерство дошкольного образования – 6,49 трлн сумов (в прошлом году 6,79 трлн сумов). Из них субсидии дошкольным образовательным учреждениям, созданным на основе государственно-частного партнерства – 1,5 трлн сумов (в прошлом году эта сумма составила 1,2 трлн сумов);
- Министерство высшего и среднего специального образования – 4,14 трлн сумов (2,98 трлн сумов в прошлом году). Из них 178,5 млрд сумов составили субсидии на строительство студенческого жилья (в 2021 году субсидии на ежемесячную квартплату студентов, не охваченных общежитиями и проживающих на праве найма жилья, составили 72,2 млрд сумов);
- Министерство здравоохранения — 3,08 трлн сумов (4,45 млрд сумов в прошлом году). Расходы на борьбу с распространением вируса иммунодефицита человека – 95,4 млрд сумов (в 2021 году этот показатель составил 50,8 млрд сумов);
- Министерство культуры – 728 млрд сумов (1,03 трлн сумов в прошлом году);
- Министерство инновационного развития – 843,3 млрд сумов (747,8 млрд сумов в прошлом году);
- Министерство жилищно-коммунального хозяйства – 1,324 трлн сумов (1,8 трлн сумов в прошлом году). Из них трансферты в Фонд развития систем водоснабжения и водоотведения – 981,3 млрд сумов (в 2021 году на развитие систем питьевого водоснабжения и водоотведения для обеспечения населения чистой питьевой водой было выделено 1,395 трлн сумов);
- Минсельхоз – 615,8 млрд сумов (1,72 трлн сумов в прошлом году);
- Минводхоз – 3,44 трлн сумов (2,97 трлн сумов в прошлом году). Из них 935 млрд сумов (198,8 млрд сумов в 2021 году) на покрытие части затрат на внедрение капельного орошения хлопкоробами;
- Минэнерго – 55 млрд сумов (в прошлом году1,13 трлн сумов, из них 1 трлн сумов было направлено на покрытие разницы в средней закупочной цене природного газа для обеспечения нужд потребителей);
- Министерство транспорта — 5,87 трлн сумов (6,81 трлн сумов в прошлом году). Из них перечисления в Целевой фонд развития автомобильных дорог – 4,82 трлн сумов;
- Государственный комитет экологии и охраны окружающей среды – 38,4 млрд сумов (45,7 млрд сумов в прошлом году);
- Государственный комитет геологии и минеральных ресурсов – 1,1 трлн сумов (1,28 трлн сумов в прошлом году);
- Комитет по развитию шелковой и шерстяной промышленности – 186,6 млрд.сум;
- Министерство туризма и спорта – 1,71 трлн сумов (в прошлом году – 1,06 трлн сумов). Из этой суммы 60 млрд сумов выделено людям, которые проходят десять тысяч и более шагов в день через платформу «Здоровый образ жизни»;
- Комитет по промышленной безопасности – 14,3 млрд сумов (12 млрд сумов в прошлом году);
- Государственный комитет лесного хозяйства – 136,8 млрд сумов (105,8 млрд сумов в прошлом году);
- Комитет ветеринарии и развития животноводства – 516,5 млрд сумов (609,3 млрд сумов в прошлом году);
- Антимонопольный комитет – 9 млрд сумов (7,6 млрд сумов в прошлом году);
- Агентство по управлению государственными активами – 10,7 млрд сумов (7,1 млрд сумов в прошлом году);
- Министерство занятости и трудовых отношений – 1,25 трлн сумов (835,5 млрд сумов в прошлом году). Из них перечисления в Фонд содействия занятости – 940 млрд сумов;
- Госкомстат – 224,5 млрд сумов (210,4 млрд сумов в прошлом году);
- Минстрой – 358,9 млрд сумов (333,8 млрд сумов в прошлом году);
- МИД – 532,1 млрд сумов (в прошлом году 551,8 млрд сумов);
- Министерство инвестиций и внешней торговли – 415,8 млрд сумов (408,4 млрд сумов в прошлом году). Из них 110 млрд сумов (150 млрд сумов в 2021 году) пойдут на покрытие части транспортных расходов на экспорт;
- Министерство развития информационных технологий и коммуникаций – 160 млрд сумов (136,1 млрд сумов в прошлом году);
- Министерство юстиции — 178,9 млрд сумов (в прошлом году 145,5 млрд сумов)
- Министерство экономического развития и сокращения бедности – 761,1 млрд сумов (480,6 млрд сумов в прошлом году). Из них перечисления в Фонд поддержки предпринимательства – 500 млрд сумов (в 2021 году планировалось выделить 200 млрд сумов);
- Минфин – 73,27 трлн сумов (67,9 трлн сумов в прошлом году). Из них расходы на финансирование жилищных программ – 1,76 трлн сум (1,93 трлн сум в 2021 г.), процентные платежи по государственному долгу – 4,04 трлн сум (2,59 трлн сум в 2021 г.), внебюджетные социальные расходы в Пенсионный фонд – 4,35 трлн сум ( 4,24 трлн сумов в 2021 году), расходы, связанные с увеличением заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и тарифов на отдельные услуги – 11,35 трлн сумов, расходы на борьбу с пандемией коронавируса и приобретение вакцин – 1,7 трлн сумов (4,26 трлн сумов в прошлом году);
- Государственный налоговый комитет – 1,53 трлн сумов (1,19 трлн сумов в прошлом году);
- Кабинет Министров – 1,60 трлн сумов (в прошлом году – 2,23 трлн сумов). В том числе перечисления в централизованный фонд возмещения убытков, причиненных физическим и юридическим лицам в связи с изъятием земель для нужд государства и общества — 500 млрд сумов (в 2021 году — 323 млрд сумов);
- Администрация Президента – 814,6 млрд сумов (1,44 трлн сумов в прошлом году);
- Агентство развития государственной службы – 236,2 млрд сумов;
- Счетная палата – 67,6 млрд сумов;
- Сенат – 59,9 млрд сумов (38,4 млрд сумов в прошлом году);
- Законодательная палата – 243 млрд сумов (в прошлом году – 224,7 млрд сумов);
- Омбудсман — 7,6 млрд сумов (4 млрд сумов в прошлом году);
- Генеральная прокуратура – 1,357 трлн сумов (1,375 трлн сумов в прошлом году);
- Верховный суд — 1 трлн сумов (838 млрд сумов в прошлом году);
- Конституционный суд — 12,2 млрд сумов (в прошлом году 6,5 млрд сумов);
- Высший совет судей – 33,1 млрд сумов (в прошлом году – 23,2 млрд сумов);
- Агентство по борьбе с коррупцией – 21,1 млрд сумов (в прошлом году – 25,4 млрд сумов);
- Центральная избирательная комиссия – 12 млрд сумов (279 млрд сумов в прошлом году);
- Детский омбудсман – 1,3 млрд сумов;
- НТРК — 561,3 млрд сумов (427,1 млрд сумов в прошлом году);
- УзА – 20,6 млрд сумов (в прошлом году 26,6 млрд сумов);
- Агентство Президента по образовательным учреждениям – 430,5 млрд сумов;
- Узархив — 10,4 млрд сумов (в прошлом году 8,4 млрд сумов);
- Агентство по развитию медико-социального обслуживания – 197 млрд сумов;
- Агентство кинематографии – 233 млрд сумов;
- Агентство по карантину и защите растений – 82,4 млрд сумов;
- Агентство стратегического развития – 7,5 млрд сумов;
- Центр духовности и просвещения – 63,2 млрд сумов (80,4 млрд сумов в прошлом году);
- Узгидромет – 180,7 млрд сумов (128,1 млрд сумов в прошлом году);
- Национальный центр по правам человека – 11,4 млрд сумов (9,6 млрд сумов в прошлом году)
- Агентство по делам молодежи – 212,8 млрд сумов (318 млрд сумов в прошлом году);
- Министерство поддержки махалли и семьи – 148,4 млрд сумов (370,1 млрд сумов в прошлом году)
- Академия наук — 328,2 млрд сумов (в прошлом году — 257,6 млрд сумов)
- Другие организации — 29,06 трлн сумов.
Предельные суммы средств, которые будут выделены распорядителям бюджетных средств второго уровня в 2022 году:
Организации, подведомственные Министерству здравоохранения
- Благотворительный фонд «За здоровое поколение» — 58,7 млрд сумов;
- Республиканский центр социальной адаптации детей – 5 млрд сумов;
- Служба санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья – 263 млрд сумов.
Организации, подведомственные Министерству культуры
- Академия художеств Узбекистана – 112,2 млрд сумов;
- Национальная библиотека имени Алишера Навои – 19,07 млрд сумов.
Организации, связанные с Министерством туризма и спорта
- Ассоциация футбола Узбекистана – 6,2 млрд сумов;
- Национальный олимпийский комитет – 135 млрд сумов;
- Национальный паралимпийский комитет – 30,9 млрд сумов;
- Агентство культурного наследия – 107,9 млрд сумов.
Организации, связанные с Налоговым комитетом
- Кадастровое агентство – 166 млрд сумов;
Организации, связанные с Министерством инвестиций и внешней торговли
- Агентство по техническому регулированию – 10,5 млрд сумов;
Организации, связанные с Кабинетом Министров
- Национальное антидопинговое агентство – 3,8 млрд сумов;
- Инспекция по контролю за агропромышленным комплексом – 6,77 млрд сумов;
- Государственный тестовый центр – 17,8 млрд сумов;
- Высший аттестационный комитет – 2,6 млрд сумов;
- Комитет по делам религий – 113,8 млрд сумов;
- Комитет по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами – 6,4 млрд сумов;
- Государственный музей жертв репрессий – 3,2 млрд сумов;
- Государственная инспекция по контролю за качеством образования – 12,8 млрд сумов;
- газеты «Нурлы жол» и «Овози тожик» – 1,6 млрд сумов;
- Центр исламской цивилизации – 15,2 млрд сумов;
- Государственный центр персонализации – 10,2 млрд сумов;
- Международный исследовательский центр имама Бухари – 9,4 млрд сумов;
- Фонд развития узбекского языка – 5 млрд сумов (5 млрд);
- Агентство космических исследований и технологий – 30,4 млрд сумов;
- Национальный информационно-аналитический центр по контролю за наркотиками – 2,5 млрд сумов;
- Агентство по популяризации иностранных языков – 3,7 млрд сумов;
- Государственная инспекция по безопасности объектов водного хозяйства – 5,2 млрд сумов.
Учреждения при Администрации Президента
- Академия государственного управления – 24,7 млрд сумов;
- Комплекс первого президента Ислама Каримова – 10,2 млрд сумов;
- Институт стратегических и межрегиональных исследований – 23 млрд сумов;
- Агентство информации и массовых коммуникаций – 89,6 млрд сумов;
- Центр экономических исследований и реформ – 18,5 млрд сумов;
- Главное управление медицины при Администрации – 173 млрд сумов;
Учреждения Законодательной палаты
- Общественный фонд по поддержке ННО и других институтов гражданского общества – 82,3 млрд сумов;
- Институт проблем законодательства и парламентских исследований – 10,6 млрд сумов;
Организации, находящиеся в ведении Генеральной прокуратуры
- Бюро принудительного исполнения – 442,7 млрд сумов;
- Департамент по борьбе с экономическими преступлениями – 195,2 млрд сумов.
Top
Дуальное образование в Узбекистане: в чем подвох? — разобрался эксперт
https://uz.sputniknews.ru/20210330/dualnoe-obrazovanie-v-uzbekistane-v-chem-podvox—razobralsya-ekspert-18037928.html
Дуальное образование в Узбекистане: в чем подвох? — разобрался эксперт
Дуальное образование в Узбекистане: в чем подвох? — разобрался эксперт
ТАШКЕНТ, 30 мар — Sputnik. Начиная с 2021/2022 учебного года в системе профессионального образования Узбекистана появится новое понятие — дуальное обучение.
- 2021-03-30T17:22+0500
- 2021-03-30T17:22+0500
- 2021-03-30T17:32+0500
- общество
- узбекистан
- образование
- учеба
- министерство высшего и среднего специального образования
- студенты
- работа
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.img.sputniknews-uz.com/img/07e5/03/1e/18041878_109:0:3750:2048_1920x0_80_0_0_87679d803c8d7038bec35750a87ff3b8.jpg
В чем преимущества и риски дуального подхода к школьному образованию в Узбекистане — мнение
В чем преимущества и риски дуального подхода к школьному образованию в Узбекистане — мнение
ТАШКЕНТ, 30 мар — Sputnik. Начиная с 2021/2022 учебного года в системе профессионального образования Узбекистана появится новое понятие — дуальное обучение.Что это такоеЭто вид образования, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на рабочем месте.
Как это будет происходитьУчебные заведения заключают договоры с организациями, которым необходимы кадры (заказ делается на конкретное количество специалистов, работодатели принимают участие в составлении учебной программы). Студенты учатся не реже двух дней в неделю, в остальные дни проходят практику (получается, что без отрыва от учебы) и работают, получают зарплату.
Однако насколько успешно эта система будет реализована, пока не ясно.Мнение экспертаВ чем преимущество и риски дуального подхода к школьному образованию в Узбекистане, рассказал исполнительный директор Российского общества политологов (РОП), профессор факультета политологии МГУ имени Ломоносова Игорь Кузнецов.
В интервью Sputnik эксперт отметил, что удивлен такой инициативой, но все же понимает, почему она была предложена.В чем же особенность этой системы? Дело в том, что труд несовершеннолетних был ограничен трудовыми нормами еще со времен СССР.
Согласно закону, дети не могут работать полный рабочий день, разрешенное количество часов — 2 или же 4 в зависимости от возраста ребенка и сложности трудовых функций.Второй момент: в Трудовом кодексе указано, что в случае с несовершеннолетними работа не должна заменять и занимать больше времени, чем учеба. Это опыт весьма специфический, считает эксперт.
По его словам, причиной перехода к такой системе может также быть демографическая ситуация в республике (высокая рождаемость и достаточно молодое население).По мнению Кузнецова, эта дуальная система образования, вероятно, стала попыткой перераспределить возможности и ресурсы на рынке труда, снизить затраты на социальную сферу.
Эксперт вспомнил свои школьные годы и отметил, что у него тоже были такие практические дни, за них тоже платили, но они между тем никак не мешали учебе.Иными словами, народ хотят занять делом, а когда общество занято делом, то оно перестает быть социально деструктивным и радикальным.Полный комментарий слушайте в аудиозаписи.
https://uz.sputniknews.ru/20210129/V-Uzbekistane-poyavilsya-portal-idey-dlya-obrazovaniya-15893208.html
узбекистан
Sputnik Узбекистан
- info@sputniknews-uz.com
- +74956456601
- MIA „Rosiya Segodnya“
2021
Sputnik Узбекистан
- info@sputniknews-uz.com
- +74956456601
- MIA „Rosiya Segodnya“
Новости
ru_UZ
Sputnik Узбекистан
- info@sputniknews-uz.com
- +74956456601
- MIA „Rosiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputniknews-uz.com/img/07e5/03/1e/18041878_564:0:3295:2048_1920x0_80_0_0_cd9a9b687f61268a83bc3733b2e7c401.jpg
Sputnik Узбекистан
- info@sputniknews-uz.com
- +74956456601
- MIA „Rosiya Segodnya“
Sputnik Узбекистан
- info@sputniknews-uz.com
- +74956456601
- MIA „Rosiya Segodnya“
узбекистан, образование, учеба, министерство высшего и среднего специального образования, студенты, работа
ТАШКЕНТ, 30 мар — Sputnik. Начиная с 2021/2022 учебного года в системе профессионального образования Узбекистана появится новое понятие — дуальное обучение.
Что это такое
Это вид образования, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на рабочем месте.
Как это будет происходить
Учебные заведения заключают договоры с организациями, которым необходимы кадры (заказ делается на конкретное количество специалистов, работодатели принимают участие в составлении учебной программы).
Контракт также заключается между организацией и студентом, при этом учащемуся предоставляется конкретная работа.
Студенты учатся не реже двух дней в неделю, в остальные дни проходят практику (получается, что без отрыва от учебы) и работают, получают зарплату.
Однако насколько успешно эта система будет реализована, пока не ясно.
Мнение эксперта
В чем преимущество и риски дуального подхода к школьному образованию в Узбекистане, рассказал исполнительный директор Российского общества политологов (РОП), профессор факультета политологии МГУ имени Ломоносова Игорь Кузнецов.
В интервью Sputnik эксперт отметил, что удивлен такой инициативой, но все же понимает, почему она была предложена.
«Эта система необычна. В странах постсоветского пространства все-таки используется система среднего (общего) образования. То есть это полноценная недельная занятость 5/6-дневная, а здесь предлагается или пополам делить неделю, или вовсе внедрять больше трудового воспитания», — пояснил Кузнецов.
В чем же особенность этой системы? Дело в том, что труд несовершеннолетних был ограничен трудовыми нормами еще со времен СССР.
Согласно закону, дети не могут работать полный рабочий день, разрешенное количество часов — 2 или же 4 в зависимости от возраста ребенка и сложности трудовых функций.
Второй момент: в Трудовом кодексе указано, что в случае с несовершеннолетними работа не должна заменять и занимать больше времени, чем учеба.
«Указывается, что посещение школы, получение основного общего образования — это приоритет, а все остальное — вторично. Здесь же предлагается совершенно другой подход: воспитание через труд. Скорее всего, это ответ на запросы рынка труда и какая-то попытка уйти от модели всеобщего среднего образования. Вот, что я здесь вижу», — продолжил Кузнецов.
Это опыт весьма специфический, считает эксперт. По его словам, причиной перехода к такой системе может также быть демографическая ситуация в республике (высокая рождаемость и достаточно молодое население).
По мнению Кузнецова, эта дуальная система образования, вероятно, стала попыткой перераспределить возможности и ресурсы на рынке труда, снизить затраты на социальную сферу.
Эксперт вспомнил свои школьные годы и отметил, что у него тоже были такие практические дни, за них тоже платили, но они между тем никак не мешали учебе.
«Я считаю, что здесь как раз идет откат назад по сравнению с имеющимися социальными стандартами. Второй момент, который может выступать аргументом: возможно, это попытка занять значительную часть общества… энергичную, молодую, пассионарную… чем-то общественно полезным, но с сокращением ее социализации в условиях общеобразовательной школы», — добавил Кузнецов.
Иными словами, народ хотят занять делом, а когда общество занято делом, то оно перестает быть социально деструктивным и радикальным.
Полный комментарий слушайте в аудиозаписи.
Все техникумы Узбекистана прикрепят к вузам | Новости Таджикистана ASIA-Plus
С 2021/2022 учебного года число техникумов Узбекистана вырастет на 24 и все они будут прикреплены к вузам. Директор техникума одновременно является членом Ученого совета соответствующего вуза. Об этом говорится в постановлении президента РУ от 31 августа, сообщает Фергана.
- Согласно документу, 213 техникумов закрепят за профильными вузами и отраслевыми организациями по основным направлениям подготовки, один техникум — Джизакский техникум услуг и сервиса при Ташкентском государственном педагогическом университете – будет упразднен.
- Министерство высшего и средне-специального образования совместно с Минфином и Минэкономразвития должно в двухмесячный срок внести предложения по поэтапному увеличению с 2022/2023 учебного года госзаказа на подготовку кадров среднего звена в таких сферах, как строительство, транспорт, сельское хозяйство, легкая промышленность, услуги и информационные технологии.
- С 2022/2023 учебного года выпускники школ, не сумевшие поступить в вуз, получат возможность бесплатно отучиться в техникуме.
Систему средне-специального образования в Узбекистане обновили с 2020/2021 учебного года. Тогда указом президента была создана сеть профессиональных образовательных учреждений, состоящая из профессиональных школ, колледжей и техникумов.
Профессиональным школам предписано готовить на дневной форме обучения кадры из выпускников 9-х классов на основе двухлетних интегрированных программ общеобразовательных предметов и предметов по специальности.
Колледжи предназначены для имеющих общее среднее образование и завершивших образовательные программы, соответствующие как минимум третьему уровню Международной классификации. Форма обучения может быть дневной, вечерней и заочной продолжительностью до двух лет.
В техникумах могут учиться люди, имеющие как минимум общее среднее образование и завершившие образовательные программы, соответствующие как минимум третьему либо четвертому уровню Международной классификации. Обучение может быть дневным, вечерним и заочным, продолжительность — не менее двух лет.
Успешные выпускники техникумов имеют право продолжить обучение в вузах по профильным направлениям образования бакалавриата, начиная со второго курса без сдачи вступительных экзаменов — на основе индивидуального собеседования.
В марте 2021 года сообщалось, что обучение в некоторых учреждениях системы профессионального образования будет дуальным: теоретическая часть подготовки будет проходить на базе образовательной организации, а практическая – на рабочем месте. Для ученика в организации, нуждающейся в новых кадрах, выделяется определенная должность. Не менее двух дней в неделю он будет учиться, а в остальные дни – работать и получать за это плату.
По данным Министерства народного образования Узбекистана, в 2020/2021 учебном году в стране был организован прием в 65 академических лицеев, 339 профессиональных школ, 211 колледжей и 176 технических школ (техникумов).
В узбекистане готовится пакет мер по кардинальному изменению системы поступления и учебы в вузах. главное
Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. В Узбекистане готовится пакет мер по кардинальному изменению системы поступления и учебы в вузах, сообщает корреспондент Podrobno.uz со ссылкой на проекте указа президента о Государственной программе 2021 года.
Прозрачность
Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Министерством финансов и Государственным центром тестирования до 1 июня 2021 года сформировать единый электронный реестр, предусматривающий открытые данные о лицах, набравших баллы на вступительных экзаменах в высшие образовательные учреждения.
Бюджетных мест в вузах будет больше
- Планируется увеличить количество государственных грантов для высшего образования на 25 процентов и количество государственных грантов для девушек из нуждающихся семей в 2 раза, а также внедрить систему выделения государственных грантов частным высшим образовательным учреждениям на подготовку специалистов.
- Министерству экономического развития и сокращения бедности совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами поручено обеспечить кардинальный пересмотр параметров государственного заказа на прием на обучение в 2021/2022 учебном году.
- Президентский грант
Начиная с 2021/2022 учебного года, будет внедрен грант президента Узбекистана для 200 молодых людей, набравших максимальные баллы на вступительных экзаменах в высшие образовательные учреждения.
Льготное кредитование
- Планируется внедрить практику предоставления льготного образовательного кредита семьям с двумя и более детьми, обучающимся в высших образовательных учреждениях на контрактной основе, и возвращения данного кредита студентом после окончания периода обучения.
- Министерству финансов совместно с Центральным банком в трехмесячный срок должны принять меры по внедрению данной практики и обеспечению выделения целевых ресурсов коммерческим банкам на льготные кредиты за счет средств Государственного бюджета.
- Академический отпуск
Планируется установить следующий порядок предоставления академического отпуска:
- студентам, изъявившим желание получить академический отпуск, обучение на срок академического отпуска по их собственному желанию переводится на заочную и дистанционную форму (если в высшем образовательном учреждении имеются такие формы обучения) с созданием возможности получения непрерывного самостоятельного образования;
- студентам, не имеющим возможности продолжить образование в традиционной форме по причине ухода за больным членом семьи, также предоставляется право получения академического отпуска;
- отменяются количественные ограничения на предоставление академического отпуска студентам в период обучения;
- отменяется практика переобучения студентов, вернувшихся из академического отпуска, по ранее пройденным предметам.
Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Государственной инспекцией по надзору за качеством образования поручено в месячный срок внести в Кабинет Министров проект постановления, предусматривающего создание правовых основ по организации самостоятельного обучения студентов, изъявивших желание получить академический отпуск, в заочной и дистанционной форме, а также направлениям образования экстернатом в высших образовательных учреждениях.
Научные степени
- С 1 сентября 2021 года запланирована поэтапная передача научным советам престижных базовых высших образовательных учреждений полномочий по присвоению научных степеней и научных званий.
- Министерству инновационного развития, Министерству высшего и среднего специального образования, а также Высшей аттестационной комиссии при Кабинете Министров в трехмесячный срок поручено внести проект постановления президента по подготовке кадров с ученой степенью и дальнейшему совершенствованию системы государственного управления в сфере послевузовского образования.
- Учеба за рубежом
В целях кардинального повышения эффективности подготовки одаренных специалистов в престижных зарубежных образовательных, научных и других учреждениях востребованным в республике профессиям, начиная с 1 апреля 2021 года:
- увеличить число молодежи, направляемой на учебу в магистратуру и докторантуру престижных зарубежных вузов по линии фонда «Эл-юрт умиди», в 5 раз;
- внедрить систему обучения по образовательным программам бакалавриата за рубежом за счет Фонда «Эл-юрт умиди» и обеспечить в 2021 году направление 100 молодых людей за рубеж для получения образования;
- внедрить практику проведения на регулярной основе для всех граждан Республики Узбекистан отбора кандидатов, независимо от их места работы и жительства в республике, по образовательным программам Фонда «Эл-юрт умиди» на основе открытого конкурса стипендий;
- внедрить порядок проведения конкурса стипендий для программ обучения в бакалавриате, магистратуре и докторантуре на основе заявок престижных зарубежных образовательных, научных или других учреждений о приеме на учебу.
Фонду «Эл-юрт умиди» в месячный срок принять конкретные меры по кардинальному совершенствованию системы подготовки государственных служащих и специалистов за рубежом.
Как устроена школа в Узбекистане
Какие особенности присущи узбекской школе, что в ней интересного?
Узбекистан провел масштабную реформу системы образования. Все старые школы в стране прошли реконструкцию. На это был истрачен 1 млрд долларов. Проводили не только капитальный ремонт, но и достроили необходимые здания, где разместились лаборатории, компьютерные классы, спортивные залы. Построили десятки новых школ, в которых уже предусмотрено все необходимое для современного школьника.
К 2018 году в Узбекистане насчитывалось 9718 школ. Из них 6012 (62%) находятся в сельской местности, 3706 (38%) в городе. На 5,5 миллионов школьников приходится около 410 тысяч учителей.
За последние годы в стране издано 142 миллиона учебников и пособий.
Более 500 тысяч первоклассников ежегодно в качестве президентского подарка бесплатно получают ранцы, все учебники и учебные принадлежности 12 наименований.
Система образования Узбекистана
За время реформы в стране были переписаны учебники, изменены программы, ликвидированы 10-11 классы в школах и построены академические лицеи и профессиональные колледжи. Первоначально после реформ система узбекского образования выглядела так:
- Начальная школа (1-4 классы).
- Общая средняя школа (5-9 классы).
- Среднее специальное (в академических лицеях) и среднее профессиональное (в профессиональных колледжах) образование — 3 года.
- Базовое высшее образование (бакалавриат) — 4 года в высших учебных заведениях, институтах, академиях.
- Высшее образование (магистратура) — 2 года.
- Послевузовское образование (интернатура, аспирантура, докторантура).
Главная особенность национальной модели образования заключалась в том, что после девяти лет школы следующие три года дети обучались я в профессиональных колледжах и академических лицеях, где кроме общеобразовательных дисциплин они несколько профессий, востребованных на рынке труда. Система называлась 9+3.
Но после 10 лет реформ от такой системы решили отказаться и опять вернуться к 11-летнему обучению. Начиная с прошлого года, у узбекских выпускников 9 класса будет выбор: либо оставаться в средней школе еще два года, либо поступать в трехлетний профессиональный колледж или академический лицей
По новому учебному плану учащиеся 10-х классов 5 дней в неделю будут изучать общеобразовательные предметы и 1 день – предметы, связанные с профессиями.
Условия обучения в школе
В Узбекистане в школу принимают в возрасте 6-7 лет. Количество «шестилеток» в классе не должно превышать определенного процента.
За каждым ребенком 6-летнего возраста устанавливается психологический надзор.
После 6 месяцев обучения психолог выносит решение о том, может ли данный ребенок продолжить обучение, или ему стоит прийти в первый класс на следующий год еще раз, когда ему исполнится 7 лет.
Дети прикрепляются к школам по месту проживания, классы смешанные без деления на мальчиков и девочек.
Процесс образования каждый год начинается со 2 сентября и длится до 25 мая. Учебный год делится на 4 четверти, с перерывами на каникулы (День учителя, Новый год, Навруз). Обычно уроки начинаются в 8:00 и длятся 45 минут. Из-за большого количества детей занятия проводятся в 2 смены: до обеда и после обеда.
Все первоклассники обеспечиваются бесплатными учебниками и комплектом канцелярских принадлежностей (подарки Президента). Начиная со второго класса, ученики приобретают учебники в аренду. Стоимость аренды зависит от количества книг. В последнее время все школы обеспечиваются электронными учебниками и дидактическими материалами.
Детям из малообеспеченных или многодетных семей учебники выдаются бесплатно. Для них же предусмотрены дополнительные льготы в виде бесплатного обеда (до 4 класса) и комплекта зимней одежды.
Особенности школьной программы
Школьное образование в Узбекистане проводится согласно программе, соответствующей международным стандартам. Программа единая для всех школ — условия и нормативы прописаны в Государственном образовательном стандарте (ГОС).
Средняя нагрузка учащегося 1-9 класса составляет в среднем 29,6 академических часов. Для первоклассника это – 22 часа, для 9-классника – 37 часов.
С 1-го по 4-й класс ученики получают начальное образование. Его цель сформировать основы грамотности, навыков и знаний, необходимых для дальнейшей учебы.
На следующем этапе ученики получают больший объем информации, развивают самостоятельное мышление, организаторские способности, приобретают практический опыт, способствующий первоначальной профессиональной ориентации.
Базисный учебный план включает в себя 22 предмета. Сетка предметов в школьной программе Узбекистана мало чем отличается от российской. Исключение составляют гуманитарные науки: есть “История Узбекистана”, “Основы духовности”, “Основы Конституции”.
Есть предмет “Идея Национальной Независимости”. Большой, просто огромный, упор делается на патриотическое воспитание.
Недавно в программу добавился предмет «Воспитание», который объединил такие дисциплины, как «Национальная идея», «Одобнома», «История религий», «Чувство Родины».
Также в учебном курсе литературы сделан упор на изучение истории узбекской литературы.
Обучение ведется на государственном языке (узбекском), в русских школах — на русском. Русский в узбекских школах дается как обязательный второй язык, а в русских школах преподается узбекский. Есть школы, где преподавание ведется на казахском, киргизском, таджикском и туркменском языках. Школьники обучаются письму на латинском шрифте, ранее это была кириллица.
С 2013-2014 учебного года с первого класса преподаются английский, французский и немецкий языки. Часть технических предметов и предметы международных специальностей преподаются на иностранном языке.
Общее среднее образование завершается итоговой аттестацией выпускников, которым вручается аттестат государственного образца, а достигшим особых успехов — аттестат с отличием.
Экзамены в школе
Государственные экзамены предусмотрены в 9 классах. В 4-8 классах — переводные экзамены.
Переводные экзамены проводятся по двум предметам. Из них один является обязательным и рекомендован Министерством образования, а второй предмет учащиеся выбирают самостоятельно из трех дисциплин, предложенных Министерством.
- Государственные экзамены в 9 классе: математика (контрольная работа), родной язык (изложение), физкультура (теория и практика), физика (устно), химия (устно), второй язык (устно), история (устно).
- После ряда экспериментов с формой проведения экзаменов было решено вернутся к зарекомендовавшей себя практике советской школы: если устно, то готовятся билеты, если письменно, то проводится контрольная работа.
- Выпускники русских школ и учащиеся классов на русском языке, планирующие поступление в российский вуз, должны сдавать российский ЕГЭ.
Узбекистан: есть предпосылки для интеграции системы образования с РФ
Российская ГазетаРоссийская Газета
Россия, в свою очередь, неоднократно подчеркивала свою заинтересованность в более тесной, взаимовыгодной и многосторонней интеграции с системой высшего образования Узбекистана. Для этого есть все предпосылки, включая общую историю развития систем образования и традиционные дружеские связи педагогов и ученых двух стран, а также политическую волю руководителей государств.
Из года в год растет число студентов из Узбекистана, обучающихся в России: сейчас их около 25 тысяч. Это говорит о востребованности российского высшего образования среди узбекской молодежи.
Предполагается дальнейшее расширение сети филиалов институтов и университетов РФ в нашей стране, создание на системной основе совместных факультетов, кафедр, обучение студентов по программам двойных дипломов, а также реализация совместных исследовательских проектов.
Ином Маджидов, министр высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан: Из года в год растет число студентов из Узбекистана, обучающихся в вузах России: сейчас их около 25 тысяч. Это говорит о востребованности российского высшего образования среди узбекской молодежи
Сегодня в девяти вузах Узбекистана запущено 26 совместных с российскими партнерами программ по двойным дипломам, в том числе 23 по бакалавриату и 3 по магистратуре. Начиная с 2019/2020 учебного года их число будет расширено до 30 программ в 15 вузах.
При этом в России высоко оценивают уровень образования, который предоставляют вузы Узбекистана. Ректор Московского государственного университета Виктор Садовничий в ходе узбекско-российского образовательного форума особо отметил математическую школу республики и достижения по ряду фундаментальных и прикладных наук.
Он предложил узбекским университетам принять участие в международном рейтинге вузов, разработанном в МГУ, а также наладить сотрудничество математических школ МГУ и Национального университета Узбекистана для развития фундаментальной и прикладной математики, разработки совместных программ в области цифровых технологий и других проектов.
Университеты также могут создать совместные инновационные научно-технологические центры, в которых будут все возможности для творчества молодежи, а также стать базами для отбора талантливых школьников.
Многие из этих инициатив вошли в «дорожные карты», которые утверждены в ноябре прошлого года постановлением президента Республики Узбекистан «О мерах дальнейшего расширения двухстороннего стратегического партнерства и союзнических отношений между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией». 22 января 2019 года состоялся визит делегации Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан в Министерство науки и высшего образования РФ, а в феврале-апреле проведены видеоконференции между ведомствами.
249 профессоров и преподавателей из России было привлечено к работе в вузах Узбекистана в первом полугодии 2019 года
Важными этапами двустороннего сотрудничества в образовательной отрасли стали межрегиональная конференция ректоров вузов России и Узбекистана, прошедшая в апреле этого года в Астрахани, и российско-узбекское совещание по вопросам реализации договоренностей в сфере высшего образования.
По итогам переговоров ректоров вузов Узбекистана и России подписано 15 договоров и соглашений о сотрудничестве по программе двойных дипломов, повышению квалификации педагогов, обмену магистрами, организации совместных программ обучения, научных исследований. Определены и приемлемые для обеих сторон параметры единой организационно-правовой модели открытия филиалов российских вузов в Узбекистане.
В мае с.г. на заседании совместной узбекско-российской комиссии было подписано соглашение о взаимном признании образования, квалификаций и ученых степеней. До последнего времени Российская Федерация заключила подобные соглашения со всеми странами СНГ, кроме Узбекистана.
Теперь этот пробел устранен.
Соглашение обеспечивает доступ к профессиональной деятельности российским и узбекским гражданам, включая тех, кто проживает на территории двух государств, а также выпускников филиалов российских образовательных организаций, расположенных на территории Узбекистана.